Смекни!
smekni.com

Наследственное право 14 (стр. 13 из 19)

Наследники, принявшие наследство, могли оформить свои права на наследство, по­лучив соответствующее свидетельство ранее обращения к ним наследника, пропустив­шего срок принятия наследства, с заявлением о признании его принявшим наследство по истечении установленного срока. После того, как наследники, принявшие наслед­ство, дали согласие на восстановление прав пропустившего срок наследника, ранее выданные свидетельства должны быть изменены. Однако для этого нет надобности в вынесении судебного решения о признании выданных свидетельств недействительны­ми. Согласие наследников, принявших наследство, признать «опоздавшего» наследника принявшим наследство является основанием аннулирования нотариусом или другим уполномоченным должностным лицом ранее выданного свидетельства о праве на на­следство и основанием выдачи нового свидетельства (ч. 1 п. 2 ст. 1155).

Следует подчеркнуть, что при согласительном порядке восстановления прав на­следника, пропустившего срок принятия наследства, именно нотариус или другое уполномоченное должностное лицо, которые ранее выдали свидетельство о праве на наследство, обязаны принять постановление об аннулировании этого свидетельства и выдать взамен него новое свидетельство о праве на наследство. Отказ нотариуса или другого уполномоченного лица совершить указанные нотариальные действия на ос­новании представленного письменного согласия наследников, принявших наследство, может быть обжалован в суд в порядке особого производства по жалобам на нотари­альные действия или на отказ в их совершении (ст. 310—312 ГПК РФ).

В соответствии с ч. 2 п. 2 ст. 1155 постановление нотариуса об аннулировании ранее выданного свидетельства о праве на наследство и вновь выданное свидетельство о праве на наследство являются основанием внесения соответствующих изменений в запись о государственной регистрации.

Если нотариальное свидетельство о праве на наследство еще не выдавалось, тако­вое должно быть выдано по заявлению наследников, принявших наследство, включая восстановленного наследника, на основании документов, свидетельствующих о со­гласии наследников, принявших наследство в установленный срок, признать «опоз­давшего» наследника принявшим наследство, а также всех других документов, представление которых необходимо для получения свидетельства о праве на наследство. Если же восстановление пропустившего срок наследника в праве на наследство устраняет от наследования других наследников, давших на это согласие, первичное или новое взамен аннулированного свидетельство о праве на наследство должно быть выдано лишь восстановленному наследнику.

При согласительном порядке признания прав наследника, пропустившего срок для принятия наследства, вопросы передачи последнему причитающегося ему наследствен­ного имущества в натуре или иной компенсации его доли в наследстве решаются на основании письменного соглашения об этом всех наследников, в том числе восста­новленного наследника (п. 3 ст. 1155).

§ 2. НАСЛЕДСТВЕННАЯ ТРАНСМИССИЯ.

Институт наследственной трансмиссии в новом наследственном праве Российской Федерации существенно обновлен по сравнению с ГК РСФСР 1964 г., который впервые включил этот институт в законодательство России о наследовании.

Наиболее заметным в этом отношении является достаточно четкое обособление отношений наследования, складывающихся в связи со смертью наследника как субъекта правопреемства в открывшемся наследстве, от других отношений наследования, воз­никших в связи со смертью такого наследника, оказавшегося в положении наследо­дателя по отношению к наследникам своего имущества.

По определению закона наследственная трансмиссия представляет собой переход права на принятие наследства, что заключено в названии ст. 1156 ГК.

Сущность отношений, урегулированных законом под названием наследственной трансмиссии, заключается в призвании к наследованию открывшегося наследства взамен наследника, умершего после открытия наследства, правопреемников умерше­го наследника и осуществлении ими перешедшего к ним права на наследство. Отно­шения наследственной трансмиссии характеризуются следующими особенностями:

• наследник, призванный к наследованию и обладающий субъективным правом на наследование (правомочием принять наследство и правомочием отказаться от наслед­ства) умер после открытия наследства, к которому призван, не успев принять его;

• в таком случае право на наследование, которое принадлежало умершему наслед­нику, передается его наследникам, замещающим умершего наследника, в том же объеме и содержании, — как правомочие принять наследство, к которому был призван умерший наследник, или отказаться от этого наследства.

Таким образом, по меткому выражению В.И. Синайского, сущность наследствен­ной трансмиссии сводится к тому, что право лица принять или отречься от наследства переносится (transmittitur) на наследников его.[30]

В указанных отношениях наследник, призванный к наследованию и умерший пос­ле открытия наследства, называется трансмиттентом, а лица, на которых перено­сится право наследования умершего наследника и которые осуществляют это право вместо умершего наследника, называются трансмиссарами.

Условия наследственной трансмиссии определяют особенности ее применения и отличия от наследования в порядке подназначения, по праву представления, от порядка приращения наследственных долей.

Первое условие. Наследственная трансмиссия возникает, если к открывшемуся на­следству есть наследник по завещанию или по закону, у которого возникло право наследования. Трансмиттентом признается лишь наследник по завещанию или по за­кону, призванный к наследованию. Это значит, что фактом является открытие на­следства, а также призвание лица к наследованию, причем основания наследования не имеют значения — это может быть наследник по завещанию или наследник по закону.

Второе условие. Наследственная трансмиссия возникает, если трансмиттент умер после открытия наследства, не успев его принять в установленный для принятия на­следства срок. Такая ситуация с отпадением наследника, уже призванного к наследо­ванию, как потенциального правопреемника, требует решения вопроса о судьбе ос­вободившегося права на наследственную долю. Замещение отпавшего наследника его наследниками (трансмиссарами) ставит трансмиссию на почву общего понимания наследования, его целей и начал справедливого правопреемства.

Третье условие. Наследственная трансмиссия обеспечивает призвание к наследова­нию взамен умершего наследника (трансмиттента) его наследников для осуществле­ния ими прав умершего наследника.

Наследственная трансмиссия возникает, если трансмиттент может быть замещен своими наследниками (трансмиссарами). Первый связан со вторыми так, как связаны наследодатель и наследники. В силу наследственной трансмиссии право на принятие наследства, принадлежавшее трансмиттенту и не осуществленное им, переходит к его наследникам по закону, а если трансмиттент все свое имущество завещал, — к его наследникам по завещанию.

Таким образом, трансмиссарами признаются: 1) наследники трансмиттента по за­кону, если наследование имущества трансмиттента осуществляется по закону или од­новременно по двум основаниям: в части имущества — по закону, в части имуще­ства — по завещанию, 2) наследники трансмиттента по завещанию, если все наслед­ственное имущество трансмиттента было завещано.

Возможна также ситуация, когда завещатель вправе сделать распоряжение о подназначении другого наследника на случай, если основной назначенный наследник по завещанию или наследник завещателя по закону умрет после открытия наследства, не успев его принять (ст. 1121 ГК). В таком случае действует завещательное распоряжение о подназначении другого наследника, которое делает невозможным применение пра­вил о наследственной трансмиссии. Несмотря на то, что правила о наследственной трансмиссии не предусматривают специального ограничения пределов действия дан­ного порядка на случай подназначения, вывод о таком ограничении вытекает из пря­мых указаний ст. 1121 ГК и принципиально обоснован в положениях о соотношении оснований наследования по завещанию и по закону (ст. 1112 ГК).

Четвертое условие. Объектом наследственной трансмиссии является право трансмитгента на принятие причитающегося ему наследства. Данное условие имеет несколько аспектов.

Как указано в п. 1 ст. 1156, к трансмиссарам переходит право на принятие наследства. Однако, исходя из свободы приобретения наследства наследниками, следует признать, что к трансмиссарам переходит, наряду с правом на принятие наследства, также пра­во на отказ от наследства, включая право направленного отказа.

Несмотря на то, что закон различает право на принятие наследства и право на отказ от наследства, право наследования едино, и по смыслу ст. 1156 в сопоставлении ее с другими правилами о приобретении наследства объектом наследственной трансмис­сии является право наследования — в том его объеме, в каком оно принадлежало транс­миттенту. Разграничение права на принятие наследства и права на отказ от наследства имеет значение лишь для определения способов осуществления целостного права на­следования. Наследственная трансмиссия также является способом осуществления права наследования — права, принадлежавшего умершему после открытия наследства на­следнику, который не успел осуществить право на наследство в установленный срок.

Предусмотрено, что к трансмиссарам переходит право на принятие наследства, при­читавшегося умершему наследнику (трансмиттенту). Это означает, что наследники трансмиттента имеют право приобрести лишь ту часть открывшегося наследства, ко­торую приобрел бы умерший наследник. Данное понимание права на причитавшееся наследство едино с пониманием такого же права на причитавшееся наследство при наследовании по праву представления. Однако если доля в наследстве, причитавшая­ся трансмиттенту, переходит к его наследникам по закону, она делится между ними поровну. Если же эта доля переходит к наследникам трансмиттента по завещанию, она распределяется между ними в соответствии с правилами ст. 1122 ГК. Однако условие об объекте наследственной трансмиссии имеет ограничение.