Академия Государственного Управления при
Президенте Азербайджанской Республики
Научно-исследовательская работа на тему:
«Правовые нарушения в сфере компьютерной информации»
Студентки ΙΙΙ курса,
факультета «политическое управление»
специальности «правоведение»
Имановой Айгюн
2008
Содержание
Введение
Глава Ι. Понятие информационных преступлений (киберпреступление)
Глава ΙΙ. Виды преступлений в сфере компьютерной информации
Глава ΙΙΙ. Хакеры- субъекты информационных преступлений
Глава ΙV. Защита информации в Азербайджанской Республике
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Если ушедший XX век по праву можно назвать веком атома, то главным символом XXI века, вероятно, станет информация. И проблемы ее защиты для безопасности личности, общества и государства приобретут еще большее значение и актуальность. Современные информационные технологии интенсивно внедряются во все сферы жизни и деятельности общества, национальная безопасность начинает напрямую зависеть от обеспечения информационной защиты – главного гаранта стабильности в обществе, прав и свобод граждан и правопорядка.
Проблемы, которые исследуются в этой работе, довольно специфичны. С одной стороны, появление в новом Уголовном кодексе Азербайджанской Республики раздела о преступлениях в области компьютерной информации ставит перед юристами задачу раскрытия и расследования этого вида преступлений. С другой стороны, сфера отношений вокруг компьютерной информации еще сравнительно недавно была уделом технических специалистов, и многие юристы до сих пор в недостаточной степени владеют терминами и понятиями этой сферы.
В начале третьего тысячелетия, эпоху становления информационного общества, основанного на все более широком применении компьютеров, компьютерной техники, информационных технологий весьма актуальной становится проблема совершенствования законодательства в сфере борьбы с различного рода правонарушениями в этой сфере, и в первую очередь преступлениями. В настоящее время компьютерная преступность, приобретшая международный масштаб, уже получает адекватную оценку международным сообществом, что в частности получило отражение в специальной Конвенции по борьбе с киберпреступностью, подписанной в 2001 году в Будапеште представителя 30 государств – членов Совета Европы.
Идея борьбы с нарушениями в области компьютерной информации реализуется в ряде законодательных актов, в первую очередь уголовных законах (кодифицированных уголовных законах – кодексах). Так, названный документ Совета Европы – Будапештская конвенция,– к которой намерены присоединиться большинство государства мира, предусматривает постоянную, круглосуточную юридическую помощь тем, кто пострадал от различного рода негативных проявлений, объединяемых обычно под понятием «компьютерная преступность».
Количество преступлений в мире в сфере информационных технологий продолжает расти. Активно развиваясь, компьютерное криминальное общество уже сформировало свою виртуальную среду.
Научно-технический прогресс, создав новые технологии – информационные, в короткие сроки революционно трансформировал процессы сбора, обработки, накопления, хранения, поиска и распространения информации– информационные процессы. Эти изменения сформировали сферу деятельности, связанную с созданием, преобразованием и потреблением информации – информационную сферу мирового сообщества, и во многом предопределяют дальнейшее развитие общественных и экономических отношений во всем мире.
Новые информационные процессы сформировали и новые общественные отношения, появилась необходимость их упорядочения. Традиционно функции социального регулятора выполняло право, однако в связи с бурным развитием информационных технологий обнаружилось его отставание – юристы оказались позади инженеров, и поэтому им в спешном порядке приходится разрабатывать новые нормы, приспосабливать действующее законодательство к складывающимся условиям.
Актуальность рассматриваемой проблемы в том, что компьютерная преступность становится одним из наиболее опасных видов преступных посягательств. Проблемы информационной безопасности постоянно усугубляются процессами проникновения практически во все сферы деятельности общества технических средств обработки и передачи данных, и, прежде всего, вычислительных систем. Об актуальности проблемы также свидетельствует обширный перечень возможных способов компьютерных преступлений.
Изучение проблем расследования преступлений в сфере компьютерной информации выступает одной из острейших задач современной криминалистической науки. Несмотря на то, что в последние годы в криминалистической литературе уделяется повышенное внимание методике расследования компьютерных преступлений, в этой области еще остается ряд нерешенных и дискуссионных вопросов.
В связи с вышесказанным сформулируем цели и задачи курсовой работы:
· рассмотреть понятие компьютерной информации,
· дать общую характеристику преступлений в сфере компьютерной информации и основных способов их совершения, а также объектам киберпреступления,
· изучить законодательные акты и уголовно-правовые нормы, регулирующие информационные отношения,
· ознакомиться с опытом в борьбе с компьютерными преступлениями в Азербайджанской Республики.
Нормативной базой исследования послужили нормативный материал Уголовного Кодекса Азербайджанской Республики, Конвенции по борьбе с киберпреступностью, решения судов общей юрисдикции по делам о преступлениях в сфере компьютерной информации.
Данная работа состоит из введения, основной части и заключения.
Глава Ι. Понятие информационных преступлений
Развитие терминологического аппарата любой научной дисциплины — процесс вполне естественный. Как отмечалось в криминалистической литературе, "понятия представляют собой элементарные ячейки, первооснову любой науки..."[1]. Оперируя существующими понятиями и терминами, исследователь обычно пытается описать наблюдаемые им явления с тем, чтобы обеспечить адекватное отражение этих наблюдений языковыми средствами. Вполне логичен для любой науки подход, когда все исследователи конкретной предметной области организуют свое общение на основе единообразно понимаемых терминов и пытаются, насколько это, возможно, обеспечить некую стабильность понятийно-терминологического аппарата.
Современные издания и средства массовой информации последних лет наводнены различными понятиями, обозначающими те или иные новые проявления криминального характера в информационной области. Встречаются наименования и "компьютерные преступления", и "коммуникационные преступления", и "кибербандитизм'". Преступников именуют "хакеры", "кракеры", "киберпанки", "бандиты на информационных супермагистралях". Различие в терминологии указывает не только на обеспокоенность общества новой угрозой, но и на отсутствие полного понимания сути этой угрозы.
Создание и расширенное производство персональных компьютеров стало естественным развитием стремления человечества получить более совершенный доступ к информационным ресурсам[2]. Эти новые инструменты познания, притягательные сначала лишь для профессионалов, стали сегодня обычным явлением окружающей нас действительности и продолжают совершенствоваться. Постепенно возникла информационная индустрия, чья самостоятельность и перспектива развития целиком и полностью зависели от точного регулирования правоотношений, возникающих при формировании и использовании информационных ресурсов.
Вопросами, связанными с неопределенностью и отсутствием правовой регламентации в области информационных правоотношений, прежде всего, были обеспокоены представители технических специальностей, поскольку проблемы организационно-технического обеспечения защиты информации всегда являлись для них достаточно острыми. "Информационная революция" застигла страну в сложный экономический и политический период и потребовала срочного регулирования возникающих на ее пути проблем. Между тем, как известно, правовые механизмы могут быть включены и становятся эффективными лишь тогда, когда общественные отношения, подлежащие регулированию, в достаточной мере стабилизировались.
В случае с информационными отношениями основная проблема, по-видимому, заключается в том, что их развитие на базе совершенствования технических средств происходит настолько быстро, что общество, еще не успев осознать полученные результаты, уже получает следующие. Разумеется, отойдя от главенствующего ранее тезиса о том, что "право — это возведенная в закон воля господствующего класса", нынешний законодатель в своем стремлении удовлетворить потребности всех слоев общества не был слишком внимателен к правилам законодательной техники, что привело к непоследовательности в развитии понятийного аппарата российских законов начала 90-х гг.
Сейчас, когда создан и принят ряд базовых нормативных актов в области информационных отношений, наступило время для их применения на практике. Однако на этом пути неизбежны пробы и ошибки, обычные для скороспелого претворения решений в жизнь. И если такие ошибки, допущенные, например, в области хозяйственных отношений, могут быть тем или иным образом эффективно исправлены, то ошибки в области уголовно-репрессивной отражаются на конституционных правах и свободах конкретных граждан и носят необратимый характер.
Важно, что терминологическая неточность изложения закона или методологической рекомендации по его исполнению может повлечь неправильное его применение, а, следовательно, и указанные негативные последствия.