Родовым объектом преступления признается только определенная часть (род) общего объекта, охватывающего однородные общественные отношения. Этот вид объекта выделен законодателем в названии раздела Особенной части УК РФ. К примеру, родовой объект убийства или причинения вреда здоровью — общественные отношения, обеспечивающие нормальное функционирование личности.
Видовым объектом являются отношения, выделенные законодателем в главах Особенной части УК РФ, внутри определенного раздела. Таким образом, они показывают взаимосвязь с родовым объектом и подчеркивают их самостоятельное значение. Например, видовым объектом убийства следует признавать отношения, обеспечивающие безопасность жизни человека (гл. 16 «Преступления против жизни и здоровья» Особенной части УК).[9]
Под непосредственным объектом следует понимать те конкретные общественные отношения, которые поставлены законодателем под охрану определенной уголовно-правовой нормы и которым причиняется вред преступлением, подпадающим под признаки, установленные данной нормой.
Непосредственный объект может быть индивидуальным для одного преступления либо одинаковым для нескольких, охраняться одной или несколькими нормами. Непосредственный объект является признаком каждого конкретного состава преступления, и именно на него осуществляется преступное посягательство.
Непосредственный объект является частью видового, родового и общего объекта. Иными словами, соотношение этих объектов схематически может быть представлено в виде логических кругов, вложенных друг в друга, где понятию непосредственного объекта соответствует внутренний круг, а общего — внешний.[10]
В теории уголовного права выделяется три вида непосредственного объекта (классификация но «горизонтали»): основной, дополнительный и факультативный (рис. 2).
Рис. 2 – Классификация непосредственных объектов преступления
Необходимость в этом возникает тогда, когда одно и то же преступление одновременно нарушает несколько общественных отношений. Например, при разбое ущерб причиняется как собственности, так и здоровью; при посягательстве на жизнь судьи, присяжного заседателя и т.д. - нормальной деятельности суда и жизни лиц, участвующих в отправлении правосудия. Таким образом, указанные преступления имеют несколько непосредственных объектов. Один из них является основным. Он входит в состав видового объекта, в большей степени определяет социальную направленность данного преступления, структуру соответствующего состава и его место в системе Особенной части Уголовного кодекса РФ. По признакам основного непосредственного объекта нормы включаются в ту или иную главу Кодекса. В связи с этим, например, разбой отнесен к преступлениям против собственности, а не против жизни и здоровья.[11]
Основной непосредственный объект — это общественные отношения, ради охраны которых и создана данная правовая норма; дополнительный непосредственный объект — это отношения, всегда нарушаемые в процессе посягательства на основной объект; факультативный непосредственный объект — отношения, лишь могущие быть нарушенными в процессе посягательства на основной объект.[12]
При определении предмета преступления наибольшую сложность вызывает вопрос о том, на что именно преступление способно оказывать воздействие: только на материальные ценности либо как на материальные, так и на духовные. Отличительным для первого из встречающихся в литературе вариантов решения данного вопроса служит то, что в предмете преступления предлагается видеть лишь элементы общественного отношения, которые носят материальный характер (вещи, участники отношений). Исключая способность преступления оказывать воздействие на нематериальное (действия, процессы, идеи и т. п.), приверженцы этой точки зрения считают обоснованным говорить о существовании «беспредметных» преступлений, к которым относят в основном посягательства, совершаемые в пассивной форме (путем бездействия). При втором варианте решения вопроса в качестве предмета преступления признается любой элемент общественного отношения, вне зависимости от того, является ли он материальным или нет: если в процессе посягательства оказывается воздействие на участника общественного отношения, то он — участник — и является предметом преступления; когда преступник непосредственно воздействует на вещь (например, при краже), то предметом преступления выступает эта вещь; и, наконец, при нарушении общественного отношения путем видоизменения действий его участников (например, при преступном бездействии) предметом признается деятельность самого виновного. Поскольку, с точки зрения сторонников такого подхода, посягнуть на общественное отношение без воздействия на какой-либо из его элементов невозможно, то на этом основании делается вывод об отсутствии так называемых «беспредметных» преступлений.[13]
Предмет преступления имеет значительные отличия от объекта преступления, суть которых заключается в следующем.
1. Предмет преступления — это та вещь, ценность, благо, на которые непосредственно воздействует преступник, осуществляя преступное посягательство (например, чужое имущество — ст. 158 УК РФ). Объект преступления — совокупность общественных отношений, прав и свобод, благ, интересов, охраняемых нормами уголовного закона (в ст. 158 УК РФ объектом является отношения собственности в отношении принадлежащего владельцу имущества).
2. Предмет преступления — неотъемлемый признак отдельных преступлений (корыстные имущественные преступления: ст. 158, 161 УК РФ). Объект является элементом каждого отдельного преступления (ст. 105–360 УК РФ).
3. Предмет преступления не всегда видоизменяется (уничтожается, изменяются его свойства и т.п.), порой он сохраняется. Объекту всегда причиняется ущерб либо создается угроза причинения такого ущерба.
Предмет преступления наличествует не всегда, а только тогда, когда посягательство сопряжено с воздействием на материальный предмет внешнего мира или на интеллектуальную ценность (государственная тайна). Например, при всех формах хищения изымается чужое имущество, при незаконной порубке происходит спиливание леса, повреждение деревьев, кустарников и лиан и т.д. Некоторые преступления не связаны с физическим воздействием на предметы материального мира. К их числу, например, можно отнести нарушение равноправия граждан, воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и вероисповедания. В составы этих посягательств предмет преступления не входит. Таким образом, предмет преступления является факультативным признаком, характеризующим объект посягательства.
В некоторых составах преступления законодатель придает ему значение обязательного, однако формулирует его по-разному. В одних случаях указываются лишь родовые признаки предмета преступления. Например, почти во всех нормах об ответственности за хищение он обозначен как чужое имущество. Содержание этого понятия раскрывается в теории уголовного права. В других случаях называются видовые признаки предмета преступления, позволяющие отграничивать его от иных предметов. Так, при хищении предметов, имеющих особую ценность, предметами преступления выступают предметы или документы, обладающие особой исторической, научной, художественной или культурной ценностью. Стало быть, уголовная ответственность связывается с кражей, грабежом и т.д. вещей, которые характеризуются указанными качествами и свойствами, а не какими-либо иными признаками.
Предмет преступления иногда выступает в качестве обстоятельства, изменяющего основной состав на его квалифицированный вид.[14] Например, в части 1 ст. 188 УК РФ законодатель регламентирует контрабанду товаров или иных предметов, не указывая признаки, свойства и качества, их характеризующие. Незаконное же перемещение через таможенную границу Российской Федерации наркотических средств, психотропных, сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ и т.п. охватывается квалифицированным составом контрабанды (ч. 2 ст. 188 УК РФ) .
Предмет преступления имеет важное значение для квалификации содеянного, в частности при оценке преступного последствия. Так, при хищениях им выступает стоимость предмета преступления в денежном выражении; по этому же признаку выделены виды хищений.
В некоторых случаях правильное установление предмета преступления позволяет разграничить сходные по другим признакам составы посягательств. Например, деяние, предусмотренное статьей 221 УК РФ, отличается от кражи, ответственность за которую наступает согласно статье 158 УК РФ, свойствами и качеством предмета хищения, так как в первом случае речь идет о радиоактивных материалах, а во втором — о чужом имуществе.
Предмет преступления, когда он имеет материальную природу, нужно отличать от орудий и средств совершения преступления, т.е. от используемого виновным инструментария, с помощью которого осуществляется посягательство на охраняемые уголовным законом общественные отношения. Если на предмет оказывается непосредственное воздействие в процессе совершения преступления, то орудия и средства — это то, при помощи (посредством) чего преступление совершается. Следует иметь в виду, что один и тот же предмет материального мира может в одном случае быть предметом преступления, а в другом — средством или орудием его совершения. Например, комплект множительной техники может быть предметом хищения при противоправном и безвозмездном изъятии его из магазина, но может быть и средством фальшивомонетничества. Карабин может быть предметом преступления, предусмотренного ст. 226 УК, но и орудием убийства.[15]