Смекни!
smekni.com

Наследственное право 14 (стр. 8 из 19)

Рассмотрим следующий пример. ООО «Адвекс, Инк» обратилось в Верховный Суд РФ с заявлением о признании недействительным данно­го положения в части обращения к адвокатам Инюрколлегии с просьбой об оказании юридической помощи как способе принятия наследства, так как эта норма, по мнению заявителя, нарушает права наследников.

Представитель ООО «Адвекс, Инк» пояснила в суде, что порядок принятия наследства установлен Гражданским кодексом 1964 г. Правом выдачи свидетельств о праве на наследство, помимо нотариусов, обла­дают должностные лица консульских учреждений Российской Федера­ции (п. 3 ч.1 ст. 38 Основ законодательства РФ о нотариате).

Гражданский кодекс РФ предусматривает, что правила, установ­ленные гражданским законодательством, применяются к отношениям с участием иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц (ст. 2).

Верховный Суд РФ решением от 19 апреля 2000 г. № ГКПИ 00-133 заявление удовлетворил по следующим основаниям.

Признается, что наследник принял наследство, когда он фактиче­ски вступил во владение наследственным имуществом или когда он по­дал нотариальному органу по месту открытия наследства заявление о принятии наследства. При этом закон устанавливает единый для всех порядок принятия наследства. Исходя из этого, Верховным Судом РФ сделан вывод, что содержащееся в оспариваемом нормативном акте указание на то, что иностранный гражданин считается принявшим на­следство, если он в течение шестимесячного срока обратился к адвока­там Инюрколлегии с просьбой об оказании юридической помощи, не соответствует действующему законодательству. Судом подчеркнуто, что специализированная коллегия адвокатов «Инюрколлегия» является добровольным объединением лиц, занимающихся адвокатской деятель­ностью, имеющих своей задачей оказание юридической помощи по делам с иностранным элементом, и действующее законодательство (поло­жение «Об адвокатуре РСФСР», утвержденное Законом РСФСР от 20 ноября 1980 г., а также Основы законодательства РФ о нотариате) не наделило коллегии адвокатов полномочиями нотариальных органов.

В связи с изложенным Верховный Суд РФ признал недействитель­ной фразу «или обратиться к адвокатам Инюрколлегии с просьбой об оказании юридической помощи» в абз. 3 п. 5.1 названных инструктив­ных указаний.

Если заявление наследника передается нотариусу другим лицом или пересылается по почте, подпись наследника на заявлении должна быть засвидетельствована нотариусом или должностным лицом, уполномочен­ным совершать нотариальные действия (должностным лицом органа ме­стного самоуправления или консульского учреждения). Приравниваются к нотариально засвидетельствованным (п. 1 ст. 1153, п. 3 ст. 185 ГК РФ): подписи военнослужащих и других лиц, находящихся на излечении в госпиталях, санаториях и других военно-лечебных учреждениях, подлинность которых засвидетельствована начальником такого учреждения, его заместителем по медицинской части, старшим или дежурным врачом; подписи военнослужащих, а в пунктах дислокации воинских частей, соединений, учреждений и военно-учебных заведений, где нет нотари­альных контор и других органов, совершающих нотариальные действия, также подписи рабочих и служащих, членов их семей и членов семей во­еннослужащих, подлинность которых засвидетельствована командиром (начальником) этих части, соединения, учреждения или заведения; подписи лиц, находящихся в местах лишения свободы, подлин­ность которых засвидетельствована начальником соответствующего места лишения свободы; подписи совершеннолетних дееспособных граждан, находящихся в учреждениях социальной защиты населения, подлинность которых засви­детельствована администрацией этого учреждения или руководителем (его заместителем) соответствующего органа социальной защиты населения.

Заявления о принятии наследства или заявления о выдаче свидетельства о праве на наследство не могут быть поданы должностным лицам исполнительных органов власти, поскольку в компетенцию этих лиц не входит совершение нотариальных действий по выдаче свидетельств о праве на наследство (ст. 37 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате).

Заявления о принятии наследства или заявления о выдаче свидетельства о праве на наследство не могут быть поданы должностным лицам органов местного самоуправления, поскольку не принят федеральный закон, предоставляющий этим органам полномочия по совершению нотариальных действий[15]. Основы законодательства Российской Федерации о нотариате не наделили органы местного самоуправления государственными полномочиями по выполнению нотариальных действий. Поэтому нельзя признать дей­ствующей и подлежащей применению Инструкцию о порядке выполнения нотариаль­ных действий исполнительными комитетами районных, городских, поселковых и сель­ских Советов депутатов трудящихся, утвержденную постановлением Совета Министров РСФСР от 31 мая 1967 г.[16]

Заявление о принятии наследства или заявление о выдаче свидетельства о праве на наследство должны быть совершены в письменной форме.

Принятие наследства является сделкой, совершаемой посредством указанных за­явлений. Форма этой сделки должна соответствовать требованиям Гражданского ко­декса. Применительно к такой сделке она не может быть совершена устно, если зако­ном установлена для нее письменная форма (ст. 159 ГК). В соответствии со ст. 62 и 70 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате заявление о принятии наследства и заявление о выдаче свидетельства о праве на наследство должны быть сделаны в письменной форме.

Достоверность подписи наследника на заявлении о принятии наследства и заявле­ние о выдаче свидетельства о праве на наследство удостоверяется способами, установ­ленными законом.

Достоверность подписи наследника на заявлениях о принятии наследства или о выдаче свидетельства о праве на наследство является условием подлинности выражен­ной в заявлениях воли наследника.

В случае личного обращения наследника с указанными заявлениями в соответству­ющие учреждения по месту открытия наследства достоверность собственноручной под­писи наследника устанавливается непосредственно нотариусом либо должностным ли­цом консульского учреждения, т.е. лицами, уполномоченными выдавать свидетельство оправе на наследство. Если наследник передает свое заявление через посыльного (ку­рьера) либо пересылает посредством почтовой связи, подпись наследника на заявле­нии должна быть засвидетельствована нотариусом либо должностным лицом, упол­номоченным совершать нотариальные действия, или лицом, уполномоченным удос­товерять доверенности в соответствии с п. 3 ст. 185 Кодекса.

Свидетельствовать подлинность подписи на документах — это нотариальное действие, совершение которого не связано с местом открытия наследства. Однако это действие может быть совершено лишь учреждением (лицом), в компетенцию которого входит совершение нотариальных действий (ст. 35—38 Основ законодательства о нотариате).

В Законе РСФСР «О местном самоуправлении» от 16 июля 1991 г.[17] сохранено действие п. 10 ст. 54, устанавливающего, что поселковая и сельская администрации могут совершать нотариальные действия в соот­ветствии с законодательством. Вместе с тем данное положение имеет отсылочный ха­рактер к законодательству, в соответствии с которым определяются полномочия по­селковой и сельской администраций в области отправления нотариальных функций. Однако действующим законодательством, в частности Основами законодательства Рос­сийской Федерации о нотариате, не предусмотрены конкретные полномочия должно­стных лиц органов местного самоуправления в области нотариальной деятельности. Поэтому нет правовых оснований для утверждений о том, что органы местного самоуп­равления уполномочены совершать все нотариальные действия или отдельные их виды.[18]

Добавим, что положения п. 7 ст. 1125 ГК рассчитаны на применение лишь в случа­ях, когда федеральный закон предоставляет право совершения нотариальных действий, в частности, должностным лицам органов местного самоуправления. Из этого следу­ет, что возможность наделения органов местного самоуправления нотариальными пол­номочиями в силу федерального закона не исключается. Но до этого момента должностные лица органов местного самоуправления не вправе совершать те нотариальные дейст­вие, которое указаны в п. 7 ст. 1125, п. 1 ст. 1153 и других статьях ГК.

В специальных случаях верность подписи наследника на заявлении может быть за­свидетельствована по правилам п. 3 ст. 185 Кодекса. Эти случаи являются исчерпывающими. Отметим, что они не исключают права наследников засвидетельствовать верность своей подписи на документе в общем порядке у нотариуса. Однако данные правила весьма удобны и для наследников, находящихся в обстановке ограниченных воз­можностей. Они позволяют своевременно и беспрепятственно направить нотариусу или уполномоченному должностному лицу по месту открытия наследства заявление о принятии наследства или заявление о выдаче свидетельства о праве на наследство, засвидетельствовав надлежащим образом свою подпись на заявлении.

Принятие наследства формальными способами может быть совершено через представителя, так как эти действия, выражающие намерение принять наследство, по своему характеру не требуют исключительно личного участия наследника. Поскольку в дове­ренности, выданной представителю, специально предусмотрено его полномочие при­нять наследство от имени наследника-доверителя, постольку соответствующая воля наследника получает достоверное закрепление в доверенности и надлежащее формаль­ное удостоверение. При таких условиях закон допускает возможность принятия наслед­ства через представителя, если в доверенности специально оговаривается полномочие представителя на принятие наследства. Доверенность, выданная для совершения акта принятия наследства от имени до­верителя, как и любая доверенность, должна соответствовать установленным требо­ваниям. Полагаем, что подпись наследника на такой доверенности должна быть засви­детельствована подобно тому, как это требуется в случаях, если наследник передает через другое лицо или пересылает по почте свое заявление о принятии наследства или выдаче свидетельства о праве на наследство.