Смекни!
smekni.com

Социальные нормы первобытного общества (стр. 5 из 5)

В племени организация власти и управления была примерно такой же, как и в родовой общине. Основным органом власти и управления здесь, как правило, был совет старейшин (вождей), хотя наряду с ним могло существовать и народное собрание (собрание племени). В состав совета старейшин входили старейшины, вожди, военачальники и другие представители родов, составляющих племя. Совет старейшин решал все основные вопросы жизни племени при широком участии народа. Для решения текущих вопросов, а также на время военных походов избирался вождь племени, положение которого практически ничем не отличалось от положения старейшины или вождя рода. Как и старейшина, вождь племени никакими привилегиями не обладал и считался лишь первым среди равных.

Аналогичной была организация власти и управления во фратриях и союзах племен. Так же как в родах и племенах, здесь встречаются народные собрания, советы старейшин, советы вождей, военные предводители и прочие органы, которые являются олицетворением так называемой первобытной демократии. Никакого специального аппарата управления или принуждения, а также власти, оторванной от общества, здесь еще не существует. Все это начинает появляться лишь с разложением первобытнообщинного строя.

Таким образом, с точки зрения своего устройства первобытное общество являлось достаточно простой организацией жизнедеятельности людей, основанной на родственных связях, коллективном труде, общественной собственности и социальном равенстве всех его членов. Власть в этом обществе носила подлинно народный характер и строилась на началах самоуправления. Никакого специального аппарата управления, который имеется в любом государстве, здесь не существовало, поскольку все вопросы общественной жизни решались самим обществом. Не существовало и специального аппарата принуждения в виде судов, армии, полиции и т.п., что тоже является принадлежностью любого государства.1 Принуждение, если в нем возникала необходимость (например, изгнание из рода), исходило только от общества (рода, племени и т.д.) и не от кого более. Выражаясь современным языком, само общество было и парламентом, и правительством, и судом.

Своеобразную и достаточно точную характеристику дал первобытнообщинному строю Ф. Энгельс. В работе "Происхождение семьи, частной собственности и государства" он писал: "И что за чудесная организация этот родовой строй во всей его наивности и простоте! Без солдат, жандармов и полицейских, без дворян, королей, наместников, префектов или судей, без тюрем, без судебных процессов - все идет своим установленным порядком. Всякие споры и распри разрешаются сообща теми, кого они касаются, - родом или племенем, или отдельными родами между собой. Нет и следа нашего раздутого и сложного аппарата управления. Все вопросы решают сами заинтересованные лица, и в большинстве случаев вековой обычай уже все урегулировал. Добавить что-либо, к этому, пожалуй, трудно.

Человечество в своем развитии прошло ряд исторических эпох, каждая из которых определялась уровнем и характером общественных отношений: социальных, культурных, религиозных, экономических и, наконец, политических. Самой продолжительной эпохой в истории человечества является первобытная организация общества, для которой характерно отсутствие политической организации и правовых норм, являющихся инструментом государственного управления.


1И.Л. Андреев - Происхождение человека и общества. Мысль,2000г. С.175

Заключение

Выделиться из мира животных и выжить в экстремальных условиях человек смог благодаря своей социальной природе. Под социальной личностью следует понимать индивида, усвоившего характерные для данного общества нормы и навыки поведения и нашедшего в соответствии с ними свое место в существующей системе общественных связей. Основой нормой поведения человека в тех условиях был обычай.

Обычаи регулировали отношения в первобытном обществе и передавались из поколения в поколение, закрепляя наиболее рациональные варианты поведения людей в социально значимых ситуациях. Они в ранней степени выражали интересы всех членов сообщества, и в связи с коллективистским характером деятельности рода были приурочены не к отдельным лицам, а к определенным социальным группам. Личные же интересы членов сообщества не принимались во внимание.

Зарождение обычаев вызывалось их практической необходимостью. Люди видели, что в известных жизненных ситуациях нужно следовать соответствующим вариантам поведения. В противном случае либо желаемый результат не будет достигнут, либо поступок вызовет негативные последствия для всего сообщества.

Таким образом обычаями регламентировались во всех сферах деятельности первобытного человека и действовали в комплексе с возникшими позднее нормами морали как представлениями о добре и зле, честном и бесчестном, а так же религиозными догмами.

Социальные нормы образуются в результате сознательно- волевой деятельности людей как высшей формы отражения объективного мира. В своей совокупности они выражают объективные закономерности общественного развития, познаваемые людьми в процессе общения и освоение окружающей действительности, конкретизируемые в виде социальных норм.

Реализация социальных норм обеспечивается сознанием людей, а так же теми организациями и социальными группами, интересы которых и отражают определенные социальные нормы.

Социальные нормы – это правила, регулирующие поведение людей и деятельность организаций в их взаимоотношениях. При помощи социальных норм достигается наиболее целесообразное взаимодействие людей; решаются задачи, которые не под силу отдельному человеку.

Каждое исторически конкретное общество требует своих меры, вида и способа осуществления власти, управления и регулирования. По мере усложнения и развития общественной жизни изменяются управленческие регулятивные средства.

Список использованной литературы источников и литературы:

1. Андреев И.Л. Происхождение человека и общества. Мысль, 2000г.С. 135

2. Борисковский П.И. Начальный этап первобытного обществаЛ.,2001г. С. 206.

3. Теория государства и права. Учебник/ под ред. Венгерова А.В. М., 1995г. С. 100.

4. Кошанина Т.В. происхождение государства и права. М.: Юрист, 1999г. С. 199.

5. Лазарев В.В., Липень С.В., Теория государства и права Учебник для ВУЗов .- 3-е изд., испр. и доп. – М.: Спарк., 2004г.С. 125.

6. Марченко М.Н. Право. Зерцало. М. 2000г. С. 105.

7. Теория государства и права : Курс лекции / под. ред. Матузова Н.И. и Малько А.В. – 2-е изд., перераб. и под. М.: Юристъ, 2007г, С. 36.

8. Теория государства и права. Курс лекций в 2-х томах. Учебник / под ред. Марченко М.Н., 1995г. С. 125.

9. Теория государства и права : Учебник для ВУЗов / отв.ред. доктор юридических наук, профессор Перевалов В.Д. – 3-е год., переработка и доп. – М.: Норма, 2007г. С. 176.

10.Румянцева В.В., Клименко А.В. Теория государства и права Учебное пособие для студен. – М.: Мастерство: Высшая школа, 2000г, С. 120.

11. Хропанюк В.Н. Теория государства и права Уч. пособие Интерстиль. М. 2001г. С.111.

12.Шулепов Н.А. Основы государства и права.М. 1999г.С.90.

Монографии :

1. Гернес М., Первобытная история человечества, Пер. со 2-го нем. Изд.- С- Петр. Б. И., -1904г.-С. 123.

2. Кошанина Т.В., Происхождение государства и права. М: Юрист, -1999г.- Ст.199-202.

3. Ключевский В.О. Собр. соч. В 18-ти т. Т1 . М,- 1956г,-- С.275.

4. Лукашева Е.В. Право, мораль, Личность, М.,- 1989-.С.123.

5. Мальцев Г.В., О происхождении и ранних формах права и государства. М, -2000г.- С.145.

6. Несрух М. Происхождение человека и его первые культурные завоевания. – М. Знание, -1924.-С.245.

Научные статьи:

1. А. И. Косарев., О закономерностях развития в истории государства и права.- 2007.-. С. 10-15.

2. Лазарев В.В. Проблема сущности права в истории отечественной философско- правовой мысли.- 2007.- № 12 С.65-70.

3. Масон В.М., Этнос в доклассовом и раннеклассовом обществе.-2005г-.С.36-48

4. Марченко М.Н., обычай в системе источников Романо-германского права // Вестник Моск. Ун-та. Серия 11 Права- 2004г.- №5 С. 37-53.

5. Перевалов В.Д. Норма права // Вестник. г. Екатеринбург, -2004г.- С.277-285.