Уступить можно как все права, вытекающие из обязательства, так и отдельные права. Согласно ст. 384 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, право первоначального кредитора переходит к новому кредитору в том объеме и на тех условиях, которые существовали к моменту перехода права. В частности, к новому кредитору переходят права, обеспечивающие исполнение обязательства, а также другие связанные с требованием права, в том числе право на неуплаченные проценты.
Предмет договора уступки права требования должен быть четко определен. В договоре необходимо указать, какое требование переходит от одного лица к другому, каково содержание этого требования, что лежит в основании требования; а также назвать стороны основного обязательства. При соблюдении данных требований договор уступки права требования можно считать заключенным.
Форма сделки уступки права требования соответствует форме сделки, на которой она основана. Так, уступка требования, основанного на сделке, совершенной в простой письменной форме должна быть совершена в этой же форме. Уступка требования, основанного на сделке, совершенной в нотариальной форме, также должна быть совершена в нотариальной форме. Требование о государственной регистрации уступки права требования должно выполняться в случаях, предусмотренных в ст. 389 ГК РФ. Уступка требования по сделке, требующей государственной регистрации, должна быть зарегистрирована в порядке, установленном для регистрации этой сделки, если иное не установлено законом. Уступка требования по ордерной ценной бумаге совершается путем совершения индоссамента.
Кредитор, уступивший требование другому лицу, обязан передать ему документы, удостоверяющие право требования, и сообщить сведения, имеющие значение для осуществления требования. Если должник не был письменно уведомлен о состоявшемся переходе прав кредитора к другому лицу, новый кредитор несет риск вызванных этим для него неблагоприятных последствий. В этом случае исполнение обязательства первоначальному кредитору признается исполнением надлежащему кредитору. Должник вправе не исполнять обязательство новому кредитору до представления ему доказательств перехода требования к этому лицу. Должник вправе выдвигать против требования нового кредитора возражения, которые он имел против первоначального кредитора к моменту получения уведомления о переходе прав по обязательству к новому кредитору. Первоначальный кредитор, уступивший требование, отвечает перед новым кредитором за недействительность переданного ему требования, но не отвечает за неисполнение этого требования должником, кроме случая, когда первоначальный кредитор принял на себя поручительство за должника перед новым кредитором.
Права кредитора по обязательству могут переходить к другому лицу на основании закона, например, в результате универсального правопреемства в правах кредитора (наследование), по решению суда о переводе прав кредитора на другое лицо, когда возможность такого перевода предусмотрена законом. Права переходят на основании закона вследствие исполнения обязательства должника его поручителем или залогодателем, не являющимся должником по этому обязательству. Суброгация страховщику прав кредитора к должнику, ответственному за наступление страхового случая, представляет собой еще один случай перемены лиц в обязательстве на основании закона.
Перемена лиц в обязательстве охватывает переход не только прав, но и обязанностей.
Перевод долга представляет собой сделку по передаче обязанности от одного лица к другому. Перевод должником своего долга на другое лицо допускается лишь с согласия кредитора.
Форма сделки по переводу долга соответствует форме сделки, на которой она основана. Так, перевод долга, основанного на сделке, совершенной в простой письменной форме, должен быть совершен в этой же форме. Перевод долга, основанного на сделке, совершенной в нотариальной форме, также должен совершаться в нотариальной форме. Если основная сделка, по которой переводится долг, была зарегистрирована, то перевод долга тоже нуждается в регистрации.
Новый должник вправе выдвигать против требования кредитора возражения, основанные на отношениях между кредитором и первоначальным должником.
Контрольные вопросы:
1.Что понимается под обязательством в гражданском праве? Является ли понятие обязательства общеправовым понятием или только гражданско-правовым понятием?
2.Какие элементы входят в состав обязательства?
3.Как называются субъекты обязательства?
4.Что является объектом обязательства?
5.Существуют ли обязательства с неимущественным содержанием? Существуют ли обязательства, содержание которых составляет лишь обязанность должника воздержаться от определенного поведения?
6.Каковы основания возникновения обязательств?
7.Какие классификации обязательств выделяются в цивилистической науке?
8.Что представляют собой долевые, солидарные и субсидиарные обязательства?
9.Что представляет собой перемена лиц в обязательстве?
10.Как соотносятся понятия «перемена лиц в обязательстве», «уступка права требования», «перевод долга», «суброгация»? Какие существуют способы перемены лиц в обязательстве?
11.Что представляет собой уступка права требования? Какова правовая природа уступки права требования?
12.Какие права могут быть уступлены другому лицу? Какие требования не могут быть уступлены другому лицу? Допускается ли частичная уступка прав требования?
13.В какой форме совершается уступка права требования?
14.Каковы права и обязанности цедента и цессионария?
15.Что представляет собой перевод долга? Какова правовая природа перевода долга?
16.В какой форме совершается перевод долга?
Тема 27. Исполнение обязательства (3 часа)
1. Понятие исполнения обязательств
В соответствии со ст. 307 ГК РФ в силу обязательства должник обязан совершить в пользу кредитора определенное действие: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги, совершить любое другое действие или воздержаться от определенного действия. Совершение должником определенного действия, составляющего содержание обязательства, а также воздержание от совершения конкретного действия, является исполнением обязательства. Следует иметь в виду, что активная обязанность должника является основной обязанностью в обязательстве, обязанность воздержаться от какого-либо действия только дополняет обязанность по передаче вещи, выполнению работ, оказанию услуг. Поэтому исполнить обязательство, не совершив при этом никакого действия невозможно.
Вопрос о правовой природе действий по исполнению обязательства является предметом научной дискуссии. Существует несколько подходов к определению правовой природы таких действий. В соответствии с первым исполнение обязательства составляют действия фактического характера.
Представители второго подхода полагают, что действия по исполнению обязательства имеют не фактическое, а юридическоезначение. В тоже время природа таких действий вызывает оживленные споры. Наибольшую поддержку к настоящему времени получила теория, определяющая действия по исполнению обязательства в качестве сделки. Действительно, под сделкой в гражданском праве понимаются действия граждан или юридических лиц, направленные на возникновение, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей. Поскольку исполнение обязательства – это действия обязанной стороны, которые ведут к изменению, а в конечном итоге и к прекращению самого обязательства при условии его надлежащего исполнения, они вполне могут рассматриваться в качестве сделки. Между тем, одни исследователи склонны считать исполнение обязательства договором (Л.А. Новоселова, Б.Л. Хаскельберг), другие – односторонней сделкой (Л.Г. Ефимова, В.Ф. Яковлев, О.С. Иоффе, В.С. Толстой, Е.А. Суханов), третьи – двусторонней сделкой, не являющейся договором (И.В. Бекленищева).
Согласно другой теории, действия по исполнению обязательства являются по своей природе не сделками, а юридическими поступками, поскольку совершение таких действий всегда приводит к прекращению обязательства, независимо от того, была ли направлена к этому воля сторон (О.А. Красавчиков).
Наконец, обосновывается еще одно мнение, следуя которому исполнение обязательства надлежит рассматривать как особый юридический факт (Т.И. Илларионова).
Третий подход к определению правовой природы действий по исполнению обязательства можно иначе назвать смешанным. Его смысл состоит в том, что в различных ситуациях действия по исполнению обязательства могут быть квалифицированы по-разному (это могут быть действия фактического порядка, либо эти действия могут иметь юридическое значение, либо может иметь место сочетание тех и других действий) (И.В. Бекленищева).
2. Принципы исполнения обязательств
В юридической науке принципами исполнения обязательства практически бесспорно считаются принцип надлежащего исполнения и принцип реального исполнения. Лишь некоторые из цивилистов отрицают существование принципа реального исполнения (В.С. Толстой). Однако ученые пока еще не пришли к единому мнению о том, как соотносятся друг с другом принципы реального и надлежащего исполнения. Одни исследователи склонны отдавать приоритет принципу надлежащего исполнения на том основании, что любое надлежащее исполнение обязательства уже является реальным исполнением, но не любое реальное исполнение является надлежащим исполнением обязательства. (Н.И. Краснов, С.В. Сарбаш). Другие, напротив, полагают, что именно принцип реального исполнения является всеобщим принципом, так как реальное исполнение всегда предполагает надлежащее исполнение (О.С. Иоффе, А.В. Венедиктов). Наконец, третьи рассматривают реальное исполнение и надлежащее исполнение не как соподчиненные явления, а как явления, располагающиеся в разных плоскостях. Если для реального исполнения важно, чтобы действие было совершено, то надлежащего исполнения имеет значение, как это действие совершается (М.И. Брагинский). Наряду с принципами надлежащего и реального исполнения в цивилистической науке называются и иные принципы исполнения обязательств. К их числу относятся принцип разумности и добросовестности (Е.А. Суханов, С.В Сарбаш), принцип недопустимости одностороннего отказа от исполнения обязательства (Е.А. Суханов, С.В. Сарбаш), принцип взаимного сотрудничества сторон при исполнении обязательства или принцип взаимного содействия (О.С. Иоффе, С.В. Сарбаш), принцип экономичности (О.С. Иоффе, С.В. Сарбаш, А.Л. Фриев), принцип добросовестности и честной деловой практики (С.В. Сарбаш).