Негативный мститель. В данном случае виктимное поведение заключается в нападении или выражено в иных действиях толчкового характера – оскорблении, клевете, угрозах – в ответ на негативное поведение другого лица, как случайного, так и определенного, находящегося с ним в стабильных отношениях.
Скандалист. Виктимное поведение этого типа выражено в физическом насилии или иных провоцирующих действиях – оскорблении, клевете – в отношении соседей, сослуживцев, знакомых. Агрессивность потерпевших этого типа избирательна.
Семейный деспот. Виктимное поведение таких потерпевших выражается в физическом или психическом насилии в отношении членов семьи. Это тип истязателя, пьяницы, пользующегося тем, что жена связана материальной зависимостью, детьми; чаще всего это мужчины средних и более старших возрастов, нередко ранее судимые.
Лицо, психически больное или страдающее расстройством нервной системы, с повышенной общей или избирательной агрессивностью, реализующейся в виктимных насильственных или иных провоцирующих действиях в отношении определенного лица или лиц.
2. Активный тип потерпевшего.
К потерпевшим этого типа относятся лица, поведение которых неагрессивно и неконфликтно, но, в конечном счете, приводит к причинению вреда им самим. Оно заключается в обращении с просьбой о причинении вреда. С учетом специфики поведения и отношения к виктимным последствиям в рамках этого типа представлены:
- сознательный подстрекатель (криминальный аборт);
- неосторожный подстрекатель (предложение сесть за руль пьяному водителю);
- сознательный самопричинитель (телесные повреждения с целью уклонения от воинской службы);
- неосторожный самопричинитель (пострадавший при подготовке взрывного устройства в криминальных целях).
3. Инициативный тип потерпевшего.
Потерпевшие этого типа – лица, поведение которых имеет положительный характер, но приводит к причинению им вреда (например, сотрудники милиции и т. д.).
Инициативные потерпевшие подразделяются на инициативных общего плана (для них характерно инициативное положительное поведение в любых ситуациях конфликтного порядка) и избирательно инициативных (положительно инициативное поведение которых характерно лишь для определенных ситуаций). С учетом исполняемых ими социальных ролей в этом типе выделяются:
- инициативные по должности;
- инициативные по общественному положению (депутаты, члены общественных фондов защиты прав и др.);
- чисто инициативные (исключительно в силу личностных качеств).
4. Пассивный тип потерпевшего.
Потерпевшие этого типа – лица, не оказывающие сопротивления, противодействия преступнику по различным причинам: в силу возраста, физической слабости и т. д. Причем пассивным потерпевший может быть и по иным обстоятельствам, когда, например, не желает огласки.
В рамках пассивного типа выделяются:
- объективно не способные к сопротивлению;
- объективно способные к сопротивлению.
5. Некритичный тип потерпевшего.
К ним относятся лица, демонстрирующие неосмотрительность, неумение правильно оценивать жизненные ситуации. Некритичность может криминологически значимо проявиться как на базе личностных негативных черт (алчность, корыстолюбие), так и положительных (щедрость, доброта, отзывчивость).
Некритичные потерпевшие подразделяются на некритичных общего плана (всегда) и избирательно некритичных (в определенных ситуациях).
Варианты личности данного типа:
- с низким интеллектом и образовательным уровнем;
- несовершеннолетний;
- преклонного возраста;
- больной, в том числе и психически;
- некритичный без очевидных «формализованных» качеств.
6. Нейтральный тип потерпевшего.
К этому относятся лица, поведение которых во всех отношениях безупречно.
Конечно, и нейтральное поведение, строго говоря, не нейтрально, поскольку не мешает преступнику. Однако оно не создает каких-либо дополнительных условий и не повышает виктимности индивида от уровня средней.
Очевидно, что эти общие типы потерпевших имеют в основе как ведущий типообразующий параметр – поведение, проявления потерпевшего вовне, в ситуациях преступления. О внутренних психолого-мотивационных механизмах поведения они дают относительное представление. Действительно, агрессивность, например, может иметь в основе и сексуальную, и корыстную направленность; пассивность – как различные соображения «невыгодности», так и неспособность к противодействию; некритичность – самые различные уровни непонимания.
Таким образом, познавательное содержание социально-психологического типа потерпевшего раскрывается, главным образом, через детализацию, расшифровку сходного типа, иначе говоря, через те варианты, которые составляют типологическую группу.
Социально-психологический тип потерпевшего от преступления – это, в принципе, построенная на описании модель, более или менее полно отражающая оригинал, а точнее, типичное как результат суммы конкретных личностей, послуживших объектами изучения и обобщения.
Таким образом, само понятие «социально-психологический тип потерпевшего» следует рассматривать в двух аспектах:
а) оно может относиться к человеку, конкретной личности, соответствующей определенному типическому сочетанию индивидуальных социально-психологических свойств, качеств, черт, характеристик;
б) оно может означать модель, построенную на суммировании типического в личностях массы людей, проявивших себя в конкретных обстоятельствах, причем в форме «стандартного», привычного, типичного, повторяющегося и т.п. поведения. Это поведение может быть отрицательным или положительным, но обязательно отклоняющимся, выходящим за пределы «нормы безопасности» и, следовательно, повышающим степень виктимности.
Вопрос 3. Поведение жертвы (потерпевшего) в механизме индивидуального преступного поведения
Любое (во всяком случае, умышленное) преступление имеет два детерминационных аспекта: личность с более или менее выраженной ориентацией (т. е. субъективный компонент причин) и определенную объективно существующую предкриминальую ситуацию, которая может играть в рамках детерминации и роль причины, и роль условия, способствующего совершению преступления.
Исследуя роль жертвы в механизме преступления, мы всегда обращаемся к ситуации, поскольку именно как элемент ситуации она и проявляется криминологически. От многих обстоятельств, в том числе и от потерпевшего, зависит, в какую ситуацию попадет преступник – причинитель вреда: в криминогенную (содержащую обстоятельства, способствующую совершению преступления) или в некриминогенную (препятствующую совершению преступления), либо нейтральную. Следовательно, в определенных случаях преступник действует в ситуации, оказывающей на него негативное давление. Давление ситуации – это характеристика объективного ее содержания, выражающая степень психологического воздействия на лицо, включенное в систему составляющих данную ситуацию обстоятельств и воспринимающее и оценивающее их с большей или меньшей адекватностью.
В поведении, в том числе преступном, проявляется взаимодействие личности и ситуации, причем в крайних точках соотношений этих компонентов мы находим:
а) сильное влияние конкретной жизненной ситуации при отсутствии антиобщественной установки;
б) глубокую устойчивую антиобщественную установку при отсутствии по существу какого-либо давления внешней ситуации. Между этими крайними точками расположен ряд переходных случаев, когда взаимодействуют более или менее напряженная ситуация и более или менее развитые антиобщественные качества личности.
Жертва как компонент ситуации может повлиять не только на зарождение мотивов, но и возникновение самой мысли о преступлении.
Итак, наиболее значимым для виктимологического исследования остается вопрос о детерминационном значении предкриминальных и криминальных ситуаций и месте, которое занимает в их формировании и реализации будущая жертва, превратившаяся затем в реального потерпевшего.
Нередко в механизме преступления роли преступника и жертвы переплетаются настолько причудливо, что вообще приходится констатировать тот факт, что само различие между ними весьма относительно, поскольку лишь случай решает, кто станет потерпевшим, а кто преступником. К тому же эти роли могут взаимодействовать и совмещаться в одном лице.
Исследование показало, что жертва преступления играет существенную роль в генезисе криминальной ситуации. Как правило, это обстоятельство связано с неосмотрительным, легкомысленным, аморальным, провокационным, а иногда и противоправным поведением потерпевшего. Так, например, негативное поведение жертв убийств (и покушений на убийства) составляет почти 70%, а причинение тяжкого и менее тяжкого вреда здоровью – 62%. При этом почти в 40% случае потерпевшие до преступления вместе с лицами, впоследствии осужденными, распивали спиртные напитки, а 11% потерпевших злоупотребляли спиртными напитками и ранее. Потерпевших от изнасилований, совершенных вследствие или в связи с их (потерпевших) безнравственным поведением, вместе с осужденными, распивавшими спиртные напитки перед преступлением, оказалось 43% [19].
Криминологические характеристики ситуаций причинения вреда зависят от развития их во времени. Неодинакова криминологическая картина в ситуациях «толчок – время – преступление» и ситуациях «толчок – преступление».