Анализ применения принудительных мер медицинского характера показал следующее: до совершения преступления 29,1% больных наркоманией проходили курс лечения в наркологических учреждениях органов здравоохранения; 3,4% - в психоневрологических диспансерах; 1,7% - в исправительных колониях; 7,3% - в иных наркологических учреждениях. Большинство (65,8%) курса лечения от наркомании не проходили.
Центральное место в криминалистической характеристике занимают способы совершения и сокрытия преступлений. Событие преступления не может считаться достаточно выясненным, если не установлен способ его совершения.
В способе совершения преступления содержится большой объем криминалистической информации, позволяющей быстрее и правильнее ориентироваться в происшедшем событии, круге лиц, среди которых следует искать преступника, наметить оптимальные пути раскрытия преступления. Поэтому одним из принципов методики расследования считается требование идти в ходе следствия <<от способа совершения преступления к методам его раскрытия>>.
Изучение следственной практики показало, что каждый из способов совершения преступлений в сфере оборота наркотиков имеет определенную специфику. Важное место в его структуре занимает система взаимосвязанных действий преступника, состоящая из трех традиционных подсистем:
1) действия по подготовке;
2) по непосредственному совершению;
3) по сокрытию преступления.
Подавляющее большинство (73%) исследуемых преступлений совершалось с предварительной подготовкой.[10]Действия по подготовке преступления включали в себя выбор места и способа совершения преступления (38%); подбор средств для изготовления наркотиков (15%); подбор места для хранения наркотиков (71%); выбор объекта для их сбыта (4%); разработку плана совершения преступления (76%); подбор соучастников и распределение ролей (67%).
Действия по непосредственному совершению преступлений, дифференцируются на несколько разноплановых способов, образующих самостоятельные составы преступлений: незаконное приобретение (в т. ч. путем хищения, краж), изготовление, хранение, перевозка (пересылка), сбыт наркосредств. Некоторые действия (например, незаконное приобретение и изготовление) могут быть как самостоятельными, так и связанными воедино подсистемами.
Анализ способов приобретения наркосредств показывает, что их можно подразделить на следующие три группы:
1) хищения наркосредств на перерабатывающих предприятиях, в медицинских учреждениях (больницах, аптеках, поликлиниках, базах) путем присвоения, растраты или злоупотребления служебным положением работниками, имеющими доступ к наркотикам, а также путем краж из этих организаций.
2) незаконное приобретение наркосредств в аптеках, медицинских учреждениях по похищенным или поддельным рецептам;
3) скупка наркотиков у сбытчиков, в т.ч. у контрабандистов.
Типичные способы совершения и сокрытия хищений наркосредств в определенной мере зависит от специфики учреждения, в котором совершается преступление, от должностного положения расхитителя, вида наркотика и других обстоятельств.
ГЛАВА 2. ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП РАССЛЕДОВАНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ СВЯЗАННЫХ С НЕЗАКОННЫМ ОБОРОТОМ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ
§ 2.1. Следственные ситуации, версии и планирование
расследования по делам о незаконном обороте наркотиков
Уголовные дела о преступлениях в сфере криминального наркобизнеса возбуждаются в основном по результатам ОРД. Это связано с такими обстоятельствами, существенно затрудняющими их выявление и расследование, как:
1) отсутствие важнейшего первоисточника информации - потерпевшего;
2) глубокая законспирированность действий преступников, каналов поступления и сбыта наркотиков;
3) строгое разграничение ролей, использование тайников и паролей, наличие криминальной контрразведки;
4) относительная доступность и многообразие источников сырья для изготовления различных наркотиков;
5) необходимость выявления всех законспирированных звеньев преступной цепи, имеющей четко организованный и к тому же межрегиональный (международный) характер[11].
По основной массе уголовных дел данной категории складываются сложные следственные ситуации. Лишь в единичных случаях возможны простые ситуации, когда с самого начала факт преступления и лицо, его совершившее, достаточны очевидны, например после задержания граждан, перевозящих наркотики, при досмотре в аэропорту, в пограничных пунктах и др. Здесь имеются данные о приобретении, хранении и перевозке наркотиков, а иногда и о виновном лице. Однако и такие ситуации нередко осложняются тем, что вскоре всплывают новые преступные эпизоды и новые лица, причастные к ним.
Поэтому простая ситуация начала расследования вскоре трансформируется в сложную, например в случаях поступления дополнительных сведений о ранее неизвестных эпизодах деятельности замаскированной преступной группы наркодельцов. Тогда перед следственными и оперативными органами встают новые задачи, решение которых при недостатке достоверной информации создает существенные трудности.
Из сложных ситуаций можно выделить проблемные, характеризующиеся отсутствием или неполнотой сведений о существенных чертах преступления в сфере незаконного оборота наркотиков или лице, его совершившем. Наиболее типичны проблемные ситуации, отличающиеся существенным дефицитом сведений о событии и обстоятельствах содеянного, при наличии данных о подозреваемом. Возможны проблемные ситуации, когда о виновном лице нет никаких данных (например, при кражах наркотиков). Тогда сложность состоит не в выявлении преступления, а в его раскрытии, ибо связь между преступным событием, виновным лицом, последствиями и местом происшествия носит неочевидный характер.
Проблемные ситуации складываются при существенной неполноте сведений об обстоятельствах и механизме преступных действий, например при хищениях наркопрепаратов с химфармпредприятий, из медицинских учреждений, когда действует организованная группа, включающая представителей администрации (медперсонала), которые используют свое служебное положение. Проблемность ситуации обусловлена недостатком исходных данных о личности преступников и других ключевых обстоятельствах произошедшего.
Достаточно хорошо зарекомендовал себя алгоритмический подход к расследованию таких преступлений. Алгоритм совместных действий следователя и органа дознания может содержать такие действия:
а) задержание, освидетельствование, допрос подозреваемых;
б) обыск по месту их жительства и работы, а также их соучастников или в любом другом месте возможного хранения наркосредств, сырья, прекурсоров, приспособлений для их транспортировки, а также документов, подтверждающих преступную деятельность;
в) осмотр изъятых предметов и документов;
г) допрос свидетелей;
д) назначение и производство судебных экспертиз;
е) изучение экспертных заключений для использования в допросах лиц, виновных в незаконном обороте наркотиков.
Особо сложные ситуации обычно складываются тогда, когда проблемность расследования, обусловленная недостатком доказательств виновности подозреваемого, сочетается с активным противодействием следствию. Сочетание неблагоприятных факторов и приводит к возникновению таких сложных ситуаций. Здесь некоторые субъекты преступления могут быть известны, но сведения о них, а также их сообщниках бывают фрагментарны, а данные о способе, конечной цели совершения преступных действий и других обстоятельствах могут отсутствовать. Предмет преступления (конкретные наркотики) также точно не установлен, ибо нет заключения соответствующей экспертизы[12].
В данной ситуации необходимо непосредственное ознакомление следователей и работников дознания с технологическим процессом производства наркосодержащих медпрепаратов, производственной документацией, знание способов хищений наркотиков, использование помощи сведущих лиц.
Рассмотрим содержание и структуру типичной ситуации: задержан гражданин, у которого изъяты предположительно наркотики, однако пока не ясны его намерения. Со стороны задержанного имеется противодействие в их установлении, что создает дополнительные трудности. Ввиду столкновения противоположных интересов сторон возможны конфликты при обыске, освидетельствовании, допросе подозреваемого. Следовательно, складывающая ситуация характеризуется сочетанием проблемности и конфликтности.
В такой особо сложной ситуации рекомендуется следующий алгоритм действий следователя и оперативников:
1) осмотр места задержания;
2) личный обыск задержанного, осмотр изъятых у него предметов и вещей;
3) обыск по месту возможного хранения или изготовления наркотиков;
4) осмотр изъятых наркотиков, приспособлений для их изготовления, прекурсоров и документов;
5) освидетельствование и допрос подозреваемого.
Дальнейшие действия аналогичны указанным ранее, причем предложенный алгоритм может и должен корректироваться в зависимости от изменений следственной ситуации.
При задержании с поличным, когда у задержанного изъяты наркотики, необходимо своевременное получение доказательств его виновности. Для этого взаимодействие следователя и оперативников должно начинаться с момента установления причастности конкретного субъекта к содеянному и продолжаться до окончания предварительного расследования, а иногда и до вынесения приговора.
Совершенно необходимо использовать оперативно-розыскные возможности для сбора материалов, характеризующих личность наркодельцов, связи, образ жизни подозреваемых, проверки наличия у них предметов и документов, могущих быть судебными доказательствами по делу; выявления источников и мест сокрытия наркотиков; выяснения иных обстоятельств, которые трудно проверить следственным путем. При выявлении ранее неизвестных соучастников преступления и новых эпизодов незаконного оборота наркотиков также не обойтись без активного осуществления оперативно-розыскных мероприятий.