В Уставе муниципального образования г.Комсомольска-на-Амуре в статье 4 определяется, что местное самоуправление в городе Комсомольске-на-Амуре осуществляется непосредственно населением и (или) через органы местного самоуправления, а также обозначены и раскрыты формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления [11].
Таким образом, местное самоуправление, хотя и не входит в систему органов государственной власти, по своей природе всё же является частью публичной власти. Местное самоуправление действует в соответствии с конституциями и законами, а следовательно, оно производно от государства.
Взаимодействие государственных и муниципальных органов РФ
Государственный орган – это составная относительно самостоятельная часть аппарата государства, обладающая установленной законом структурой, осуществляющая функции государства и наделённая для этого властными полномочиями [19;35].
Проблема осуществления органами местного самоуправления государственных полномочий с момента введения в Российской Федерации самого института самоуправления является одной из наиболее острых и актуальных как в теоретическом, так и в практическом плане [23;67].
Включение государственных полномочий в компетенцию органов местного самоуправления, как показывает законотворческая практика, не требует специального механизма передачи. Федеральный или региональный законодатель в этом случае просто закрепляет в соответствующих законах государственные полномочия органов местного самоуправления. Так, например, глава 4 ФЗ № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» закрепляет порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями [3;ст.19].
В России передача большинства соответствующих государственных полномочий органам местного самоуправления произошла «де-факто», как результат замены системы местных государственных органов в лице городских, районных, районных в городах, сельских и поселковых Советов народных депутатов и их исполкомов на соответствующие органы местного самоуправления. Поскольку сама процедура передачи государственных полномочий органам местного самоуправления в нормативно-правовом исполнении отсутствует, то в научной лексике это явление обозначается термином «инкорпорация» (включение в свой состав, присоединение).
Таким образом, инкорпорированные государственные полномочия – это полномочия, исключенные из компетенции государственных органов в соответствие с действующим законодательством и переданные в компетенцию органов местного самоуправления. Основной причиной, в связи с которой осуществляется инкорпорация государственных полномочий в компетенцию органов местного самоуправления, является необходимость децентрализации государственной власти, то есть политико-правового процесса перехода властных полномочий от централизованной подсистемы к децентрализованной в целях наиболее эффективного принятия и исполнения управленческих решений [23;67].
В силу подпункта 11 п.1 ст.6 Федерального закона №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к ведению местного самоуправления относится контроль за использованием земель на территории муниципального образования. Согласно же ст. 70 Земельного кодекса РФ все земли в пределах городской, поселковой черты и черты сельских населённых пунктов находятся в ведении представительных органов соответствующих административно-территориальных единиц, что позволяет органам местного самоуправления осуществлять в сфере земельных отношений помимо контрольных и иные распорядительные функции.
Сравнивая две указанные сферы компетенции органов местного самоуправления, можно сделать вывод, что, отличаясь по основанию возникновения и режиму использования, обе они непосредственно связаны с осуществлением государственных функций. Поэтому с точки зрения государственных интересов они имеют наиболее важное значение [22;46]. Вместе с тем, необходима разработка определённых ведомственных и отраслевых критериев для выяснения обоснованности передачи органам местного самоуправления государственных полномочий. Например, не вызывает сомнения необходимость осуществления органами местного самоуправления государственной функции, связанной с предоставлением и контролем за использованием государственных земель, поскольку муниципальная власть с разветвлённой сетью земельных комитетов и налаженной системой учёта земель оперативно решит на месте все земельные вопросы.
Статья Федерального закона от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне», согласно которой органы местного самоуправления вместе с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации организуют и обеспечивают воинский учёт и подготовку граждан РФ к военной службе, их призыв на военную службу, военные сборы и призыв по мобилизации; обеспечивают учёт и мобилизационную подготовку транспортных и других технических средств в целях обороны и т.п.
Однако в приведённом выше Федеральном законе «Об обороне» ни слова не говорится об источниках финансирования тех мероприятий, которые возложены Законом на органы местного самоуправления. То есть получается, что муниципальные органы должны самостоятельно изыскивать у себя резервы и источники на реализацию этих полномочий. При этом никаких оснований для обращения за предоставлением средств из государственного бюджета у органов местного самоуправления не имеется, поскольку подобные полномочия официально, как это положено по Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» этим органам не делегировалась. Соответствующую позицию занимают судебные инстанции, которые привлекают муниципальные органы к ответственности за невыполнение возложенных на них государственных полномочий без учёта наличия, либо отсутствия у муниципальных образований материальных и финансовых средств [21;68].
Выход из этого положения видится в том, чтобы в самих законах, предусматривающих инкорпорацию государственных полномочий, признать необходимость финансирования их реализации из соответствующих государственных бюджетов. В отличие от порядка финансирования делегированных государственных полномочий, наделение которыми осуществляется с одновременной передачей необходимых материальных и финансовых средств, при инкорпорации государственных полномочий, учитывая её долговременный и безотзывный характер, достаточно будет определить конкретный бюджетный источник. В качестве примера можно привести процент отчисления какого-либо федерального или регионального налога, либо специальный внебюджетный фонд, обозначив целевое использование этого источника.
В процессе осуществления органами местного самоуправления делегированных государственных полномочий зачастую возникает положение, когда при неизменности делегированных полномочий увеличивается интенсивность или объём их реализации. Данное обстоятельство следует расценивать как существенное изменение условий реализации, что должно повлечь за собой необходимую корректировку в сторону увеличения материального и финансового обеспечения [21;72].
Существует правило: если федеральные органы государственной власти передают какие-либо полномочия региональным органам, те в принципе могут их передавать дальше, то есть органам местного самоуправления. Иногда об этом прямо указывается в Федеральном законе о передаче конкретных полномочий. Характерный пример – Федеральным законом от 15 ноября 1997 №143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» полномочия на государственную регистрацию актов гражданского состояния, являющиеся полномочиями Российской Федерации, переданы органам государственной власти субъектов Федерации с возможностью дальнейшего делегирования органам местного самоуправления [12; 18].
Правовая конструкция, направленная на расширение участия органов местного самоуправления в решении государственных дел, закреплена федеральными законами от 31 декабря 2005 №199-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий» и от 29 декабря 2006 №158-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с разграничением полномочий».
Данными актами предусмотрено право органов местного самоуправления на осуществление государственных полномочий, которые им не переданы, но участие в осуществлении которых предусмотрено федеральными законами. Эти права связаны с мерами социальной помощи и поддержкой отдельных категорий граждан, созданием условий для осуществления деятельности по реализации прав местных национально-культурных автономий, с нотариатом, опекой и попечительством. Такие права муниципалитетов по своему содержанию отвечают функциональному назначению местного самоуправления [12; 19].
Опека и попечительство, нотариат, общественные работы, действия в межнациональной сфере требуют ответственного перед гражданами поведения. Не может орган местного самоуправления сегодня заняться опекой, а завтра перестать в ней участвовать, то же самое с нотариальными и другими действиями. Если орган местного самоуправления берётся за осуществление этих полномочий, они становятся для него обязательными и выполняются в определённом порядке. Поэтому законодатель должен установить процедуру реализации предоставленных муниципалитетам прав.
Выполнение местными органами не только собственных вопросов, но и определённой части государственных полномочий исторически было всегда. Процесс этот объективно необходимый и большей частью взаимовыгодный как для населения, так и для государства. Обусловлен он экономической, социальной, управленческой и организационно-технической целесообразностью [18;13]. Но, нахождение оптимальных способов разграничения компетенции органов власти различных уровней в федеративном государстве имеет принципиально важное значение для эффективного и устойчивого функционирования общества и государства, включая его социально-экономическую сферу [20; 5].