Смекни!
smekni.com

Государство и церковь в Российской Федерации основы взаимодействия (стр. 5 из 6)

Таким образом, можно видеть, что и в нашей стране, подобно многим современным зарубежным странам, нет полной изоляции церкви и государства. В ряде сфер установилось их сотрудничество, особенно это касается духовно-нравственной сферы.

В Российской Федерации осуществляется государственный контроль за соблюдением законодательства о свободе вероисповеданий. Его ведет, в частности, Министерство юстиции при регистрации религиозных объединений. Государственный контроль ведется и в отношении производственных предприятий, действующих при религиозных организациях. Если они получают прибыль от своей деятельности, то она подлежит налогообложению, как и прибыль любой другой организации. Не облагаются налогом, однако, имущественные и финансовые пожертвования, получаемые религиозными организациями от граждан, а также средства, отчисляемые от производственной деятельности на основе собственности религиозных организаций, на благотворительные и культурно-просветительские цели.

Все граждане, работающие в религиозных объединениях, подлежат социальному обеспечению и социальному страхованию. Религиозные организации, их предприятия и учреждения производят отчисления в фонды государственного социального страхования и обеспечения, поэтому пенсии они получают от государства. И здесь, как мы видим, нет полного отделения церкви от государства.

В настоящее время подготовлен и внесен в Государственную Думу новый законопроект "О свободе совести, вероисповедания и религиозных организациях". По данному проекту закона правовое положение религиозных объединений остается в целом неизменным.

2.1 ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ РЕЛИГИОЗНЫХ И ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ.

Нельзя думать, что в современных условиях отсутствуют какие-либо проблемы во взаимоотношениях религиозных и государственных организаций. Одна из сложных связана с возвращением церкви незаконно отобранных у нее храмов, монастырей, других культовых учреждений и ценностей. Здесь чаще всего сталкиваются интересы религиозных организаций и музейных учреждений, отстаивающих права государства охранять и делать доступными для населения некоторые церковные ценности в качестве национальных памятников. В печати дебатировался, например, конфликт церкви и искусствоведов по поводу икон "Троицы" и "Владимирской богоматери" — величайших российских культурных ценностей или между работниками Пушкинского заповедника и священнослужителями относительно передачи церкви Святогорского монастыря. Большой общественный резонанс приобрел вопрос о целесообразности восстановления храма Христа Спасителя. Здесь немало аргументов как "за", так и "против".

Другая не менее сложная проблема - появление в последние годы в нашей стране различного рода мистических сект, зарубежных миссионеров. Некоторые из них пагубно влияют не только на психику людей, но и физическое здоровье (например, "Белое братство", "Аум Синрике" и др.). Православная церковь апеллирует к государству, полагая, что оно должно установить правовые ограничения для такого рода религиозных объединений. Государственные же органы считают необходимой активизацию проповеднической деятельности традиционных конфессий.

Можно отметить и развитие внутри самой церкви, в частности православной, неообновленческих течений, что нарушает ее единство и ведет к внутрицерковной конфронтации. Названные и другие проблемы требуют очень продуманного, тонкого, осторожного подхода и последовательного решения.

Одной из примет современной жизни России является развитие посреднической миссии церкви в вооруженных конфликтах, объединение светской и церковной властей в реставрации и восстановлении памятников России, взаимодействие церкви и государства в духовно-нравственном возрождении общества.

Итак, хотя по Конституции РФ провозглашено отделение религиозных организаций от государства, светский характер системы государственного образования, тем не менее церковь играет важную роль в объединении граждан на основе общности вероисповедания, в участии в социально-культурной жизни общества, в воспитании людей, в повышении духовно-нравственного уровня общества. Религиозные, организации получили в нашей стране статус общественного объединения и равные с другими общественными организациями права, хотя и не имеют права участвовать в политической жизни. Вместе с тем режим их существования и взаимоотношений с государством приобрел цивилизованные формы в соответствии с общепринятыми международно-правовыми нормами. Тем самым в определенной мере возмещается историческая несправедливость, которая осуществлялась в течение почти 70 лет в нашей стране в отношении церкви и религиозных организаций.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Наличие взаимосвязи между религией и политикой очевидно. Религия никогда не сводилась лишь к вере в Бога и в потустороннюю жизнь, к совершению религиозных обрядов. Именно социальные учения позволяли монотеистическим религиям овладевать массами и тем самым влиять на расстановку сил в обществе. Религия по-своему объясняет реально существующий мир и регулирует не мнимые, а реальные отношения между людьми. Без религиозной интерпретации чисто земных отношений между людьми религия не смогла бы выполнять сложные социальные функции, в том числе и интегрирующую, потеряла бы свою привлекательность, перестала бы существовать. Сами причины возникновения новых религиозных движений, как правило, носили социально-политический характер. Такие движения появлялись в ответ на назревшие Потребности общественной жизни. Фактически каждая вновь возникшая религиозная секта X выступает как социально-политическая ячейка, а система ее воззрений - это новая социально-политическая доктрина, появляющаяся в религиозной форме. Такова в сущности история возникновения христианства, ислама, буддизма, других религий

Взаимоотношения между церковью и государством во многом определяются уровнем социально-экономического развития страны, историческими традициями, сложившимися в обществе. Возможно несколько моделей таких взаимоотношений.

В условиях демократического государства обычно признаются на конституционном уровне и в повседневной практике равноправие всех религий и церквей, свобода совести и вероисповедания. При этих условиях церковь отделена от государства, а школа - от церкви, запрещена дискриминация на религиозной почве, отсутствуют привилегии, связанные с исповеданием той или иной религии, церковь является хранителем культурных, исторических и нравственных традиций народа.

При тоталитарных и авторитарных режимах можно выделить три основных модели отношений церкви и государства:

а) государство преследует по религиозным основаниям верующих, как это было до 1967 г. в Албании, и запрещает любые формы религиозных проявлений;

б) государство признает религию и церковь в качестве основы государственной власти (Саудовская Аравия, Пакистан, Иран). Ислам в этих странах признан государственной религией, а нормы шариата используются для регулирования различных сторон общественной жизни;

в) церковь находится в прямой конфронтации с государством, проводит антигосударственную кампанию, основанную на религиозных нормах. Подобная ситуация возникла в Латинской Америке в середине 60-х гг.

Статус религиозных объединений регулируется конституционным и текущим законодательством. Большинство конституций фиксирует отделение церкви от государства, признает религию исключительно частным делом человека.

Вместе с тем в отдельных странах, например, в Греции, Болгарии, Великобритании, отмечается особое положение религии и церкви. Англиканскую церковь в Англии и пресвитерианскую - в Шотландии возглавляет британский монарх, который назначает на высшие церковные должности и оказывает влияние на церковную политику.

Во Франции, согласно специальному закону об отделении церкви от государства, последнее не признает и не субсидирует никакую церковь, не оплачивает ее служителей. В местах, предназначенных для религиозных служб, запрещается проведение политических собраний.

Возможно существование договорных отношений между государством и церковью, о чем говорит пример Италии. В этой стране отношения между государством и церковью основываются на норме конституции и специальном соглашении. В ст. 7 Конституции этой страны признается независимость и суверенность государства и церкви, каждого в своей сфере, а их отношения регулируются Латеранскими соглашениями 1929 г.

Однако в ряде государств существует практика финансовой поддержки церкви из государственного бюджета, а на религиозные объединения распространяется статус общественных объединений.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Нормативно-правовые акты.

1. Конституция Российской Федерации,принята всенародным голосованием 12 декабря 1993г.- М.,1998

Специальная литература.

1. Авакьян С.А. Политический плюрализм и общественные объединения в Российской Федерации: конституционно-правовые основы. М., 1996.

2. Бочарова С.Н. Роль общественных объединений в защите прав человека // Вестник Московского университета. Сер. Право. 1997. № 1.

3. Гражданское общество и правовое государство: предпосылки формирования // Сборник статей. М., 1991.

4.Зарубежное законодательство о политических партиях // Сборник нормативных актов. М.,1993.

5.Ильин ИЛ. Одинокий художник. Статьи, речи, лекции. М., 1993.