КАЛИНИГРАДСКИЙ ПОГРАНИЧНЫЙ ИНСТИТУТ
ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ БЕЗОПАСНОСТИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
КОНСТИТУЦИОННОЕ (ГОСУДАРСТВЕННОЕ) ПРАВО РОССИИ
ТЕМА: ГОСУДАРСТВО И ЦЕРКОВЬ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ОСНОВЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ.
Выполнил:
Студент 67/1 учебной группы
Иванова Вера Викторовна
Научный руководитель:
Дата сдачи:
Оценка:
Калининград 2008
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. Роль церкви в обществе…………………………………………………………6
1.1 ВИДЫ ПРАВОВОГО СТАТУСА ЦЕРКВИ……………………………………………7
1.2 ОСОБЕННОСТИ ОТДЕЛЕНИЯ ЦЕРКВИ ОТ ГОСУДАРСТВА…………………….9
ГЛАВА 2. Свобода вероисповедания……………………………………………………..15
1.1.ГАРАНТИИ СВОБОДЫ ВЕРОИСПОВЕДАНИЯ……………………………………16
2.1 ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ РЕЛИГИОЗНЫХ И ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ……………………………………………………………………………19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………..21
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………………….23
ВВЕДЕНИЕ.
В истории отношений государства и церкви немало драматических страниц: соперничества и открытого противоборства, стремления церковной власти подчинить себе государственную власть и борьба государства за выход из-под влияния и контроля церкви.
Соотношение светской и церковной властей красной нитью проходит через историю многих государств. Эта идея послужила основой для разработки различных философских теорий, модификации общественных представлений о социальных функциях религиозной идеологии.В последнее время влияние церкви, религиозности, религиозных норм и ценностей на жизнь общества в постсоциалистических государствах заметно увеличилось. Это объясняется в известной мере существенным изменением условий жизнедеятельности и подходом к религии как важнейшей интегрирующей силе и фактору духовно-нравственного возрождения народа.
По опросам ФОМ, проводимым с 1997 г., доля православных в России колеблется в рамках 53-60%, мусульман - 4-8%. Не считают себя верующими - 24-37%; однако, никогда не молится половина россиян, т.е. и часть тех, кто назвал себя православным. По последнему опросу, проведённому в марте 2005 г., православных - 59%, мусульман - 5%, неверующих - 30%. При этом 63% поддерживают введение изучения "истории религий" в школе, а 14% - против этого. Однако считают, что это должен быть обязательный предмет только 21%, большинство полагает, что он должен быть факультативным.
Согласно проведённому в апреле 2001 г. опросу, 29% полагают, что православие должно стать государственной религией России, а 53% поддерживают отделение Церкви от государства. Даже среди православных сторонников светского государства больше (46% против 37%).
Патриарх Московский и всея Руси Алексий II надеется, что при новом президенте России сохранятся партнерские отношения между Русской православной церковью и государством.
"Мы надеемся, что партнерские отношения будут и дальше осуществляться, при смене руководства"[1], - сказал патриарх.
По словам Алексия II, "Церковь отделена от государства, но Церковь не может быть отделена от общества, потому что народ и составляет Церковь".[2]
Предстоятель отметил, что многие вопросы Церкви и государству сегодня приходится решать совместно - и в социальной области, и в сохранении памятников, и в сохранении межнационального мира и согласия между разными слоями нашего общества.
Неоязычество и терроризм - одни из главных губительных явлений современности. Знак равенства между этими двумя понятиями поставил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.
В соответствии с этим заявлением определено стратегическое направление работы РПЦ. "Голос Церкви со словом о Христовой любви должен зазвучать с особой силой, особенно в военной среде, чтобы дать человеку, носящему погоны, дополнительную опору в его служении, пока к нему не придет осознание, что это опора главная и вечная"[3], - считает выступивший вслед за патриархом руководитель синодального отдела Московского патриархата по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными учреждениями протоиерей Димитрий Смирнов.
За девять лет своего существования ведомство отца Димитрия развивало свою деятельность по пяти направлениям, условно обозначаемым, как "Армия", "Милиция", "Тюрьма", "Издательско-миссионерское направление" и "Остальные структуры". Кстати, в последний разряд попали такие закрытые госучреждения, как ФСБ, Служба внешней разведки, Погранслужба, спецсвязь и фельдъегерская служба, а также прокуратура, таможня и МЧС. И по всем этим направлениям РПЦ "плодотворно развивает отношения". Однако наибольший успех достигнут в работе с бойцами и командирами Внутренних и Воздушно-десантных войск. В ВДВ при поддержке Военного совета даже создана внештатная группа епархиального духовенства, с помощью которой осуществляется "апробация будущей структуры института военного духовенства ВДВ", аналогичный эксперимент проходит в подмосковных частях внутренних войск МВД.
Епархии на местах активно добиваются заключения двусторонних соглашений с расположенными по соседству военными частями, некоторые даже совместно утверждают годовые планы сотрудничества. Но, признает протоиерей Димитрий Смирнов, формирование взаимоотношений Церкви и силовых структур почти целиком зависит от личных контактов священнослужителей с командирами. "Поэтому любая смена руководителей или изменение позиции органов военного управления по отношению к Церкви или отдельному пастырю может привести к радикальному изменению положения Церкви в том или ином военном округе, военном гарнизоне"[4], - предостерегает руководство РПЦ отец Димитрий. И предлагает инициировать создание правовой базы для оформления взаимоотношений РФ (государства) и РПЦ (церкви), хотя по Конституции они и отделены друг от друга, путем подписания договора президентом или премьер-министром страны и патриархом. Прецедент уже создан - в Белоруссии.
И еще один важный штрих в процессе сближения Церкви с государством. На Архиерейском соборе было предложено создать во всех семи федеральных округах Межепархиальные советы архипастырей - для улучшения отношений РПЦ с органами государственного и военного управления. На деле же это станет существенной поддержкой нового федеративного устройства по версии президента Владимира Путина.
Опираясь на международный опыт (на этот раз - не Белоруссии, а США, Канады, Англии, Германии и т.п.), протоиерей Димитрий доказал следующее. Из-за бездействия органов военной прокуратуры "...Вооруженные силы лишились государственно-правового и общественного рычага влияния на нравственное состояние войск...Изменить ситуацию не в силах даже постоянно растущее число военных психологов, которых в войсках уже насчитывается более 2,2 тысячи человек[5]". По его данным, в армиях "продвинутых" стран количество военнослужащих с атеистическим мировоззрением, приходящихся на одного психолога, равно числу бойцов с религиозным мировоззрением, "окормляемых" священником.
И констатировал: попытки дальнейшего увеличения числа психологов в Российской армии не оправданы и бесполезны. После чего значительно подвинул светских врачевателей души: "За счет избыточного количества военных психологов можно было бы ввести порядка 320-400 штатных должностей для православного духовенства и 27 - 32 должностей для мусульманского духовенства[6]". Вместо красных креста и полумесяца - то же самое только цвета хаки.
АКТУАЛЬНОСТЬ данной работы определяется значимостью понятий церковь и государство в Российской правовой системе. Заявленная в контрольной работе проблема потребовала краткого обобщения имеющегося материала о взаимоотношениях церкви и государства в Российской Федерации.
Таким образом, ЦЕЛЬ данной работы - обозначить роль церкви в современном обществе.
Указанная цель обуславливает постановку и решение следующих ЗАДАЧ:
-выяснить, в чем особенности отделения церкви от государства;
-выделить основные виды правового статуса церкви ;
-рассмотреть проблемы взаимоотношения религии и государства;
ГЛАВА 1. Роль церкви в обществе.
Рассматривая положение церкви в государственно-организованном обществе, надо отметить, что уже в раннеклассовых государствах, существовавших в форме городов-государств, имелось три центра управления, административного и идеологического лидерства - городская община, дворец и храм. Храмы выступали как религиозные, организационно-хозяйственные, распределительные и информационные системы.
Во все последующие времена церковь играла важную роль в обществе. Она являлась энергичной проводницей и опорой феодальных порядков, утверждения феодальной собственности, идеологического обоснования верховенства власти в государстве. Церковь оказывала большое влияние на экономическую и политическую жизнь, на быт населения, на межгосударственные отношения. Поборник христианской церкви Августин Аврелий (354-430 гг.) полагал, что вне церкви нет правового порядка; государство, чуждое церкви, есть не что иное, как разбойничья шайка, ибо без церкви нет справедливости. Становление буржуазных общественных отношений сопровождалось, как правило, требованием отделения церкви от государства, созданием светской юрисдикции, отстранением церкви от вмешательства в государственную жизнь, в том числе в правовое регулирование. Отношение к церкви, к религии провозглашалось частным делом каждого гражданина.