Установление обязанности по использованию имущества в общеполезных целях серьезно ограничивает права одаряемого в отношении этого имущества. Так, отчуждение имущества, обремененного обязанностью его использования в общеполезных целях, возможно только при условии, что его приобретатель примет на себя исполнение соответствующих обязанностей. Пользование таким имуществом в собственных интересах одаряемого возможно лишь в той мере, в какой это не препятствует его использованию в общеполезных целях. Последнее правило не соблюдается, если предложение обращено к неопределенному кругу лиц и в собранных средствах нельзя выделить имущество конкретных жертвователей.[48]
2.2. Основания, объем и характер ответственности сторон Договора Дарения
Несмотря на всю специфику договора дарения (обещания дарения), неисполнение или ненадлежащее исполнение вытекающего из него обязательства влечет ответственность, предусмотренную для должника, нарушившего гражданско-правовое обязательство гл. 25 ГК.[49]
Ответственность дарителя за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства по передаче имущества одаряемому может наступить лишь при наличии вины дарителя в нарушении договора п. 1 ст. 401 ГК.[50] Поэтому в случаях, когда даритель, заключив договор обещания дарения, не принимает никаких мер для исполнения взятого на себя обязательства, а одаряемый несет разумные расходы (при условии, что факт и размер им будут доказаны), нет никаких оснований для освобождения дарителя от ответственности.
Несмотря на применение к дарителю общих положений об ответственности должника, нарушившего свои обязательства, законодатель счел необходимым специальным образом урегулировать ответственность дарителя за вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу одаряемого гражданина вследствие недостатков подаренной вещи ст. 580 ГК.[51] Такая ответственность в целом строится по правилам деликтной ответственности (внедоговорное возмещение вреда). Вред, причиненный жизни или здоровью одаряемого, может выражаться в виде смерти последнего, наступления инвалидности, причинения вреда здоровью различной тяжести, а также других, в том числе и менее тяжких последствий для здоровья одаряемого. Необходимо обратить внимание на то, что ст. 580 ГК в качестве пострадавшего от недостатков подаренной вещи называет только одаряемого. Представляется, что вред, причиненный в результате тех же причин жизни или здоровью других лиц, например, членов семьи одаряемого, также подлежит возмещению.[52]
Вред, причиненный здоровью или имуществу одаряемого, возмещается в полном объеме. Вред возмещается либо в натуре (предоставляется вещь того же рода и качества, исправляются повреждения вещи и тому подобное), либо в виде компенсации убытков. Возмещение вреда происходит в соответствии с правилами гл. 59 ГК «Обязательства вследствие причинения вреда».[53]
Нормы об ответственности дарителя за вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу одаряемого гражданина, представляют собой специальные правила, которые не подлежат расширительному толкованию.
Одаряемый несет ограниченную ответственность по консенсуальному договору. В случае отказа принять дар дарителю возмещается только реальный ущерб. Реальный ущерб может выражаться в расходах, которые понес даритель на транспортировку, хранение и содержание дара.
Таким образом, договор обещания дарения порождает одностороннее обязательство дарителя передать объект дарения одаряемому и корреспондирующее данному обязательству право одаряемого требовать от дарителя передачи дара. Так же у дарителя существует право отказа от исполнения консенсуального договора дарения, в случаях предусмотренных статьей 577 и статьей 578 ГК РФ. Пункт 1 статьи 578 ГК РФ необходимо подвергнуть более расширительному толкованию, в целях зашиты прав и законных интересов дарителя. Право отказа от принятия дара закреплено за одаряемым в п. 1 ст. 573. Если договор был заключен в письменной форме, даритель вправе требовать возмещения реального ущерба, причиненного отказом принять дар. На дарителе так же лежит ответственность по возмещению вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу одаряемого гражданина вследствие недостатков подаренной вещи, если доказано, что недостатки возникли до передачи вещи одаряемому, не относятся к числу явных и даритель, хотя и знал о них, но не предупредил о них одаряемого.
Заключение
Рассмотрев и проанализировав договор дарения, можно сделать следующие выводы. В современном гражданском законодательстве содержится следующее определение договора дарения, по которому одна сторона (даритель) безвозмездно передает или обязуется передать другой стороне (одаряемому) вещь в собственность либо имущественное право (требование) к себе или к третьему лицу либо освобождает или обязуется освободить ее от имущественной обязанности перед собой или перед третьим лицом. Дискуссия о природе договора дарения продолжается на протяжении многих лет, но до сих пор не сложилось точного понимания правовой природы данного договора. Складывается группа сторонников теории «вещного договора», это такие российские ученые-цивилисты как М.И. Брагинский и В.В. Витрянский, Л.Ю. Василевской, в свою очередь, вызывая обоснованные возражения противников данной теории.
Предмет договора дарения сложный и включает в себя вещи, имущественные права в отношении дарителя или третьих лиц, а также освобождение от имущественных обязанностей перед дарителем или третьим лицом. Форма договора определяется его предметом, ценой и субъектным составом. Договор дарения может заключаться как в устной, так и в письменной форме.
Изучив элементы договора дарения можно сделать обобщенный вывод, что сторонами договора являются даритель и одаряемый. Существует ряд запретов на получение подарков, установленных в статье 575 ГК РФ. Так же ст. 576 ГК РФ устанавливает ряд ограничений дарения вещи, принадлежащей на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, дарение имущества, находящегося в общей совместной собственности.
В данной работе раскрыты права, обязанности и ответственность сторон по договору дарения. О содержании договора дарения можно говорить лишь применительно к договору обещания дарения.
Что касается реального договора дарения, то есть совершаемого путем передачи подаренного имущества одаряемому, то он представляет собой договор-сделку, т.е. юридический факт, порождающий право собственности на подаренное имущество одаряемого и соответственно прекращающий право собственности дарителя. Консенсуальный договор дарения порождает одностороннее обязательство дарителя передать объект дарения одаряемому и корреспондирующее данному обязательству право одаряемого требовать от дарителя передачи дара.
Также в работе рассмотрены проблемы договора дарения и способы их решения. В частности гражданское законодательство не регулирует вопрос о правомерности передачи по договору дарения имущества, имеющего культурную ценность и уникальный характер иностранным гражданам. Нормы гражданского законодательства по договору дарения не в полной мере защищают право дарителя по отмене дарения, если в отношении его или кого-либо из членов его семьи были совершены противоправные действия, совершенные одаряемым. В нормах о договоре Дарения, а именно в п. 2 ст. 574 ГК РФ указаны не все случаи, при которых договор дарения движимого имущества должен быть совершен в письменной форме.
И так, на мой взгляд, цель поставленная в работе была достигнута и все поставленные задачи решены.
Список использованной литературы
1. Конституция Российской Федерации (принятая всенародным голосованием от 12.12.1993) // Российская газета. – 1993. – 25 дек. (№ 237).
2. Гражданский кодекс РФ (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (с изм. и доп., вступившими в силу 01.01.2008) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1996. - № 5.
3. Гражданский кодекс РСФСР (Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1964. № 24, ст. 406) // Утратил силу.
4. Основы Гражданского Законодательства Союза СССР и союзных республик (Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР, 1991. № 50, ст. 525).
5. Основы Законодательства РФ о нотариате от 11 февраля 1993 г. № 4462-1 (по состоянию на 18 октября 2007 г.) // Ведомости съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР, 1993. № 10.
6. Закон РФ от 12 декабря 1991 г. N 2020-1 «О налоге с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения» (по состоянию на 30 декабря 2001 г.) // Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР, 1992. № 12.
7. Постановление ВАС РФ по делу № А42-422/2005 от 12.11.2007 г. № 11659/06 // Вестник ВАС РФ, 2007. № 13.
8. Постановление Пленумов ВАС РФ и ВС РФ от 01.07.2001 г. № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой ГК РФ» // Вестник ВАС РФ, 1996. №9.
9. Инструкция Государственной налоговой службы РФ «О порядке исчисления и уплаты налога с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения» от 30 мая 1995 г. № 32 // Российские вести, 1995. № 144.
10. Информационное письмо Президиума ВАС РФ «Обзор практики применения арбитражными судами положений главы 24 ГК РФ» от 30.10.2007 № 120 // Вестник ВАС РФ, 2008. № 14.