Некоторые авторы полагают, что предметом завещательного отказа может быть также возложение на наследника обязанности предоставить отказополучателю пожизненное содержание. Дело в том, что в данном случае необходимо будет определить сумму ежемесячного содержания, ибо в противном случае не исключено, что завещательный отказ будет исполнен в сумме, превышающей наследственную долю обремененного наследника. Поскольку окончательная стоимость наследственного имущества известна и средняя сумма ежемесячного содержания также определена, то путем простого деления первой суммы на вторую можно вычислить количество календарных месяцев, в течение которых должна оказываться материальная помощь отказополучателю. В литературе высказываются противоположные точки зрения по вопросу о возможности подназначения отказополучателя. Сторонники противоположного взгляда утверждают, что в завещании не может быть указано лицо, к которому должно перейти право требовать исполнения обязательства в случае отказа лица, в пользу которого сделан завещательный отказ, или его смерти до открытия наследства.
Исходя из принципа свободы завещания, при отсутствии прямого запрещения закона, предоставление права на подназначение отказополучателя не будет противоречить ни букве закона, ни духу его. Желательно, однако, чтобы рассматриваемый вопрос получил соответствующее толкование в руководящих разъяснениях компетентных органов.
Ст. 1139 ГК РФ предусматривает для завещателя возможность возложить на наследника (наследников) по завещанию исполнение каких-либо действий, направленных на осуществление какой-либо общеполезной цели (завещательное возложение).
Отличие «возложения» от «отказа» заключается в том, что при имущественном характере первого завещанием не устанавливается конкретный выгодоприобретатель, а круг лиц, имеющих право требования возложения, значительно шире, нежели в случае неисполнения завещательного отказа[6].
4. Исполнитель завещания (душеприказчик)
Исполнение завещания осуществляется наследниками по завещанию (ст. 1133 ГК РФ), за исключением случаев, когда исполнение полностью или в определенной части осуществляется исполнителем (ст. 1134 ГК РФ).
Завещатель может поручить исполнение завещания указанному им в завещании гражданину - душеприказчику (исполнителю завещания) независимо от того, является ли этот гражданин наследником.
Согласиебыть исполнителем выражается в собственноручной надписи на самом завещании, в заявлении, приложенном к завещанию или поданном нотариусу в течение месяца со дня открытия наследства. Гражданин признается давшим согласие быть исполнителем, если он в течение месяца со дня открытия наследства фактически приступил к исполнению завещания.
При удостоверении завещания необходимо подробно изложить, в чем должны заключаться действия по исполнению воли наследодателя, какие права и обязанности возлагаются на исполнителя.
После открытия наследства суд может освободить исполнителя завещания от его обязанностей как по просьбе самого исполнителя завещания, так и по просьбе наследников при наличии обстоятельств, препятствующих исполнению гражданином этих обязанностей.
Правило о получении предварительного согласия вообще себя не оправдывает. Во-первых, давая такое согласие, исполнитель себя ни к чему не обязывает, и это согласие не порождает ни для кого никаких правовых последствий, т.к. исполнитель завещания вправе в любой момент отказаться от исполнения завещательных распоряжений наследодателя. Во-вторых, требовать согласие от лица, когда ему не известно содержание последней воли завещателя, неоправданно, поскольку завещательные распоряжения наследодателя, возможно, покажутся исполнителю (даже при их соответствии закону) аморальными. Например, имущество оставляется по завещанию сожительнице наследодателя в ущерб интересам его родителей, супруги, детей, не являющихся необходимыми наследниками. Знакомить же исполнителя завещания с его содержанием нельзя: это нарушит принцип тайны завещания.
При этом юридически оформленное согласие исполнителя не требуется. При открытии наследства исполнитель имеет право подать в государственную нотариальную контору заявление о том, что, ознакомившись с текстом завещания, он согласен принять на себя функции исполнителя последней воли либо же, наоборот, отказывается от этого. При не поступлении каких-либо заявлений от исполнителя нотариальная контора принимает меры к его вызову и выяснению согласия на выполнение функций исполнителя завещания.
Введение этого порядка позволило бы избежать положения, когда завещатель оказывается перед выбором: просить кого-то дать согласие на исполнение завещания, содержание которого ему неизвестно (что весьма затруднительно для обеих сторон по моральным соображениям) либо ознакомить исполнителя с текстом завещания, что нарушит принцип тайны завещания[7].
Предлагаемый порядок назначения исполнителя завещания представляется предпочтительным, т.к. при нем уже сам завещатель решает – ознакомить исполнителя с текстом завещания либо же пойти на определенный риск, сохранив свои распоряжения в тайне, назначить исполнителя без его предварительного согласия. Хотя, как уже было сказано, тот же риск имеет место и при получении предварительного письменного согласия исполнителя, т.к. последний в любое время вправе отказаться от исполнения завещания.
Полномочия исполнителя основываются на завещании и удостоверяются свидетельством, выдаваемым нотариусом (п. 1).
Если в завещании не предусмотрено иное, исполнитель завещания должен принять необходимые для исполнения завещания меры, в том числе:
- обеспечить переход к наследникам причитающегося им наследственного имущества в соответствии с выраженной в завещании волей наследодателя и законом;
- принять самостоятельно или через нотариуса меры по охране наследства и управлению им в интересах наследников;
- получить причитающиеся наследодателю денежные средства и иное имущество для передачи их наследникам, если это имущество не подлежит передаче другим лицам;
- исполнить завещательное возложение либо требовать от наследников исполнения завещательного отказа или завещательного возложения (п. 2).
Исполнитель завещания вправе от своего имени вести дела, связанные с исполнением завещания, в том числе в суде и других государственных органах и учреждениях (п. 3 ст. 1135 ГК РФ).
Исполнитель завещания имеет право на возмещение за счет наследства необходимых расходов, связанных с исполнением завещания, и на получение вознагражденияза счет наследства сверх расходов, если это предусмотрено завещанием (ст. 1136 ГК РФ). По исполнении завещания наследники вправе требовать отчет о его исполнении.
Если наследники или отказополучатели сочтут, что исполнитель вышел за пределы своих полномочий либо действует незаконно, недобросовестно, они могут просить суд об устранении исполнителя или оспорить его действия.
5. Отмена и изменение завещания. Признание завещания недействительным
Основанием для признания завещания недействительным может быть:
1) противоречие содержания завещания закону, т.е. если оно содержит распоряжения, не соответствующие требованиям закона. Например, завещатель нарушил право нетрудоспособных и несовершеннолетних наследников на обязательную долю;
2) составление завещания недееспособным или лицом, находившимся в таком состоянии, когда оно не могло понимать значение своих действий или руководить ими;
3) составление наследодателем завещания под неправомерным воздействием со стороны других лиц (угрозы, обмана, насилия) либо в результате его существенных заблуждений. Во всех этих случаях завещание не отражает подлинную волю наследодателя;
4) несоблюдение требуемой законом формы завещания.
Наибольшее количество исков о признании завещания недействительным связано именно со ссылкой на требования ст. 177 ГК РФ, содержащей следующее правило: «Сделка, совершенная гражданином, хотя и дееспособным, но находившимся в момент ее совершения в таком состоянии, когда он не был способен понимать значение своих действий или руководить ими, может быть признана судом недействительной по иску этого гражданина…». Суд в таких случаях при выяснении вопросов действительности завещания должен также установить причину, по которой гражданин в момент составления завещания не понимал значения своих действий или, хотя понимал, но не мог руководить ими[8].
Для установления психического состояния лица, оставившего спорное завещание, суд обычно в соответствии со ст. 74 ГПК назначает судебно-психиатрическую экспертизу. Выводы экспертизы имеют большое значение для правильного разрешения спора.
В соответствии со ст. 78 ГПК заключение экспертизы для суда необязательно и оценивается им, как и всякое иное доказательство, на основании всех обстоятельств дела в их совокупности. Однако несогласие суда с выводами экспертизы должно быть мотивировано. Тем более нельзя признать завещание недействительным по основаниям ст. 177 ГК РФ, если заключение посмертной судебно-психиатрической экспертизы носит предположительный характер и другими доказательствами по делу не подтверждается.
Для правильного разрешения возникающих по основаниям ст. 177 ГК РФ споров о недействительности завещания представляется целесообразным изучать данные о личности завещателя, его переписку последних лет, взаимоотношения с наследниками. Если содержание оспариваемого завещания противоречит имевшим место в действительности взаимоотношениям наследодателя и его родных, правильно было бы, чтобы суды назначали комплексную судебную психолого-психиатрическую экспертизу, привлекая к работе экспертной комиссии психологов.