чтобы исключить влияние уголовного закона в качестве тормоза на развитие
прогресса. Риск, о котором идет речь в статье, может иметь место в различных сферах общественной жизни - в науке и технике, медицине и фармакологии, а также в производстве и хозяйственной деятельности.
Если при оценке конкретного случая будут установлены все условия правомерности, предусмотренные статьей, тогда следует признать, что вред был причинен при обстоятельствах правомерного риска и, следовательно, в действиях лица нет состава преступления.
Производство, наука, медицина находятся в непрерывном развитии и совершенствовании, это такие сферы деятельности человека, где риск неизбежен. В стремлении к достижению лучших результатов этот процесс нередко связан с экспериментом, методом проб и ошибок и вообще с риском. В результате становится возможным причинение вреда охраняемым законом интересам, но совершенные действия не считаются преступлением, если основанием для этого является положительная цель.
Ст. 42 Исполнение приказа
Данная статья впервые формулирует исполнение приказа (распоряжения) как норму Общей части уголовного права.
Властные отношения существуют во всех сферах социальной жизни, везде, где есть управление деятельностью людей. Лица, реализующие свое право на определенные действия, и лица, непосредственно исполняющие их решения, находятся на различных управленческих уровнях. Между ними существуют отношения "власти и подчиненности", основой которых выступает приказ. Уголовно-правовое значение имеют те ситуации, когда лицо представляет общественную вредность приказа, но в силу его должностного положения обязано беспрекословно выполнять все указания начальника, в том числе и реально причиняющие ущерб конкретным благам. Следовательно, исполнитель не может подлежать ответственности в силу наличия в приказе некоторого психического принуждения, частично лишающего его свободы воли.
Признаками правомерности исполнения приказа являются :
Первое: исполнителем приказа может быть только надлежащее лицо, то есть человек, находящийся в подчинении того, кто отдал приказ.
Второе: исполнитель по службе обязан подчиниться приказу, отданному в надлежащей форме и надлежащим лицом.
Третье: деяние, совершаемое исполнителем приказа, может состоять в действии, выдаче, например, денег, и в бездействии (например, в задержке выплаты заработной платы или пенсий) .
Четвертое: исполнение приказа привело к причинению вреда охраняемым уголовным законом интересам:
- природе (например, при загрязнении водоема );
- охране труда (например, при работе на неисправном оборудовании);
- безопасности движения (например, при посадке самолета на занятую
полосу ) и т.д.
Термин "приказ" употребляется как разновидность отношений и как вид нормативного акта. Это требование о выполнении каких-либо действий от лица, наделенного властными полномочиями, к лицу, обязанному его исполнить. Именно это отличает приказ от иных способов воздействия: просьбы, убеждения, принуждения и т.п. Основная черта приказа - обязательность
исполнения лицами, которым он адресован. Законодательство не устанавливает абсолютно определенной формы выражения приказа : в письменной, устной и наглядно-демонстрационной формах (при помощи знаков, флажков и пр.), а также могут быть переданы по техническим средствам связи.[14]
Вместе с тем, для различных сфер деятельности устанавливаются разные пределы обязательности выполнения подчиненными требований начальников.
Для лиц, состоящих на воинской службе и в силовых структурах исполнение строго обязательно и беспрекословно. Применительно к государственным служащим России имеются три вида их реагирования на приказы.
Во-первых, обязательному исполнению подлежат все указания руководителей, изданные в пределах их должностных полномочий, за исключением явно незаконных, во-вторых, если же правомерность полученного распоряжения вызывает сомнения, то оно выполняется только в случае письменного подтверждения об этом вышестоящим руководителем, в-третьих, властное требование о выполнении действий, относящихся к уголовно наказуемым, не подлежит исполнению. Если же выполнение приказа повлекло причинение ущерба, но исполнитель обязан был его выполнить в силу письменного подтверждения, то ответственность за последствия несет подтвердивший это распоряжение руководитель.[15]
Применительно к военнослужащим законодательство исходит только из одного: приказ должен быть выполнен беспрекословно, точно и в срок. Но кроме того, в ст. 42 подчеркивается, что военнослужащий обязан проявлять разумную инициативу, которая особенно необходима, если полученный приказ не соответствует резко изменившейся обстановке, а условия таковы, что своевременно получить новый приказ нет возможности.
Исходя из анализа содержания ст. 42 УК России, представляется, что при определение "преступного приказа" необходимо выделять два аспекта: формальный (явное несоответствие действий требованиям уголовного закона) и материальный (очевидная направленность этих действий на причинение реального вреда здоровью, интересам граждан, общества и государства).
Существуют и иные обстоятельства, исключающие преступность деяния.
- согласие потерпевшего, либо его собственные действия, направленные на уничтожение собственного имущества, лишение себя жизни, причинения вреда собственному здоровью. Все это является выражением личных прав и свобод человека. Но в законодательстве выделен запрет на эвтаназию и отдельно оговаривается ответственность за причинение серьезного вреда здоровью, и в таком случае согласие потерпевшего является лишь смягчающим обстоятельством.
Изучив данные обстоятельства, можно заключить, что их включение в новый Уголовный кодекс является достаточно логическим. Для принятия обоснованного решения о возбуждении уголовного дела необходимо установить не только признаки преступления, но и возможности и данные об отсутствии обстоятельств, исключающих производство по делу. Собранные в восьмой главе УК нормы являются отражением жизненных противоречий, ограниченных возможностью правового регулирования. Выделив эти нормы в отдельную главу и увеличив их количество, современное российское уголовное законодательство не только воплотило достижения отечественной уголовно-правовой науки, но и приблизилось к международному уровню регулирования обстоятельств, исключающих уголовную ответственность в силу правомерного причинения вреда правоохраняемым интересам в различных экстремальных обстоятельствах.
[1] Содержащиеся в ст. 15 указа Президиума ВС СССР от 26 июля 1966 г. «Об усилении ответственности за хулиганство» в ред. Указа Президиума ВС СССР от 5 июня 1981 г. «задержание преступника» в качестве самостоятельной нормы не признавалось и рассматривалось в рамках необходимой обороны.
[2]Общая теория права / под ред. В.К. Бабаева. Н. Новгород, 1993
3 Комментарий к конституции РФ 1993 г. под ред. Ю.В. Кудрявцева., М.:1996 г., с.104
[4] См.: Российская газета. 1996, 18 декабря.
[5] См.: ВВС РСФСР. 1991. № 16. Ст.503.
[6] См.: ВВС РФ. 1992. № 42. Ст.2334.
[7] См.: СЗ РФ. 1992. № 17. Ст.888.
[8] ст. 109 « Причинение смерти по неосторожности»
ст. 168 «уничтожение или повреждение имущества по неосторожности»
ст. 246 «Нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ»
[9]Уголовный кодекс РФ 1996 г.
[10]Электронный правовой справочник «Гарант» 1998 г.
[11]Там же
[12]ст. 10#P 3 0 1 1 9012650 0000#G0Об основах государственной службы Российской Федерации
Закон РФ от 31.07.95 N 119-ФЗ
#E
[13]ст. 40 Устава внутренней службы
[14]Там же
[15]ст. 10#P 3 0 1 1 9012650 0000#G0Об основах государственной службы Российской Федерации
Закон РФ от 31.07.95 N 119-ФЗ
#E