Исходя из представленных мнений можно сделать ряд выводов:
Первое. Правовая установка как разновидность социальной установки, являясь одним из основных и важных регуляторов поведения людей, представляет собой систему потребностей, интересов, взглядов, идеалов, имеющих определенную направленность.
Второе. Правовая установка является ядром правового сознания, воплощающим базовые, отправные идеи, убеждения, ценности, относящиеся к важнейшим сферам жизнедеятельности общества и государства.
Третье. Правовая установка есть то звено, которое связывает личность и право, правовые чувства, мотивы, отношения, оценки с социально-правовой активностью, правовым поведением.
Четвертое. Правовая установка, с одной стороны, представляет собой готовность личности проявить активность в области познания, применения, реализации права, а также в правотворчестве, это «настройка» всей структуры правосознания, всех его элементов таким образом, чтобы личность смогла выполнить нормативные предписания. С другой стороны, она выражает отношение индивида, коллектива, общества в целом к другим действующим правовым нормам, к практике их реализации, а также к желаемым изменениям правовых институтов.
Пятое. Правовая установка есть сложившаяся готовность индивида к определенной форме реагирования на правовые установления, предрасположенность, побуждающая действовать в отношении правовых установлении так, а не иначе[12].
Ввиду сложности структуры правовой установки, методов ее выявления классифицировать правовые установки следует по нескольким критериям, что позволяет наиболее полно раскрыть их сущность. К указанным критериям целесообразно отнести следующие:
- сфера правоотношений, регулируемая нормами той или иной отрасли права; направленность на различные отрасли права;
- длительность действия правовых установок;
- степень фиксированности установок;
- степень осознанности правовых установок;
- оценка личностью правовых предписаний (правовых норм и принципов);
- оценка личностью собственного правового поведения;
- мотивы (причины, цели) правомерного и неправомерного поведения;
- потребности, интересы личности;
- реальное поведение личности в ситуациях, предусмотренных нормами права[13].
1). Нормы, изданные различными государственными органами, нормы различных отраслей права имеют неодинаковую силу воздействия на поведение личности. Так, правовые установки у определенного круга лиц формируются под влиянием возможности применения санкций, а различие санкций, к примеру, уголовного и трудового права, весьма существенно. Нормы различных отраслей права регулируют разные виды деятельности граждан, а деятельность - реальное поведение.
2). Различие между правовыми принципами и правовыми предписаниями предопределило и различие между правовыми установками:
- правовые установки, связанные с действием принципов права, служат характеристикой жизненной позиции личности;
- правовые установки, направленные на соблюдение конкретных правовых норм, должны прекратить свое существование с отменой правовых предписаний.
3). Как правило, правовые установки делятся на фиксированные и актуально-моментальные.
4). Критерием осознанности правовой установки является отношение личности к тем или иным правовым ценностям:
- осознанность правовых установок означает оценку личностью образа действий, предусмотренного в нормах права, т. е. возникает «идеальная» правовая установка;
- правовая установка может быть определена по степени осознан-ности собственного поведения личности, его соответствия правовым нор-мам (позитивная, нейтральная, негативная правовая установка).
5). Сущность правовых установок, направленных на тот или иной вид социально-правовой активности, определяет мотивы и соответствующие им цели. Отсюда правовые установки могут быть направлены на: правомерное поведение и неправомерное поведение.
Причем необходимо учитывать не только ведущий мотив, но и остальные, менее выявленные мотивы. Поэтому целесообразно выделить смешанные правовые установки.
6). За мотивом правомерного поведения «кроется» главный критерий правовых установок - потребность. Потребность является первоначальным, глубинным фактором зарождения правовой установки на соблюдение норм права. Потребность имеет свойственные ей характерные, специфические черты:
- потребность в создании, применении или реализации правового требования всегда выступает как выражение воли или общества в целом, или отдельных социальных групп. Личность в большинстве случаев обязана подчинить, согласовать свои потребности с потребностями общества;
- потребность в сфере правового регулирования всегда должна иметь четкое оформление;
- правовая потребность выступает как необходимость правового урегулирования тех или иных общественных отношений.
7). По типу поведения (соответствие и несоответствие нормам права и их целям) правовые установки в сфере действия права могут быть как позитивными, так и негативными[14].
Глава 2. Формирование правовой установки гражданина.
2.1. Процесс социализации личности, правовая культура
и правовая установка гражданина.
Понятие правовой культуры крайне многозначно. Разные ученые по разному трактуют и анализируют его. Поэтому рассмотрим несколько, наиболее распространенных определений.
Правовая культура - качественно определенный уровень состояния правосознания общества, отдельных социальных групп и индивидов, воплощенный в практике правового регулирования, во всей многообразной деятельности гражданского общества и государства по созданию, реализации и обеспечению права. Это весь правовой космос, охватывающий все моменты правовой формы общественной жизни людей.
Под правовой культурой понимается совокупность знаний, ценностей и установок личности относительно прав и возможностей их практического осуществления, реализуемых в процессе взаимодействия субъектов правовых отношений. Правовая культура представляет собой сложный комплекс явлений общественной жизни, включающий правовые нормы, принципы, правосознание, правоотношения, правовое поведение в процессе реализации жизненных установок. Каждый из перечисленных элементов отражает различные аспекты правовой культуры, а в совокупности они образуют ее структуру, в которой выделяются два уровня: во-первых, уровень общественных и правовых институтов как некоторых объективных структур, образующих правовое пространство жизнедеятельности молодых людей и создающих условия для реализации их прав. Состояние правовой системы - важнейшая предпосылка и условие формирования и функционирования правовой культуры. Во-вторых, уровень группового и индивидуального правосознания и поведения молодежной когорты[15].
Правовая культура - часть общей культуры данного общества. Она тесно связана с правосознанием, опирается на него, но представляет собой относительно самостоятельною категорию, так как включает в себя не только социально-психологические процессы, протекающие в обществе, но юридически значимое поведение членов общества, правовую деятельность в виде правотворчества и его результатов, традиции правотворчества, практику функционирования правовых институтов в целом[16].
Правовая культура функционирует во взаимодействии с другими областями или сферами культуры: политической, нравственной (этической), эстетической, религиозной и т.д. При этом в специфическом содержании правовой культуры обязательно проявляются черты и особенности, свойственные как господствующей культуре данного общества, так и отдельным ее областям. Обеспечение максимального взаимного соответствия между всеми элементами правовой культуры - магистральная линия укрепления в обществе законности и правопорядка.
Правовая культура диктует каждой личности принципы правового поведения, а обществу - систему правовых ценностей, правовые идеалы, обеспечивающие единство и взаимодействие правовых институтов и учреждений.
Правовая культура – многозначная характеристика одной из важнейших сторон жизни общества. Это более высокая и емкая форма правосознания.
Главным критерием правовой культуры как общества в целом, так и его отдельных субъектов является восприятие ими права как высшей ценности социальной жизни, стремление основывать свои действия, реализацию интересов только на праве. Необходимым элементом правовой культуры является нетерпимость к любым, даже мелким правонарушениям.
Показателями уровня правовой культуры в цивилизованном обществе являются: незыблемость конституционного строя, признание верховенства законов, уважение к демократическим правовым институтам, правам и свободам человека и гражданина, системность и доступность законодательства, строгое и неуклонное соблюдение законности и ряд других. С точки зрения этих показателей можно оценить правовую культуру правотворчества, правовую культуру правоприменения или обеспечения правопорядка в стране; правовую культуру общества в целом, социальных групп и страт (например, правовую культуру должностных лиц), отдельных людей.
Правовая культура складывается синергетически, отражая, впрочем, уровень, условия существования различных обществ, этапы цивилизованного развития человечества[17]..
Поскольку культура – выражение специфически человеческого способа деятельности, поскольку она по своей природе нормативна; следовательно, культурные и правовые нормы могут совпадать по своему содержанию, то есть они могут заключать в себе одни и те же правила поведения. Обращаясь к праву, можно утверждать, что все юридические нормы суть нормы культуры, но не все нормы культуры суть юридические нормы. Осуществляемый обществом отбор культурных норм, после чего они оказываются включенными в право, производится по принципу их значимости для сохранения и функционирования социального целого. Если правило поведения, входящее в культуру, имеет значение для общества или, во всяком случае, связано с осуществлением общих дел, оно должно стать общеобязательным, то есть сталь правом.