Смекни!
smekni.com

ГОСУДАРСТВО 134 (стр. 1 из 3)

РЕФЕРАТ НА ТЕМУ: ГОСУДАРСТВО

Государство - основной институт политической системы общества, организующий, направляющий и контролирующий совместную деятельность и отношения людей, общественных групп, классов и ассоциаций. Государство представляет собой центральный институт власти в обществе и концентрированное осуществление этой властью политики. Поэтому и в теоретическом, и в обыденном сознании, и в действительности все три явления - государство., власть и политика вполне естественно отождествляются. В политической философии и в политической науке вплоть до конца XIX в. по этой причине понятия государства и политики не различались. Понимание государства реально представляет собой одну из наиболее сложных задач политической мысли.

Теория государства охватывает три группы генетических и функциональных проблем, связанных с триединой основой происхождения, формирования и существования государства:

(1) общественной,

(2) классовой и

(3) политико-правовой и организационно-структурной основой государственной деятельности ("государственным формализмом", по выражению Гегеля, т.е. с государства как политической формой).

В зависимости от акцента на одной из этих основ сложились три различных подхода к исследованию государства:

(1) политико-философский и политико-научный, идущий от античной традиции, сохранившийся и развивающийся по сей день, при котором государство рассматривается как средство решения "общих дел" (Республика) и регулирования отношений правителей (власти) и народа (общества), а также как средство, обеспечивающее политическую жизнь самого народа и человека (Аристотель);

(2) классовый как порождение разделения общества на классы и орудие классовой борьбы, согласно марксистской традиции: "Государство есть машина для угнетения одного класса другим, машина, чтобы держать в повиновении одному классу прочие подчиненные классы" (В.И.Ленин. ПСС. Т.39. С. 75) и определению Ф.Энгельсом государства как "...государства самого могущественного, экономически господствующего класса, который при помощи государства становится также политически господствующим классом и приобретает таким образом новые средства для подавления и эксплуатации угнетенного класса" (К.Маркс, Ф.Энгельс. Соч. Т.21. С. 171);

(3) правовой и организационно-структурный - как "юридическое государство", источник права и закона, организующее жизнь общества и деятельность самого государства и его структур в системе политических и общественных отношений.

Т.обр., выделяются три ряда политических отношений, которые охватывает государство, и три его основные функции: организационная, управляющая, преследующая общие цели - сохранения и жизнедеятельности, достижения "общего блага", единства, установления порядка, регулирования взаимоотношений государства и народа, нации, этноса (почему Т.Гоббс и назвал государство "естественным телом", или "природным телом"); специфическая функция господства и подавления, и в этом смысле государство выступает не только как средство борьбы и усмирения, но и как источник конфликтов в отношениях между классами и государством и классами; и не менее специфическая функция "юридического государства" - создавать правовую систему и управлять ею, регулировать работу государственного аппарата и отношения государства и общества со всеми присущими ему общественными отношениями (социальными, экономическими, правовыми и пр.). При определении сущности государства и в соответствии с целью исследования неизбежными становятся тенденции: либо крен в сторону универсальных закономерностей, либо сведение проблемы к классовым проблемам и базисно-надстроечным категориям (см. "Политика и экономика"), либо уклон в сторону "политического юридизма", к правовой технике организации власти. Поскольку, однако, эти подходы не исключают друг друга и ведут лишь к пониманию разных аспектов такого сложного образования, как государство, их сочетание оказывается наиболее плодотворным.

Синтез различных представлений о государстве позволяет разрешить многие проблемы -соотношение государства, политической системы и общества, а значит, и проблемы единства государства и общества, правящих сил, происхождения государства, условий и направления его развития и т.д., в частности, важнейший вопрос о границах распространения государства в общественном пространстве страны, т.е., совпадают ли государство и общество и составляют одно целое, в котором возможно единство и государство охватывает всю совокупность общественных отношений, для чего служат созданные им системы идеологических, политических, правовых отношений, аппараты контроля, органы пресечения, административные структуры и т.д. государство тогда унитарно, т.е. единообразно, когда оно объединяет и унифицирует общество. В этом смысле и употребляется понятие "российское (или британское, французское и т.п.) государство", т.е. власть, страна и народ, их владения, территория и ее границы. В крайних случаях возникают основания для отождествления и собственности общества и государства в пользу последнего. Это, в частности, проблема средневекового и позднефеодального (абсолютистского или самодержавного) государства, в котором объединялось его двойное владение - властью над политическим пространством страны и над ее хозяйством(imperium иdominium). Это проблема и социалистического общества, которому так и не удалось реально разграничить единую по существу общественную (общенародную) и государственную собственность. Другое решение этого вопроса - признание государства центром политической системы, институтом власти, распространяющейся на общество и включенной в него в качестве особого социального института - политического класса (или общины), но не поглощающей общество. Тогда возможен анализ отношений власти, получившей структуру и форму государства, и общества, способного (при необходимых условиях) сплотиться в сообщество, т.е. определенное единство, народ. Суверенной становится не унитарная структура "государство - общество", а каждая из двух сторон - государства и общество. Единство такой, двусторонней (биполярной) структуры зиждется на равноправных, договорных отношениях между ними, т.е. достигается более сложным, но более эффективным образом. Общество относительно свободно от государства в своем развитии. государство оказывается более динамичным, более способным зволюционировать, легче переживать смену политических режимов, типов правления, перестройку конкретных структур власти. И в том и в другом толковании государства, как и в различных подходах к его объяснению, отражены реальные исторические типы гасударственного устройства совместной жизни людей. История государства позволяет проследить их чередование и изменение. государство возникает из предгосударственных форм власти вождя племени или союза племен (см. Вождизм),шамака, жреца вместе с образованием общества, т.е. упорядоченной совокупности людей, объединенных неприродными связями и отношениями, общими интересами и целями; далее вместе с общественным разделением труда, появлением частной собственности, социальной дифференциацией членов общества и образованием классов, а следовательно, вместе с отношениями имущественного, социального и функционального неравенства и возникновением политики, организующей и регулирующей общественные отношения и ее новой институциональной формы - власти с органами управления и контроля.

Таким образом государство - результат и фактор общественного развития, одновременного формирования политической и социальной организации общества. История государства - сложный и многообразный процесс, опосредованный многими историческими, региональными особенностями каждой эпохи, спецификой локальных цивилизаций (древневосточных, греко-римской, средневековых эпох на Востоке и на Западе), общественно-экономических формаций и др. факторами. Тем не менее возможна обобщенная генетическая и историческая схема эволюции государства, состоящая из нескольких основных этапов.

1 этап. На ранней стадии становления государства сохраняются остатки первобытной (военной) демократии, чередуются (в античной Европе) республиканские и монархические, деспотические режимы и формы правления. В неполно сформированном обществе резко дифференцируются не классовые структуры, а существуют членения на свободных и несвободных, т.е. на свободных граждан - членов общества, которые делятся в свою очередь на классы (родовая знать, свободные ремесленники, крестьяне, торговцы, воины, представители мира искусства -скульпторы, художники, поэты и т.п.) с очевидным делением на правящую верхушку общества и подчиненные низы (в Риме это деление на патрициев и плебеев и др.) и рабов, а также различные категории полусвободных (отпущенников и пр.). Это еще не сложившееся общество поскольку экономическая деятельность (основное производство, часть торговли и ремесел) была уделом несвободных, не входивших в общество, не имевших ни гражданских, ни политических прав. Две функции государства четко различаются - устройство "общих дел" в сообществе свободных (что не исключало и в нем регулирования социальных и классовых отношений) и господство - подавление по отношению к порабощенным в буквальном смысле слова. Вождизм, унаследованный от первобытных форм власти, закрепляется в монархических и имперских формах, переходящих и в следующий этап развития государства