Смекни!
smekni.com

Субъекты гражданского права 3 (стр. 21 из 21)

Владелец заповедного имения имеет лишь право владеть и пользоваться имением, но права распоряжения не имеет: он не может ни отчуждать его[305], ни закладывать[306]. Из этого правила допускаются, однако, три исключения: 1) в случае расстройства имения вследствие какого-либо бедствия[307]; 2) для выдачи по смерти владельца известной суммы детям, ему не наследовавшим и недостаточно обеспеченным[308], имение может быть заложено; 3) для округления можно променять участок его на другой, равного достоинства[309]. Переходит заповедное имение по наследству, и притом в полном своем составе, нераздельно[310] – порядком, указанным в законе, а именно: по смерти учредителя оно переходит к лицу, означенному в учредительном акте[311], а затем – к законным наследникам его и последующих владельцев по праву первородства и с предпочтением мужской линии перед женской[312]. Наконец, уничтожается заповедность имения не иначе как в силу акта верховной власти; поводы к тому могут быть различные: просьба самого учредителя[313], пресечение рода владельца, оставление им законного наследника, не принадлежащего к потомственному дворянству[314], и др. С уничтожением заповедного имения оно становится родовым[315].

Временно заповедные суть такие заповедные имения, которые более легкими и простыми способами теряют свою заповедность. Неудачное наименование их «временно» заповедными отнюдь не должно обозначать, что заповедность их устанавливается на время, – она может продолжаться до бесконечности. Для установления заповедности этих имений требуется: 1) желание собственника, выразившееся или в нотариальном акте, совершенном при жизни, или в нотариальном духовном завещании; выпись должна быть утверждена старшим нотариусом, который и налагает на имение запрещение[316]; 2) принадлежность собственника к российскому потомственному дворянству[317]; 3) имение, будь оно родовое или благоприобретенное, должно заключать в себе усадьбу с хозяйственными постройками[318]; 4) оно должно быть определенного размера, а именно: заключать в себе пространство земли не менее того, сколько требуется для непосредственного участия в дворянских выборах, и не превышать 10 000 десятин; стоимость не должна быть ниже 15 000 руб.[319]; 5) имение не должно находиться в залоге у частного лица; если оно заложено в дворянском банке, то требуется согласие банка[320]; 6) участь остальных детей, если имение родовое, должна быть обеспечена, но этого не требуется, когда имение стоит менее 25 000 руб. или все наследники совершеннолетние и изъявили свое согласие на обращение имения во временно заповедное[321].

Права владельца временно заповедного имения в сущности такие же, как и права владельца наследственно заповедного имения, с той лишь особенностью, что имение временно заповедное может быть заложено и для введения усовершенствования в хозяйстве[322]. Прекращается временная заповедность: 1) при жизни учредителя в случае публичной продажи имения за его долги[323] и когда у него по учреждении заповедности в пользу бокового родства окажутся нисходящие по прямой линии потомства[324]; 2) по смерти учредителя: a) по ходатайству владельца перед местным собранием предводителей и депутатов дворянства и с разрешения Cената в случае обнаружения месторождений ископаемых значительной ценности[325]; b) по воле владельца, выраженной в нотариальном духовном завещании[326]; с) в случае пресечения рода учредителя или владельца[327]; d) в случае непринадлежности лица, к которому имение должно перейти, к потомственному дворянству[328]. О прекращении заповедности делается заявление старшему нотариусу, который снимает запрещение и делает публикацию в газете о прекращении заповедности[329].

Что касается имений, пожалованных под именем майоратов в западных губерниях, то права владельца такого имения сходны с правами владельцев наследственно заповедных имений: имения эти нераздельны и переходят к наследникам по праву первородства[330], но право пользования этими имениями ограничено в том смысле, что за надлежащим осуществлением его наблюдает администрация[331]: она может при дурном управлении на время отобрать имение[332], но отдавать его в пользованиенельзя[333] – дозволяется лишь сдавать в аренду запасные участки на срок не далее 6 лет[334]; право распоряжения ограничено так же, как при владении заповедным имением, причем залог, безусловно, запрещен[335]. – А Г.)

6) Имущества заменимые и незаменимые, т. е. определяемые по количеству и качеству только и определяемые индивидуально. К первому роду принадлежат имущества, относительно которых не существенно, чтобы именно те, а не другие вещи находились налицо, лишь бы они были известного качества и определенного количества, – по выражению римского права: res quae functionem recipiunt in genere. Сюда относятся вещи, определяемые весом, мерой или счетом, например, хлеб, другие съестные припасы, деньги и т.п. Ко второму роду принадлежат такие вещи, которые не заменяют одна другую, но каждая имеет индивидуальное значение, – по выражению римского права: res quae functionem recipiunt in specie. Например, лошадь, другое какое-либо животное, ружье, драгоценный камень и т. п.[336]

7) Имущества потребляемые и непотребляемые: потребляемые – это вещи, употребление которых состоит в потреблении, уничтожении их, например, напитки, съестные припасы; непотребляемые – вещи, употребление которых не зависит от потребления, например, драгоценные камни, одежда. Конечно, и непотребляемые имущества большей частью изводятся со временем, например, металл истирается, одежда изнашивается и вообще каждая вещь от употребления более или менее портится. Но все-таки пользование непотребляемыми имуществами не состоит в их потреблении, а порча, повреждение, износ составляют только последствия употребления, тогда как пользование вещами потребляемыми именно и состоит в потреблении их. Практическое значение этого разделения имуществ, равно как и разделения предшествующего, заключается в том, что иные сделки возможны только относительно одних, а другие возможны только относительно других имуществ, определяемых индивидуально, – и имуществ непотребляемых, тогда как заем возможен только относительно имуществ, определяемых по количеству и качеству, – и имуществ потребляемых.

По найму и ссуде лицо приобретает относительно подлежащего имущества только право пользования, и притом на известное время, по истечении которого лицо обязано возвратить то же самое имущество, что невозможно по отношению к имуществам потребляемым, а равно и к имуществам, определяемым только по количеству и качеству. Но заем относительно их возможен, ибо по займу переходит к должнику право собственности по занимаемому имуществу с обязательством возвратить заимодавцу не то же самое имущество, а только имущество того же качества и в том же количестве, так что заем не заключается относительно имуществ непотребляемых или определяемых индивидуально. Если передается право собственности по таким имуществам, то вознаграждение составляет уже другие вещи или деньги; но тогда уже не предоставляется заем, а совершается другая сделка – мена или купля-продажа.

Несмотря, однако же, на то, что практический интерес разделения имуществ на определяемые только по количеству и качеству и определяемые индивидуально одинаков с практическим значением разделения их на потребляемые и непотребляемые – оба деления не совпадают. Всего нагляднее сказывается это на деньгах: деньги – такое имущество, которое обыкновенно определяется только по количеству (даже и не по качеству), между тем – это имущество непотребляемое. Пользование деньгами, конечно, не состоит в потреблении их: например, кредитный билет, по видимоcти, самая непрочная вещь, может быть безвредно употребляем целые десятилетия.

8) Имущества тленные и нетленные[337]: тленные – вещи, подлежащие скорой и легкой порче, постоянно находящиеся под опасностью потерпеть повреждение, например, меховые и другие платья, съестные припасы и т. п.; нетленные – вещи, не легко подлежащие повреждению, но удобно и долго сохраняющиеся, например, металлы, каменья и т. п.[338] Но разделение это относится только к вещам непотребляемым, потому что о нетленности потребляемых имуществ не может быть и речи – все они принадлежат к разряду имуществ тленных. Практический же интерес имеет это разделение имуществ только для опеки, конкурса и взыскания: по определению законодательства, тленные вещи, принадлежащие опекаемому, опекун подвергает продаже собственной властью, хотя бы и не было необходимости заменять их деньгами[339]; тленные вещи несостоятельного должника немедленно подвергаются продаже, даже предваряя учреждение конкурсного управления[340]; точно так же при взыскании: на продажу тленных вещей судебный пристав назначает кратчайший срок[341].

Наконец: 9) Различаются имущества государственные, принадлежащие различным установлениям, общественные и частные, а между государственными имуществами различаются еще имущества государственные в тесном смысле, удельные и дворцовые[342]. Но это разделение имуществ, основывающееся, как видно, не на свойстве их, а на принадлежности, на отношении имущества к тому или другому хозяину, не ведет непосредственно ни к какому практическому результату. Правда, права государства, церкви и так далее на принадлежащие им имущества несколько отличны от прав частного лица; но различие между правами не зависит от имущества, принадлежащего государству, церкви и т. д. Например, имущества государственные, церковные и тому подобное – такие же имущества, как и имущества частные. И потому можно сказать, что отношение имущества к тому или другому лицу отражается иногда на самом имуществе, но не вызывает разделения имуществ по их принадлежности.