Деятельность независимых друг от друга преступных групп, обладающих признаком организованности, можно проследить с дореволюционной России по настоящее время. Нарастание во всех сферах жизни проблем и противоречий. Все более высокая их концентрация и взаимодействие с определенными типами личности привело к приобретению преступностью нового качественного состояния. Такой переход, очевидно, происходил в 60-70-е годы. В настоящее время организованная преступность активно эволюционирует, оказывая обратное негативное влияние на все сферы жизни общества и является недостаточно изученным явлением, в том числе в криминологическом и уголовно-правовом аспектах.
Криминологический прогноз позволяет выделить следующие неблагоприятные тенденции развития организованной преступности:
- возможность вторжения организованной преступности в зоны высокой рентабельности рыночного хозяйства, такие, как сфера арендного подряда, открытые экономические зоны;
- повышенный интерес к объектам, на которых возможна интеграция с теневой экономикой – кооперативным и коммерческим банкам, посреднической деятельности по формированию совместных предприятий и поиску партнеров по международной производственной кооперации;
- расширение поля деятельности организованной преступности;
- увеличение числа групп, численности их членов, расширение связей между группами;
- увеличение числа случаев применения оружия, вымогательства с применением жестоких форм воздействия;
- усиление борьбы за сферы влияния в преступном бизнесе (отраслевом и территориальном);
- расширение международных контактов;
- активизация усилий по восстановлению и расширению связей с коррумпированными должностными лицами;
- рост численности маргинальных элементов, способствующих легкому рекрутированию нужного числа лиц в структуры организованной преступности, расширение ее социальной базы;
- увеличение масштабов торговли оружием, наркотиками, контрабандной активности.
Существует большое количество форм деятельности, характерных для организованной преступности. Подход к их юридической оценке должен быть следующим. Во-первых, возможность применения действующего законодательства. Во-вторых, предлагаемой нормы об организации, руководстве или участии в преступном сообществе с позиции того, что соответствующие действия могут охватываться понятиями ''организация'', ''руководство'' или ''участие''. Для этого, конечно, необходимо учитывать результаты научных исследований и правоприменительную практику. Особую роль, на наш взгляд, здесь должен играть Пленум Верховного Суда РФ, имеющий возможности давать нормативное судебное толкование. Поскольку закон на все случаи жизни создать невозможно, то в указанных выше, а также могущих возникнуть в будущем ситуациях, целесообразно опираться на складывающуюся практику правоприменительной деятельности как на надежный критерий истины.
Организованная преступность – сложное антисоциальное явление, не имеющее государственных границ. Многие десятилетия она “сопровождает” экономическое и культурное развитие большинства стран мира, стимулируя такие пороки человеческого общества, как коррупция, вымогательство, насилие, наркомания, проституция.
Развитие причин организованной преступности в Российской Федерации повторило путь большинства стран: разложение бюрократических структур государства, нарушение принципов социальной справедливости, девальвация нравственных ценностей, выход из примитивного состояния “безналоговой” теневой экономики.
Возрастающие масштабы организованной преступности представляют реальную угрозу безопасности государства и общества, так как она усиливает свои позиции через монополизацию многих видов противоправной деятельности, используя отсутствие надежных механизмов защиты нарождающихся рыночных отношений, активно внедряется в новые экономические структуры, стремится сохранить господствующее положение в распределительной сфере, заблокировать процесс реформ. В ряде мест преступных формирования, пользуясь безнаказанностью, а подчас и попустительством правоохранительных органов, действуют всё более нагло и вызывающе, превращая обширные территории в свои вотчины. Они контролируют такие доходные виды противоправной деятельности, как наркобизнес, проституция, азартные игры, нелегальная торговля оружием, спекуляция, вымогательство и др. Примитивные преступления уступают место крупномасштабным преступным акциям, глубокому проникновению через коррумпированные связи в экономику и финансовую систему, попыткам оказывать прямое влияние на политику государства в этой сфере.
Биржи, торговые и валютные аукционы, рынок жилья, коммерческие банки, совместные предприятия и иные экономические структуры преступники пытаются использовать как для отмывания “грязных” денег, так и для использования самой рыночной экономики в своих корыстных интересах.
Преступные формирования, располагающие крупными суммами денег, завоевывают сильные позиции на внутреннем рынке, осуществляют противозаконные крупномасштабные преступные операции по вывозу из страны сырья, товаров и других средств. Противоправный бизнес стремится приобретать либо иметь контрольный пакет акций различного рода предприятий и организаций, создавать собственные производства (банковские и всякого рода посреднические организации), внедрятся во внешнеэкономические структуры и таким образом выходить на формирование преступных международных организаций.
Организованная преступность становится одним из основных факторов политической и социально–экономической нестабильности в Российской Федерации. На это неоднократно обращалось внимание в обращениях и выступлениях Президента Российской Федерации, руководителей Правительства и Парламента России, в документах руководящих государственных органов.
Организованная преступность породила новую криминальную ситуацию, которая требует для её разрешения неотложных законодательных, организационно–управленческих мер, значительных материальных ресурсов на оснащение правоохранительных органов и обучение сотрудников методам борьбы с организованной преступной деятельностью. Одной из причин сложившейся ныне в сфере борьбы с организованной преступностью ситуации является недостаточно научная проработка проблем, отсутствие ясных представлений о стратегии и идеологии этой борьбы, а также правовой, криминологической, криминалистической и оперативно–розыскной концепции и соответствующих научных рекомендаций по выявлению, раскрытию, расследованию и предупреждению организованной преступной деятельности. Теоретическому познанию организованной преступности как социально–правового явления в нашем обществе предшествовала оперативно–розыскная, следственная и судебная практика.
На протяжении многих лет в юридической теории наблюдалось стремление обосновать официальные политические доктрины, и это сдерживало объективный анализ действительности, а в итоге негативно сказывалось и на оценке фактической расстановки сил в борьбе с преступностью, и на теоретической разработке организационно–тактических форм борьбы с преступностью, адекватных такой расстановке.
Проблема организованной преступности не только не исследовалась, но и не ставилась. В этом и состояло одно из противоречий общества: в его структурах уже функционировала теневая экономика, определённые эшелоны государственной и партийной власти были поражены коррупцией, внутри страны и за рубежом действовали многие связи, порожденные иерархией преступных отношений, но интересы официальных политических доктрин не позволяли все это квалифицировать как организованная преступность и, соответственно, разрабатывать эффективные меры борьбы с ней.
На мой взгляд, бороться с организованной преступностью можно, при соответствующей помощи государства. И тогда преступникам не помогут никакие высшие эшелоны государственной власти.
Список использованной литературы
Нормативный материал
1. Конституция Российской Федерации., 1993 г.
2. Уголовный кодекс РФ., 1997 г.
3. Уголовно – процессуальный кодекс РСФСР.,1993 г.
4. Закон РФ «О милиции»,1991 г.
5. Закон РФ «Об оперативно-розыскной деятельности в РФ»,1992 г.
6. Закон РФ « Об органах Федеральной службы безопасности в РФ».,1995 г.
7. Закон РФ «О государственной налоговой службе»,1995 г.
8. Закон РФ «О Федеральных органах налоговой полиции»,1993 г.
9. Закон РФ «О службе в таможенных органах», 1997 г.
10. Положение о Федеральной пограничной службе, 1997 г.
Специальная литература
1. Алексеев А.Х. Борьба с новыми видами преступлений в сфере экономики. //Вестник МВД РФ. 1997. № 6. с. 55.
2. Баяхчев В. Г. Кража автотранспорта совершенная организованной группой. //Вестник МВД РФ. 1997. № 5. с. 25.
3. Борьба с экономической преступностью. // Вестник МВД РФ. 1995. № 3. с. 51.
4. Борьба с экономической преступностью. // Вестник МВД РФ. 1995. № 4,5. с.114.
5. Взаимодействие с пограничниками. // Вестник МВД РФ. 1996. № 5. с. 99.
6. Гаухман Л.Д., Максимов С.В. Уголовная ответственность за организацию преступного сообщества. // Комментарий. М. Учебно–консультационный центр. “Юр. информация”. 1997. с. 32.
7. Голицын С.В. Коррупция в органах власти. // Вестник МВД РФ. 1997. № 4. с. 19.
8. Голицын С.В. Коррупция в ОВД. // Вестник МВД РФ. 1997. № 4. с. 19.
9. Голицын С.В. Коррупция. //Вестник МВД РФ. 1996. № 4,5. с. 55.
10. Дамидов Ю.Н., Алексеев А.Х. О борьбе с новыми видами преступлений в сфере экономики. //Вестник МВД РФ. 1997. № 6. с. 55.
11. Данилов В.А. Наркомания. // Вестник МВД РФ. 1996. № 2. с. 65.
12. Ларьин Ф.Г. Взяточничество среди сотрудников ОВД. //Вестник МВД РФ. 1997. № 5. с. 34.
13. Машин В.П. Организованная преступность. Финансовые стороны. //Вестник МВД РФ. 1996. № 3,4. с. 78.