Правовое и социальное государство. Правовое и социальное государство является величайшим достижением мировой цивилизации. При анализе государственности целесообразно исходить из теории «правого государства». Она заключается в утверждении суверенности народа как единственного источника государственной власти, подчинении государства обществу, приоритете права. Если государственное устройство основано на букве и духе закона, общепринятых либеральных конституционных принципах, то оно рассматривается как правовое государство.
Становление правового государства – длительный процесс, зависящий от целого ряда факторов. Наиболее существенными из них являются: уровень социально-экономического и культурного развития общества, наличие исторических традиций правовой жизни и правовой культуры, которые приобретаются обществом под воздействием государства и общественной морали на протяжении веков, совершенство самого права, регулирующего общественную жизнь. Правовое государство характеризуется верховенством закона над государственными, судебными организациями и всеми гражданами, взаимной правовой ответственностью государства и личности, разделением властей, эффективным контролем со стороны государства и общества за исполнением закона.
Таблица № 1.
Отличительные черты правового и неправового государств
Неправовое государство | Правовое государство |
1.Государственная власть не ограничивается никакими законами | 1. Государственная власть осуществляется на основе верховенства права |
2.Нет разделения властей или оно носит формальный характер | 2. Разделение властей носит реальный характер |
3.Права и свободы человека и гражданина не защищены | 3.Реальная защищённость прав и свобод человека и гражданина |
4.Обвинительное понимание задач правосудия, презумпция невиновности в законодательстве отсутствует либо не соблюдается | 4.Законодательство предполагает презумпцию невиновности и право обвиняемого давать показания только в присутствии адвоката |
5.Национальное законодательство не признает или отрицает приоритет международных правовых актов и норм | 5. Приоритет международных правовых актов и норм над национальным законодательством |
Правовое государство – это тот «идеальный тип» государства, к становлению которого стремится прогрессивное человечество. Оно вбирает в себя всё лучшее, что есть в богатой мировой теории и практике государственного строительства и права. Важно понимать, что усиление и развитие правовых начал в деятельности любого государства необязательно означает отмену его специфики, своеобразия форм правления и государственного устройства.
Строго говоря, «неправовых» государств не бывает. В любом государстве существуют определённые законы. Другой вопрос – о степени развития системы права, его роли в демократизации общества, уровне правовой культуры населения страны.
Тоталитарное государство, в отличие от правого, само является источником права и власти. Для него характерны правовой нигилизм и правовое невежество членов общества, несовершенство системы права и законодательства, отсутствие органов и общественных институтов правового надзора.
«Правовое» и «неправовое» государства отличаются темпами подвижности правовых норм и законов. В правовом государстве они менее подвижны, тогда как в «неправовом» возможна быстрая сменяемость законов и даже самих правовых принципов. Тем не менее именно правовое государство имеет основополагающие предпосылки для дальнейшего развития. Высшим пределом его совершенствования явится постепенный переход к элементам общественного самоуправления в условиях развитой правовой и общей культуры членов общества. Исторически это очень длительный процесс.
Особое значение и ценность в современных условиях приобрели такие черты государства, которые определяют его отношения с обществом, социальными группами и отдельными гражданами. Их цивилизованный характер, уважение прав человека и национальных меньшинств, высокая правовая культура всех субъектов общественных отношений нашли воплощение в понятии правого, демократического государства.
Также наряду с концепцией «правого государства», имеющей своей целью защитить права и свободы человека, существует теория «социального государства», предполагающая, что государство предназначено для гарантирования людям достойного существования. В мировой теории и практике государственного строительства и политической науке в последние десятилетия в качестве его комплексной сущностной характеристики всё больше утверждается понятие «социальное государство».
«Социальное государство» означает развитие «забот» государства от обеспечения внутреннего порядка и внешней безопасности до ответственности за благосостояние граждан. Такое государство предполагает наличие определённого комплекса социальных прав граждан и определённый уровень социальной защищённости, социальной справедливости.
Процесс возникновения и становления социального государства имеет долгую и сложную историю. Понятие «социальное государство» впервые было выдвинуто в середине XIX в. немецким государствоведом и экономистом Лоренцем фон Штейном (1815-1890), чья теория социального государства сложилась под влиянием философии Гегеля, французских социалистических доктрин, в результате анализа развития капитализма в Германии. Он считал, что государство должно «осуществлять экономический и общественный прогресс всех его членов, так как развитие одного является условием и следствием развития другого, и в этом смысле мы говорим об общественном или социальном государстве».
Интересен также «новый курс» президента Ф. Рузвельта в США, включавший в себя законодательное закрепление права рабочих на коллективный договор и организацию профсоюзов, общегосударственные мероприятия по борьбе с безработицей, помощь фермерам, решительные шаги в направлении социального обеспечения, ликвидации детского труда и сокращения рабочего дня, ведения пенсии по старости. Он представлял собой американский вариант интенсивного внедрения практики социального государства, предотвратил весьма вероятную социальную революцию, на многие десятилетия предопределил основные направления социальной политики американского государства.
Особую роль в создании в западных странах социального государства сыграл так называемый «План Бевериджа», представленный в конце 1942 г. Британскому парламенту председателем одного из его комитетов Уильямом Бевериджем и начавший осуществляться лейбористским правительством с 1945 г. План рассматривался его автором как часть «всеохватывающей политики социального прогресса» и предусматривал новую организацию всей системы социального обеспечения через расширения социального страхования вплоть до охвата им почти всех граждан государства, а также через гарантию единого национального среднего дохода, которого бы хватало на скромное поддержание жизни. Ядром плана была государственная социальная и экономическая политика, нацеленная на обеспечение полной занятости. Предусматривались создание безвозмездной, доступной всем гражданам государственной системы здравоохранения, контроль заработной платы и цен. План Бевериджа был использован в социальной деятельности послевоенных правительств Бельгии, Дании и Нидерландов, при создании современной системы социального обеспечения Швеции, являющейся лучшей в Европе, послужил моделью при обсуждении вопросов социально-экономического развития в послевоенной Германии.
После Второй мировой войны начался качественно новый этап в развитии социального государства - его возведение в конституционный принцип, его интерпретация как особого типа государства. Впервые социальное государство в качестве конституционного принципа было зафиксировано в ст. 20 Конституции ФРГ, провозгласившей Германию «демократическим и социальным федеративным государством». Согласно ст. 1. Конституции Пятой республики 1958 г. «Франция является неделимой, светской, социальной, демократической Республикой».
Конституционное закрепление обязательств государства перед гражданами в социальной сфере является достижением отнюдь не только европейских стран. Даже раньше, чем ФРГ, в Конституции Японии 1947 г. В ст. 25 было провозглашено: «Во всех сферах жизни государство должно прилагать усилия для подъёма и дальнейшего развития общественного благосостояния, социального обеспечения, а также народного здоровья».
В настоящее время все развитые страны мира независимо от наличия или отсутствия в их основных законах соответствующих положений в большей или меньшей степени де-факто являются социальными государствами.
Наряду с понятием социального государства в качестве синонимов нередко употребляются также термины «государство благосостояния», «государство всеобщего благоденствия», распространенные преимущественно в англоязычных странах и широко используемые в пропаганде. Однако понятие социального государства точнее и полнее отражает многогранную деятельность современного государства в сфере социально-экономических и других общественных отношений и поэтому предоставляет более широкие возможности для исследования данного феномена.
В экономической политике социального государства требуется сочетание мер государственного регулирования, и поощрения конкуренции, и развития личной инициативы граждан по обеспечению своего собственного благосостояния.
В политической сфере необходим консенсус главных политических сил относительно основных целей и задач развития данного общества, сложившаяся система деятельности социальных институтов. Это позволяет обеспечивать преемственность социальной политики государства в случаях демократической смены правящих партий, правительств и высших государственных должностных лиц.