Наконец, постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 4 февраля 2009 г. № 145 был утвержден перечень импортозамещающих товаров, производимых резидентами свободных экономических зон Республики Беларусь и поставляемых на внутренний рынок республики [29].
В рамках данного раздела курсовой работы хотелось бы обратить внимание на высказываемое в литературе мнение о необходимости подготовки и принятия отдельного закона о государственном регулировании внешнеэкономической деятельности [22, c. 19]. Однако, с нашей точки зрения, следует согласиться с той позицией, что, с учетом соотношения понятий «внешнеэкономическая деятельность» и «внешнеторговая деятельность», расширенного предмета правового регулирования Закона Республики Беларусь от 25 ноября 2004 года «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности», потребностей правоприменительной практики на данном этапе, а также требований систематизации законодательства принятие такого закона, который к тому же в определенной степени носил бы декларативный характер и дублировал некоторые положения вышеназванного Закона, представляется нецелесообразным [30].
Отдельными авторами также высказываются идеи о кодификации законодательства о внешнеэкономической деятельности, в частности, о необходимости подготовки и принятия Кодекса основ внешнеэкономического законодательства Республики Беларусь. Однако, как отмечают специалиста Национального центра законодательства и правовых исследований, в настоящее время подготовка такого проекта представляется нецелесообразной по следующим основаниям:
1) данная отрасль законодательства в течение последнего времени была существенно обновлена;
2) нормы принятых (изданных) актов законодательства должны применяться в течение определенного периода, достаточного для выявления возможных недостатков;
3) во многих странах Содружества Независимых Государств рассматриваемая отрасль законодательства также не кодифицирована в силу своей нестабильности на данном этапе [30].
Таким образом, в системе нормативных правовых актов, определяющих Закон Республики Беларусь «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» предстает как некий правовой стержень, скрепляющий огромное число актов разного уровня. Тем не менее, понятие «экономическая безопасность» в действующей редакции Закона исключено [11]. В нем не нашли достаточного отражения такие важные вопросы, как бартерная и клиринговая торговля, ценообразование во внешнеторговой деятельности, гарантии партнерам по сотрудничеству и некоторые другие вопросы, требующие своего решения в последующих нормативных документах.
Отметим также, что с учетом положений основных программных документов (Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006 – 2010 годы, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 12 июня 2006 г. № 384; Основных направлений социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2010 года, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 3 апреля 2000 г. № 445; Основных направлений социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006 - 2015 годы, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 4 ноября 2006 г. № 1475, и т.д.) дальнейшее развитие законодательства о внешнеэкономической деятельности должно осуществляться, в частности, по такому направлению как унификация законодательства Республики Беларусь и Российской Федерации в рамках Договора о создании Союзного государства и соглашений о ЕЭС и Таможенном союзе.
В данном разделе целесообразно начать с того, что внешнеэкономическая сделка – это сделка, заключаемая между субъектами предпринимательской деятельности, коммерческие предприятия которых находятся на территории разных государств [19, c. 73]
Внешнеэкономическая сделка характеризуется тем, что охватывает предпринимательскую деятельность Республики Беларусь как государства, ее граждан и юридических лиц в сфере внешнеэкономических отношений. В то же время в международной практике чаще употребляется термин «международный коммерческий договор». Например, Международный институт унификации частного права (УНИДРУА) разработал и принял Принципы международных коммерческих договоров, которые представляют собой сбалансированный свод норм, предназначенных для использования во всем мире, независимо от экономических и политических условий или правовых традиций отдельных стран [21, c. 418].
Внешнеэкономические сделки, в отличие от других гражданско-правовых сделок, имеют особенности в правовом регулировании. Это обусловлено тем, что внешнеэкономическая сделка связана с иностранным элементом, в качестве которого могут выступать:
· субъект, имеющий иностранное гражданство;
· объект, находящийся за границей;
· юридический факт, имевший место за рубежом [25, c. 68].
Соответственно, осуществление подобных договоров связано с применением законодательства разных государств, следовательно, возникает необходимость выбора применимого права. В этой связи следует отметить, что специфика внешнеэкономических сделок проявляется в наличии определенной системы регуляторов, в которую входят:
· национальное законодательство различных государств;
· международные правовые акты;
· международные обычаи (в основном торговые);
· судебная (арбитражная) практика;
· договорные условия [25, c. 69].
Например, договор купли-продажи, заключаемый в сфере международной торговли, представляет собой вид внешнеэкономической сделки, согласно которой одна сторона (продавец) передает другой стороне (покупателю) имущество в собственность, а покупатель уплачивает за приобретаемое имущество согласованную денежную сумму. Соответственно для внешнеторговой купли-продажи (как и для купли-продажи вообще) характерны условия, относящиеся к предмету договора, т.е. товару, цене, срокам передачи товара и его оплаты, моментам перехода от продавца к покупателю права собственности на товар и риска его случайной гибели или повреждения и др. [16, c. 211].
В то же время внешнеторговая сделка весьма специфична принадлежностью ее контрагентов к различным государствам, а также наличием в ее содержании условий, относящихся к перевозке и страхованию товара. Национальные законодательства разных государств регулируют права и обязанности продавца и покупателя неодинаковым образом, поэтому необходима международная унификация правовых норм.
Из числа международных соглашений, предназначенных для регламентации внешнеэкономических договоров, заключаемых между физическими и юридическими лицами, принадлежащими к различным государствам, следует назвать Конвенцию Организации Объединенных Наций о договорах международной купли-продажи товаров (далее – Конвенция 1980 года), которая устанавливает, что ее положения применяются к договорам между сторонами, коммерческие предприятия которых находятся в разных государствах. Однако она, в частности не применяется к продаже:
· товаров, которые приобретаются для личного, семейного или домашнего пользования;
· с аукциона;
· в процессе исполнительного производства или иным образом в силу закона;
· фондовых бумаг, акций, обеспечительных бумаг, оборотных документов и денег;
· судов водного и воздушного транспорта;
· электроэнергии [1].
В ст. 6 Конвенции 1980 года закреплен принцип диспозитивности содержащихся в ней норм, согласно которому стороны договора могут исключить применение Конвенции 1980 года либо отступить от любого из положений или изменить его действие. Конвенция 1980 года регулирует только заключение международных договоров и те права и обязательства контрагентов, которые возникают из такого договора.
Конвенция 1980 года предусматривает субсидиарное применение национального законодательства участвующих в ней государств. На основании п. 2 ст. 7 Конвенции 1980 года по вопросам, которые прямо в ней не разрешены и не могут быть разрешены в соответствии с общими принципами, подлежат применению нормы национального законодательства, определяемого согласно коллизионным нормам. В Республике Беларусь нормы национального законодательства содержатся в Законе Республики Беларусь «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» [11].
Таким образом, Конвенция 1980 года, содержащая многочисленные правила о порядке заключения и содержании договора, не касается его транспортных и страховых условий, которые определяются обычаями и деловыми обыкновениями, сложившимися в международной торговле.
Здесь целесообразно отметить, что практика международной торговли выработала ряд более или менее стандартных условий поставки товаров, которые характеризуют обязанности поставщика (продавца) и получателя (покупателя) товаров и их взаимоотношения, они же определяют момент, где заканчиваются обязательства продавца и начинаются обязательства покупателя. Эти взаимоотношения довольно хорошо разработаны в Правилах толкования международных торговых терминов Инкотермс (International Rules for the Interpretation of Trade Terms) [2].
В 20-х годах прошлого столетия Международная торговая палата (далее – МТП) признала необходимость разработки правил толкования таких терминов, применение которых могло бы быть согласовано сторонами договора купли-продажи товаров. Итогом работы МТП стали семь редакций Инкотермс (1936, 1953, 1967, 1976, 1980, 1990, 2000 годов) и подготовленный Типовой контракт международной купли-продажи (готовых изделий, предназначенных для перепродажи).
Цель и сфера применения Инкотермс – внешняя торговля товарами. Более того, эти правила предназначаются для двусторонних договоров купли-продажи товаров с перемещением их через таможенные границы государств [2].
Термины Инкотермс минимизируют риски обмана и заблуждений. Сокращенные названия каждого термина являются стандартными, согласованными МТП с Европейской экономической комиссией. Таким образом, редакция Инкотермс 2000 предусматривает не только обеспечение толкования правил наиболее распространенных терминов внешней торговли, но также предоставила деловым людям результат по систематизации части терминов внешней торговли, которые нашли наибольшее применение в практике современной торговли товарами [24, c. 966].