14. Срок отказа от наследства имеет такую же продолжительность, как и срок принятия наследства. Новое гражданское законодательство установило принципиальное положение, по которому разрешается наследнику отказаться от наследства если оно уже было принято, хотя и в течение установленного для принятия наследства срока. Это не является отступлением от принципа необратимости (бесповоротности) отказ от наследства, а лишь презумпцией, созданной фактическими действиями.
15. Наконец, обратим внимание на то, что заявление в суд наследника, совершившего действия, свидетельствующее о фактическом принятие наследства, о признании его отказавшимся от наследства, может быть удовлетворено, если суд признает уважительными причины пропуска установленного срока для отказа от наследства. Если суд не установит уважительности причин пропуска срока для отказа от наследства, он не сможет согласиться с заявлением отказавшегося от наследства наследника. В таком случае наследник окажется принявшим наследство против своей воли. Полагаем, такое решение законодателя не соответствует принципу свободы приобретения наследства. Какими бы ни были причины пропуска срока для отказа от наследства, отсутствие намерения приобрести наследство у лица, создавшего иллюзию фактического принятия наследства, является достаточным основанием, определяющим решение суда о признании наследника отказавшимся от наследства.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Третья часть ГК РФ значительно модернизировала институт наследования и вывела российское гражданское право на новый, гораздо более высокий уровень регулирования. В ней нашли отражение временные концепции и доктрины в области наследования, использован прогрессивный опыт зарубежных стран, получило законодательное закрепление расширение права частной собственности граждан в части распоряжения имуществом на случай смерти, реализовано конституционное положение о свободе распоряжения частной собственностью и свободе наследования, а также о защите этих прав.
Существенное расширение круга объектов наследственного имущества, изменение принципа наследственного права, по которому на первое место поставлено наследование по завещанию, а не по закону, как было ранее, введение новых форм завещания делает завещание главным инструментом при наследовании имущества. Однако наследственное право должно исходить из сочетания двух основополагающих принципов: свободы завещания и охраны интересов семьи. Причем свободу завещания необходимо все же ограничивать в пользу семьи наследодателя, за которой должна резервироваться известная часть этого имущества, что будет способствовать обеспечению большей стабильности гражданского и торгового оборота и соответствовать нормам наследственного права большинства развитых стран.
Существенное расширение круга наследников по закону, установленное разделом V «Наследственное право» ГК РФ, призвано способствовать сохранению наследственного имущества в частной собственности и сведению к минимуму случаев выморочности данного имущества. Однако чрезмерное «механическое» расширение круга наследников по закону надо признать не учитывающим реальные процессы в семейных отношениях и реалии нашей экономической действительности. Предлагается ограничить число наследников по закону четвертой степенью
родства.
Наследственное право наиболее тесно связано с семейным правом, поэтому необходимо правовые нормы третьей части Гражданского кодекса РФ привести в соответствие с Семейным кодексом РФ, в связи с чем предлагается нами внести соответствующие изменения в ГК РФ и СК РФ.
Предлагается нами внести изменения в очередность призвания к наследованию наследников по закону и об обязательном призвании к наследованию лиц, которых обязан был содержать наследодатель в соответствии с семейным законодательством неограниченное время.
Необходимо ввести дополнительные к перечисленным в ст. 1172, 1173 ГК РФ меры по охране наследства, распространить их на случаи, когда в состав наследственного имущества входят предприятия, а также на права наследников, связанные с участием в хозяйственных товариществах и обществах, производственных кооперативах.
Расширение границ судебного усмотрения по наследственным делам в третьей части ГК РФ свидетельствует о том, что нет достаточной конкретизации значительного числа вопросов наследственного права — они оставлены на усмотрение судов, что не всегда способствует достижению социальной справедливости. В связи с чем необходимо законодательно закрепить определенные критерии, по которым суд будет иметь возможность в рамках закона отступать от начала равенства долей супругов, выделяя эти доли в связи со смертью одного из них или уменьшая размер обязательной доли.
ПРИЛОЖЕНИЕ.
Заявление наследника о принятии наследства и выдаче свидетельства о праве на наследство по завещанию
Ивановой М.С.
от Белкина Юрия Юрьевича,
проживающего по адресу:
г. Москва, Кутузовский проспект, 12-12
Прошу выдать мне свидетельство о праве на наследство по завещанию, удостоверенному 10 сентября 1990 года Второй московской государственной нотариальной конторой под № 2-7765.
28 декабря 2001 года умерла Белкина Елизавета Михайловна, проживавшая по адресу: г. Москва, ул. Малышева, дом 25, кв. 12.
Наследниками являются:
Белкин Юрий Юрьевич, проживающий по вышеуказанному адресу, - по завещанию;
муж наследодателя - Белкин Сергей Александрович, 1924 года рождения (20 июля), проживающий по адресу: г. Москва, ул. Малышева, 25— 12, - по закону в порядке ст. 1149 ГК РФ.
Наследственное имущество заключается в:
жилом доме, находящемся в с. Степное Волгоградской области, по ул. Степана Разина, № 51, инвентаризационная оценка которого 124 000 (сто двадцать четыре тысячи) рублей;
автомобиле марки «Волга», 1992 года выпуска, шасси № 12445, двигатель № 8196, государственный номерной знак Т 44-01 СВ, оценка которого составляет 24 000 (двадцать четыре тысячи) рублей;
20 обыкновенных акциях Акционерного общества «Рослесмаш» в г. Москве номинальной стоимостью 1000 (одна тысяча) рублей каждая.
Настоящим заявлением наследство я принимаю и прошу выдать мне свидетельство о праве на наследство.
Других наследников, предусмотренных ст. 1149 ГК РФ, а также нетрудоспособных лиц, которые находились бы на иждивении наследодателя не менее одного года до его смерти, не имеется.
Город Москва, одиннадцатое марта две тысячи второго года.
Подпись:
Заявление наследника о принятии наследства и выдаче свидетельства о праве на наследство по ст. 1149 ГК РФ
Нотариусу города Москвы
Ивановой М.С.
от Лещева Льва Егоровича,
проживающего по адресу:
г. Солнечногорск Московской обл., ул. Ясная, 24-102
Прошу выдать мне свидетельство о праве на наследство по закону.
28 декабря 2001 года умерла Лещева Инна Степановна, проживавшая по адресу: г. Москва, ул. Малышева, дом 25, кв. 12.
Наследниками являются:
муж - Лещев Лев Егорович, 1924 года рождения (20 июля), проживающий по вышеуказанному адресу, - в порядке ст. 1149 ГК РФ;
Трофимова Варвара Егоровна, проживающая по одному адресу с наследодателем, - по завещанию.
Наследственное имущество заключается в:
автомобиле марки «ВАЗ-2109», 1990 года выпуска, шасси № 12445, двигатель № 8196, государственный номерной знак Т 44-01 СВ, оценка которого составляет 24 000 (двадцать четыре тысячи) рублей;
200 обыкновенных акциях Акционерного общества «Уралгидро-маш» в г. Екатеринбурге номинальной стоимостью 1000 (одна тысяча) рублей каждая.
Настоящим заявлением наследство я принимаю и прошу выдать мне свидетельство о праве на наследство. Других наследников, предусмотренных ст. 1149 Гражданского кодекса РФ, не имеется.
Город Москва, одиннадцатое марта две тысячи второго года.
Подпись:
Нотариусу города Москвы Ивановой М.С.
от Костина Виктора Сергеевича,
проживающего по адресу:
г. Москва, Ломоносовский проспект, 24-102
28 декабря 2001 года умерла моя мать - Костина Ирина Михайловна, проживавшая по адресу: г. Москва, ул. Малышева, дом 25, кв. 12.
Настоящим заявлением ставлю Вас в известность, что я принимаю наследство, оставшееся после ее смерти, в чем бы ни заключалось и где бы ни находилось наследственное имущество.
Город Москва, десятое января две тысячи второго года.
Подпись:
Заявление о принятии наследства и выдачи свидетельства о праве на наследство в порядке наследственной трансмиссии
Ивановой М.С.
от Комарова Сергея Леонидовича,
проживающего по адресу:
г. Орел, Ленинский пр-т, 4 -10
Прошу выдать мне свидетельство о праве на наследство по закону.
28 декабря 2001 года умерла Новокрещенова Ираида Михайловна, проживавшая по адресу: г. Москва, ул. Малышева, дом 25, кв. 12.
Наследниками являются:
я, Комаров Сергей Леонидович, проживающий по вышеуказанному адресу, - на долю моей жены, Комаровой Елены Сергеевны, проживавшей по одному адресу со мной, являвшейся дочерью наследодателя, ввиду того, что она умерла 14 января 2002 года, не успев принять наследство;
сын наследодателя - Новокрещенов Виктор Сергеевич, проживающий по одному адресу с наследодателем.
Наследственное имущество заключается в:
квартире, находящейся в г. Москве, по ул, Чайковского, в доме 86/2, кв. 2, инвентаризационная оценка которой 120 000 (сто двадцать тысяч) рублей.
Настоящим заявлением наследство я принимаю и прошу выдать мне свидетельство о праве на наследство.