Поскольку государственный контракт заключается на конкурсной основе, эти условия, в силу п. 2 ст. 766 ГК, должны быть отражены в условиях конкурса.
В случае уменьшения государственными органами средств соответствующего бюджета, выделенных для финансирования подрядных работ, стороны согласовывают новые сроки, а при необходимости и другие условия выполнения работ. При этом подрядчик вправе требовать от государственного заказчика возмещения убытков, причиненных изменением сроков (п. 1 ст. 767 ГК).
При необеспечении установленных государственным контрактом сроков ввода в действие предприятий, зданий, сооружений, пусковых комплексов и очередей, а также отдельных объектов бюджетное финансирование и льготное государственное кредитование их строительства приостанавливаются органом, выделившим эти средства. Решение о завершении строительства принимается в установленном порядке по предложению государственного заказчика, согласованному с Министерством экономики Российской Федерации, Министерством финансов Российской Федерации, Государственным комитетом Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу и другими заинтересованными министерствами и ведомствами (п. 8 Основных положений).
Порядок оплаты выполненных работ определен п. 5 Основных положений. Государственный заказчик выделяет подрядчику аванс, обеспечивает своевременное и непрерывное финансирование строительства. Размер, сроки перечисления аванса, порядок его погашения, а также условия промежуточных расчетов за выполненные работы в пределах 95 процентов их стоимости устанавливаются при заключении государственного контракта.
При невыполнении по вине подрядчика объемов работ, предусмотренных графиком их производства, сумма предъявленного промежуточного платежа за фактически выполненные работы уменьшается на стоимость недовыполненных работ или платежи задерживаются до устранения допущенного отставания.
Окончательный расчет производится в месячный срок после принятия объекта в эксплуатацию в целом или его очереди, пусковых комплексов, а также отдельных зданий и сооружений, если иной срок расчетов не предусмотрен в государственном контракте.
В случае задержки установленных государственным контрактом сроков перечислений аванса, оплаты выполненных работ и окончательных расчетов государственный заказчик возмещает подрядчику причиненные в результате этого убытки, включая затраты по уплате процентной ставки за кредит.
Государственный заказчик несет ответственность за своевременную передачу оборудования для монтажа, если это обязательство по государственному контракту возложено на него. Размер санкций за несвоевременную передачу оборудования для монтажа устанавливается при заключении договора (п. 7 Основных положений).
Подрядчик в случае нарушения по его вине установленных государственным контрактом сроков ввода в действие предприятий, зданий, сооружений, пусковых комплексов и очередей, а также отдельных объектов уплачивает штраф в размере одной тысячной части стоимости работ, предусмотренных государственным контрактом, за каждый день просрочки до фактического завершения строительства (п. 9 Основных положений).
Дополнительная литература:
Басин Ю.Г. Проект. Строительство. Закон. М., 1978;
Брагинский М.И. Подряд, выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, возмездное оказание услуг // Хозяйство и право. 1996. N 4, 5; Подряд и подрядоподобные договоры // Вестник ВАС РФ. 1996. N 7;
Брауде И.Л. Договоры по капитальному строительству в СССР. М., 1952 (гл. 1, 5);
Коваленко Н.И. Законодательство о капитальном строительстве при переходе к рынку // Гражданское право России при переходе к рынку. М., 1995;
Сиротина И.А. Подряд. М., 1997.
Раздел XI. ОБЯЗАТЕЛЬСТВА ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ
ИСКЛЮЧИТЕЛЬНЫХ ПРАВ И НОУ-ХАУ
Глава 38. ПРАВООТНОШЕНИЯ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ
ИСКЛЮЧИТЕЛЬНЫХ ПРАВ И НОУ-ХАУ
§ 1. Гражданско-правовые формы использования
исключительных прав
1. Понятие использования исключительных прав
(интеллектуальной собственности)
Обязательственные и другие гражданско-правовые формы коммерческого использования исключительных прав (интеллектуальной собственности) и конфиденциальной информации (ноу-хау) во всем мире ежегодно опосредствуют оборот в сотни миллиардов долларов. Темпы торговли патентами, лицензиями, авторскими, смежными правами, правами на товарные знаки и информацией типа ноу-хау постоянно растут. Усиливается борьба с интеллектуальным пиратством. Большое внимание реализации прав на результаты интеллектуальной деятельности и торговле ноу-хау, борьбе с аудиовидеопиратством, развитию научных исследований и образования в интеллектуальной сфере уделяют промышленно развитые страны и международные организации, в частности Всемирная организация интеллектуальной собственности (WIPO) и Международная ассоциация по развитию обучения и исследований в сфере интеллектуальной собственности (ATRIP) <*>.
--------------------------------
<*> См.: Intellectual Property Reading Material. World Intellectual Property Organization. Cluwer Law International. Jeneva, 1995. P. 659.
Происходящие в Российской Федерации рыночные реформы пока заметно не затронули ни сферу охраны результатов умственного труда, ни тем более область использования исключительных прав и ноу-хау. Один из новейших нормативных правовых актов - Указ Президента РФ от 22 июля 1998 г. N 863 "О государственной политике по вовлечению в хозяйственный оборот результатов научно-технической деятельности и объектов интеллектуальной собственности в сфере науки и технологий" - пока не идет дальше определения "приоритетных направлений" и поручений Правительству РФ "внести в 1998 г. на рассмотрение Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации проекты законодательных актов, предусматривающих совершенствование правоотношений в области создания, правовой охраны и использования результатов научно-технической деятельности и объектов интеллектуальной собственности в сфере науки и технологий".
Интересы эффективного использования большого интеллектуального потенциала нашей страны требуют более определенных и решительных мер. Это необходимо в связи со стремлением России сотрудничать в рассматриваемой сфере с другими странами в рамках Международного соглашения по тарифам и торговле (GATT), Всемирной торговой организации (WTO) и Соглашения о коммерческом использовании интеллектуальной собственности (TRIPS). Таким образом, повышается значение гражданских правоотношений по использованию как исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, так и неохраняемой конфиденциальной информации (ноу-хау). Анализ этих правоотношений свидетельствует о нерегламентированности многих важных сторон использования исключительных прав и ноу-хау, неоднозначном понимании применяемых в данной сфере категорий и даже функций институтов интеллектуальной собственности и ноу-хау в деле использования результатов умственного труда.
Одной из функций института исключительных прав (интеллектуальной собственности) служит установление режима использования результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации товаров и их производителей (ст. 138 ГК). Эта функция реализуется путем закрепления за правообладателями исключительных прав на использование результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации товаров и их производителей (п. 1 ст. 16 Закона "Об авторском праве и смежных правах" (далее - ЗоАП); абз. 1 п. 1 ст. 10 Патентного закона).
Право интеллектуальной собственности в целом и отдельные его институты не регулируют процесс практического применения отдельных результатов умственного труда. Дело в том, что использование, к примеру, изобретений сводится к их конструкторской и технологической (а нередко и научно-прикладной) разработке, изготовлению технической документации и опытных образцов, оснастки и специального инструмента, переналадке оборудования, организации и материально-техническому обеспечению производства, подготовке новых кадров, финансированию затрат на все эти нужды и экономическому стимулированию работников. В этом нет ничего, что служило бы специфическим предметом и функцией патентного (изобретательского) права <*>.
--------------------------------
<*> См.: Зенин И.А. Изобретательское право: природа, функции, развитие // СГиП. 1980. N 2. С. 51.
В интересах общества закон предусматривает достаточно широкие ограничения исключительных прав. Допускается на определенных условиях свободное использование произведений без согласия автора и без выплаты (или с выплатой) авторского вознаграждения (ст. 17 - 26 ЗоАП). Установлена возможность свободного использования объектов смежных (ст. 42 ЗоАП), патентных (ст. 11, 12 Патентного закона) прав и прав на товарные знаки. В частности, регистрация товарного знака не дает права его владельцу запретить использование этого знака другим лицам в отношении товаров, которые были введены в хозяйственный оборот непосредственно владельцем товарного знака или с его согласия (ст. 23 Закона РФ "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров"). Тем не менее возможность использования результатов интеллектуальной деятельности своими собственными силами и средствами, в том числе в предпринимательских целях, прежде всего и главным образом принадлежит обладателям исключительных (имущественных) прав на эти результаты.
Закон дает также легальную трактовку признаков использования отдельных объектов исключительных прав. Например, в соответствии с п. 2 ст. 10 Патентного закона продукт (изделие) признается изготовленным с использованием запатентованного изобретения, полезной модели, а способ, охраняемый патентом на изобретение, примененным, если в нем использован каждый признак изобретения или полезной модели, включенный в независимый пункт формулы, либо эквивалентный ему признак. Изделие признается изготовленным с использованием запатентованного промышленного образца, если оно содержит все его существенные признаки.