Первые отражают общие условия существования человека, играющие роль предпосылок любых конкретных форм общественной жизни (жизнь, здоровье, неприкосновенность индивида, его собственность, свобода, государство как гарант перечисленных условий и т.д.). Посягательства на них (убийство, телесное повреждение, побои и насилие, кража, разбой, грабеж, бандитизм, посягательства на высшие органы государственной власти, торговый оборот и т.д.) объявляются преступлениями всеми кодексами и во все времена и потому были названы теорией права "абсолютными".
Вторая группа социальных законов отражает такие предпосылки совместного существования людей, которые необходимы им на определенных этапах развития общества. В них всеобщие условия коллективного бытия человека модифицируются (деформируются) и предстают в исторически ограниченной форме, выступая как феодальные, буржуазные и т.д.
Посягательства на них не являются "абсолютными" и признаются противоправными не во все времена, а лишь на определенных ступенях истории общества, частично в дальнейшем сохраняясь в перечне деяний, преследуемых в юридическом порядке, частично исчезая их них в зависимости от изменений условий социально-экономического и политического характера.
Вопрос состоит не в том, существуют или не существуют собственно социальные факторы, которые сами по себе со стопроцентной вероятностью превращали бы людей в правонарушителей.
Таких феноменов в обществе нет (денежные затруднения, например, могут толкнуть человека на кражу, но в неменьшей степени и на труд; безотцовщина может способствовать как деформации личности, что в состоянии иногда привести к правонарушению, так и ее закалке). Вопрос состоит в том, чтобы искать механизм взаимодействия социальных явлений, каждое из которых, может быть, и не порождает противоправные деяния, но которые, взятые вместе, порождают правонарушаемость как свой совокупный эффект.
Исследования показали, что этот механизм прежде всего проявляется в противоречии между потребностями индивида и социальными возможностями их удовлетворения, которые, в конечном счете зависят от его общественного положения. В свою очередь, последнее выражается в том, что он занимает в системе общественных отношений ряд позиций в сферах производства, политики, культуры, быта, потребления и т.д., которые для нормальной жизнедеятельности человека должны соответствовать друг другу. То или иное место в системе разделения общественного труда предполагает определенное положение людей в профессионально-квалификационной структуре общества, наличие у них соответствующих образовательных и культурных статусов, последние обусловливают необходимость соответствующего уровня потребления и т.д.
Несоответствие (рассогласование) социальных статусов индивида друг другу обусловливает его покушения на существующий общественный порядок. Так поступает личность, когда ее экономическому господству не соответствует фактическое положение в сфере политики, где формально равны все (она покупает государственных чиновников, "голоса" на выборах, старается опорочить политического противника или даже устранить его физически и т.д.), в семье (прелюбодеяние), в сфере быта (изнасилование, убийства) и т.п. Так поступает интеллигент, когда его образовательный статус не обеспечивает ему соответствующего места в экономике, политике, культуре ("беловоротничковая" преступность как средство улучшения положения в обществе). Так поступает политический деятель, когда злоупотребляет властью, чтобы "уравнять" свое экономическое положение с ролью в партии и государстве. Так поступают лица наемного труда, когда продажа рабочей силы не позволяет удовлетворить сформированные обществом потребности, что побуждает их к использованию нелегальных возможностей. Наконец, так поступают те, кто вообще не занимает официальных социальных позиций или занимает их не во всех сферах и у кого иных, кроме нелегальных, средств к жизни нет (деклассированные элементы, безработные, заключенные и т.д.).
Противоречия между потребностями и социальными средствами их удовлетворения, равно как и рассогласования статусов индивида, неизбежны. Тип реально удовлетворяемых потребностей высшего слоя общества задает уровень потребностей всех остальных социальных групп, который, оставаясь идеалом, ими не достигается.
Аналогично этому социальные статусы индивидов, занимающих места в производстве, политике, культуре, в быту, в потреблении, неизбежно рассогласуются вследствие того, что все эти сферы общественной жизни развиваются неравномерно.
Правонарушаемость выступает как неизбежное следствие социального развития, связанного с ним прогресса или регресса производства и обусловленных ими рассогласованний социальных статусов индивидов. Однако общество, свидетельствует исторический опыт, может удерживать правонарушаемость в определенных рамках, не давая ей выйти за их пределы. Одним из самых действенных правовых средств для этого является институт юридической ответственности.
Социологический аспект.
В современном российском обществе все более стирается грань между правомерным и противоправном поведением. Угрожающие масштабы приобрели безработица, алкоголизм, наркомания и, как следствие падение нравственности, широкое распространение правового нигилизма. В этой ситуации возрастает роль правового воспитания, которое может оказать значительное влияние на людей и их коллективов, на первый план встает человеческий фактор.
Проблема борьбы с антиобщественными явлениями, в том числе с преступлениями и иными правонарушениями, всегда занимали и продолжают занимать важное место в деятельности органов государственной власти.
В жизни любого государства данные явления присутствуют вечно. Полностью искоренить его невозможно, но стремиться к снижению уровня правонарушаемости и укреплению государственного контроля в этой сфере необходимо.
Правонарушения отражают, тот аспект конкретного жизненного отношения между людьми, которые определяются нормами права. Более того, не все общественные отношения объективно могут быть юридическими. Отношения способны принять правовой характер лишь в том случае, если речь идёт об объектах поведения, имеющих социальную значимость. Когда же дело касается мыслей и чувств, не отражающих их действия, говорить об их юридической природе нельзя.
Правонарушения, как было замечено ранее, различны по своей направленности, по вероятности наступления вредных последствий, и их тяжести, по характеру вызвавших их мотивов, по целям правонарушителей и т.п.
Не смотря на все эти отличия, правонарушения составляют одну группу явлений в социальном и правовом отношениях. Так как обладают единой сущностью и исходными юридическими признаками.
Любое правонарушение возникает при взаимодействии объективных и субъективных причин и условий, которые очень тесно переплетены между собой, при этом в разных социально-экономических формациях, в различных исторических условиях сочетание данных факторов не одинаково.
Можно выделить целый комплекс объективных условий, формирующих объективную причину правонарушений:
-низкий материальный уровень населения – приводит к увеличению таких преступлений как кражи, разбои, кражи;
-кризис морали. Противоречивость понимания новых моральных норм проявляется в эгоизме, равнодушии, социально апатии, жестокости значительной части населения. Низкий престиж государственных структур и должностных лиц, которые своим не добросовестным поведением дескредетировали себя в глазах общества, отсутствие должного воспитания духовных и нравственных ценностей у молодого поколения – все это является условиями увеличения всех видов преступления;
-алкоголизм и наркомании – быстро прогрессирующее явление во всем мире. Нравственная и интеллектуальная деградация население, исчезновение генофонда. На приобретения наркотиков и алкоголя требуются не малые суммы, которые достаются лицам, их употребляющих, путем совершения, различных видов преступлений. Надо отметить и резкое увеличение числа совершения правонарушений в состоянии алкогольного и наркотического опьянения.
Субъективные причины правонарушений – это определенные элементы социальной психологии, проявляется в искаженных потребностях, целях, интересах, мотивах, нравственных ценностях и правосознании лиц, совершающих правонарушение. Субъективные условия – это демографические и социально- психологические особенности населения (черты характера, темперамент, возраст, пол и т.п.).
Социальная природа правонарушений также проявляется:
- в результатах – в том вреде, который они наносят интересам общества – это физический (материальный) ущерб, причиняемый имуществу конкретных людей, ил ущерб здоровью, жизни отдельных граждан;
- в содержании отдельных правонарушений конкретных людей, их сознательных волевых поступков.
Непосредственная причина индивидуального правонарушения зависит от особенности личности правонарушителя и конкретной ситуации, в которой он находится. Но любое поведение человека, в том числе и противоправное, является формой его взаимодействия со средой. «В общей форме можно сказать, что они сводятся к рассогласованию личности со средой (конкретная жизненная ситуация»
Первый этап такого взаимодействия – неблагоприятное нравственное формирование личности (источники – сама личность с динамикой саморазвития, семья, школа, коллектив, общество в целом).
Следующими этапами являются формирование у человека конкретного решения на совершение правонарушения и само совершенствование противоправного поступка.