Смекни!
smekni.com

Криминология преступности против собственности (стр. 6 из 6)

Одна из характерных особенностей участников грабежей и разбоев - это устойчивое ведение паразитического образа жизни, отсутствие какой - либо определенной профессии, определенного места проживания, постоянного места работы, следовательно, и постоянного источника дохода.

К числу криминологических особенностей преступлений против собственности относится также их ярко выраженный корыстный характер. Для лиц, совершающих данные преступления характерна корыстная мотивация.

Следует заметить, что научного определения корысти не выработано. По мнению Зелинского А.Ф., вряд ли можно считать определением суждение о том, что корыстный мотив - это стремление получить выгоду материального характера. Оно тавтологично, потому что корысть и материальная выгода словарями русского языка отождествляются. По мнению В.Н. Кудрявцева «мотив корысти означает не что иное, как стремление удовлетворить потребность в материальных благах».

Здесь усматривается важное указание на психологический источник корысти -человеческую потребность.

Корыстный мотив любого поступка, в том числе и правонарушения, вырастает из индивидуальной потребности.

Актуальная потребность становится мотивом деятельности после того, как она встретиться с благом, способным удовлетворить возникшую нужду и устранить состояние дискомфорта. Особенностью корыстной мотивации является то, что таким предметом выступает чужая материальная ценность. Индивидуальная потребность превращается в корыстный мотив, если предметом, с помощью которого она удовлетворяется, выступают: чужое имущество; природные блага, находящиеся в естественном состоянии, объявленные собственностью государства; не принадлежащие виновному лицу имущественные права; освобождение от имущественных обязанностей; сокращение расходов, обычных или необходимых в данной ситуации.[3]

Следует подчеркнуть, что перечисленные блага представляют интерес для корыстолюбца не только с точки зрения их потребительских свойств, но и как средство удовлетворения социальных притязаний.

Корыстными следует признавать не только поступки, которые непосредственно связаны с незаконным обогащением, но и направленные на сохранение незаконного владения, получения высокой прибыли, устранение конкурентов.

Корыстный мотив преступления заключается в безнравственном стремлении
удовлетворить либо индивидуальную потребность с помощью противоправного,
предусмотренного уголовным законом завладения чужим имуществом или не
принадлежащими виновному имущественными правами либо путем незаконного, за
чужой счет освобождения от имущественных обязанностей и сокращения обычных или
ставших необходимыми личных расходов[4].

Психологическими признаками личности совершивших корыстные преступления являются: стойкость корыстной установки (направленности); уровень готовности к насильственным способам реализации корыстного мотива преступлений; характер мотивации, стимулирующей возникновение корыстной установки или ее реализацию; отношение к нравственно-правовым стандартам в области оборота имущественных благ и в том числе к уголовно-правовым запретам на совершение корыстных преступлений.[5]

В качестве критерия стойкости корыстной установки с применением насилия выделяют шесть типов личности преступников:

потенциально неопасный - впервые совершивший корыстное преступление небольшой или средней тяжести с угрозой применения насилия, не опасного для здоровья;

потенциально опасный - впервые совершивший корыстное преступление с угрозой применения насилия опасного для здоровья;

потенциально особо опасный - впервые совершивший корыстное преступление с угрозой применения насилия, опасного для жизни;

неопасный - совершивший преступление с применением насилия, не опасного для
здоровья; I

опасный - совершивший корыстное преступление с применением насилия, опасного для здоровья;

особо опасный - совершивший корыстные преступления с применением насилия, опасного для жизни.

Наиболее характерной чертой корыстно-насильственных преступников является импульсивность поведения и низкий самоконтроль, которые могут приводить к внезапным агрессивным поступкам[6].

В целом, лицам, совершающим имущественные преступления, свойственны такие общие нравственно-потребительские ориентации, как преувеличенное представление о роли материальных благ, негативное отношение к интересам общества и отдельных граждан, слабая адаптация к социальной среде, отрицание многих ее ценностей.

Особенностью личности рассматриваемых преступников (это характерно в основном для воров, а в последнее время и для лиц, совершивших грабеж) является то, что их преступная деятельность начинается раньше, чем у многих других правонарушителей. Следовательно, они уже в более молодом возрасте включаются в соответствующие отношения как с обществом в лице его правоохранительных органов, так и с теми, кто также нарушает уголовно-правовые запреты. У них рано накапливается

антиобщественный опыт, формируются соответствующие взгляды и представления, склонности и привычки к антиобщественному образу жизни, разрешению возникающих жизненных трудностей противоправным путем. Ранее включение в противоправную деятельность приводит к тому, что данная категория преступников находится в большей социально-психологической изоляции от микросферы, ее ценностей, позитивного общения.

Давая обобщенную характеристику личности преступников, совершивших рассматриваемые преступления, можно выделить следующие типы корыстных преступников:

Случайный тип - к нему относятся лица, не обладающие ярко выраженными корыстными устремлениями, стойкой антиобщественной ориентацией. Как правило, они сознают противоправность своих действий, раскаиваются в них. К этому типу относятся, прежде всего, начинающие преступники, в большинстве случаев несовершеннолетние.

Ситуационный тип - к нему относятся лица, совершающие преступления, чаще всего кражи и грабежи, когда ситуация способствует этому, вследствие неспособности удержаться от соблазна, легкомыслия либо неумения противостоять давлению группы. Относительно большой процент составляют несовершеннолетние.

Злостный тип - к нему относятся лица, неоднократно совершающие преступления, судимые. Средства, получаемые от преступной деятельности, являются одним из основных источников существования. Преступники данного типа обладают определенными профессиональными навыками, их также отличает сформированность и яркая выраженность корыстной направленности.

Особо злостный тип - к нему относятся особо опасные рецидивисты, профессиональные преступники. Их отличительная черта - стойкая антисоциальная направленность, высокий уровень специального рецидива, преступная деятельность -основной источник дохода. В нравственной характеристике рецидивистов решающую роль играют черты эгоцентризма, принцип ориентации на преступный образ жизни, противопоставление себя требованиям и нормам общества, соблюдение законов и правил преступной среды. Большую часть преступников данного типа отличает узкая, и стойкая специализация в способах совершения преступлений (среди воров наиболее распространены следующие специализации: карманники, домушники, воры автомашин; среди мошенников самыми распространенными специальностями являются: шулера, наперсточники, кукольники и другие специалисты обмана)[7].

В юридической литературе встречаются и другая типология личности корыстных преступников. Например, Ю.М. Антонян, В.П. Голубев, К.Н. Кудрявцев по характеру мотивации, стимулирующей возникновение корыстной установки или ее реализацию выделяют следующие типы личности корыстных преступников:

утверждающийся - использующий незаконное обогащение в целях самоутверждения;

дезадаптированный - совершающий корыстные преступления в целях приспособления к среде или выживания;

алкогольно-наркотический - совершающий корыстные преступления для удовлетворения непреодолимого влечения к алкоголю или наркотическим средствам;

игровой | - совершающий корыстные преступления в целях удовлетворения потребности в острых эмоциональных переживаниях, связанных с риском;

семейный - совершающий корыстные преступления в интересах семьи.[8]

Заключение Таким образом, в данной работе я постаралась осветить тему преступлений против собственности. Естественно, что сделать это в полной мере в объёме курсовой работы представляется мало возможным, тем более что каждый из пунктов плана может являть собой тему для отдельного исследования. В изучении данной темы в отношении многих вопросов не существует единого мнения. Это обстоятельство обусловлено в первую очередь несовершенством действующего законодательства. Причём не только Уголовного Кодекса. Постановления Верховного Суда также зачастую не вносят полной ясности. Конечно же, ныне действующий Уголовный Кодекс не совершенен, и в нём можно выявить массу противоречий, нестыковок и неясностей, однако я не ставил целью работы выявить его недостатки, а напротив — попытался представить информацию касающуюся преступлений против собственности в виде более или менее упорядоченной системы. Как уже говорилось во Введении, проблема преступлений против собственности была актуальна всегда, с момента появления у людей собственности. Данное обстоятельство обусловлено человеческой природой, человеческой сущностью, а значит, до тех пор, пока существует человечество, и до тех пор, пока существует собственность, данная проблема будетоставаться актуальной, а значит и изучение касающихся её вопросов не бессмысленным. Литература. 1. Гражданский Кодекс Российской Федерации. 2. Уголовный Кодекс Российской Федерации. 3. Энциклопедический Словарь (в трёх томах). Москва, 2006. 4. Состояние преступности в России за 1996 год. - Москва: Главныйинформационный центр МВД РФ, 2008. 5. Уголовное право РФ. Особенная часть. Ответственный редактор ЗдравомысловБ.В. — Москва: Юристъ, 1996. 6. Долгова А.И. Криминология. ИНФРА-М-НОРМА. М., 2009. 7. Гаухман Л.Д, Максимов С.В. Ответственность за преступления противсобственности. Москва: Учебно-консультационный центр "ЮрИнфоР", 2009. 8. Кочои С.М. Ответственность за корыстные преступления противсобственности. Москва: Юристъ, 1998.

[1]Малков В.Д. Криминология. М., 2006. с. 254-255.

[2]Там же. с. 254.

[3]Зелинский А.Ф. Корысть: опыт криминологического и психологического анализа // Государство и право.1993. № З.с. 68-70.

[4]Там же. с. 70-71.

[5]Кудрявцев В.Н. Личность преступника. М, 1975. с. 50-53.

[6] Кудрявцев В.Н., Эминов В.Е. Криминология. М., 2002. с. 356-357.

[7]Бурлаков В.Н., Кропачев Н.М.Криминология. СПб., 2004. с. 227-228.

[8]Кудрявцев В.Н., Эминов В.Е. Криминология. М. 2002. с. 357.