Смекни!
smekni.com

Лизинговые отношения как предмет гражданско-правового регулирования (стр. 12 из 15)

Право на применение механизма ускоренной амортизации предоставляет предпринимателям возможность быстро возвратить свои капиталовложения в оборудование и оперативно восстановить, обновить оборудование, машины и технику, составляющие их основные средства. В соответствии с Федеральным Законом «О бухгалтерском учёте»[49] на основные средства и нематериальные активы начисляется амортизация (ст. 11). Посредством начисления амортизации погашается стоимость объектов основных средств (п. 17 Положения по бухгалтерскому учёту «Учёт основных средств» ПБУ 6/01[50]). Благодаря амортизации предприниматель переносит стоимость основного средства на свои расходы на осуществление основной деятельности, и тем самым уменьшает свои выплаты налога на имущество. При применении ускоренной амортизации используется равномерный (линейный) метод её начисления, при котором утверждённая в установленном порядке норма амортизационных отчислений увеличивается на коэффициент ускорения. То есть стоимость имущества, являющееся предметом лизинга, может быть погашена предпринимателем в несколько раз быстрей по сравнению с обычным имуществом, приобретаемым не по лизинговому договору.

А благодаря возможности отнесения лизингополучателем лизинговых платежей на себестоимость продукции (услуг), производимой с использованием предмета лизинга, или на расходы, связанные с его основной деятельностью, он может легально уменьшать свою налогооблагаемую прибыль, направив разницу на обновление основных средств.

Разумеется, существуют предприниматели, которые пытаются получить вышеуказанные льготы, не участвуя в лизинговом договоре. Они совершают фиктивные лизинговые сделки, имеющие целью прикрытия другой операции (например, прикрывая обычный договор купли-продажи или аренды).

Поэтому по отношению к налоговым и амортизационным льготам лизинг может быть:

- фиктивным; и

- действительным.

По российскому законодательству фиктивный лизинг является притворной сделкой, которая ничтожна, то есть является недействительной вне зависимости от признания её таковой судом, и не влечёт никаких юридических последствий (ст.ст. 166, 167 и 170 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Заключение

Подытоживая своё исследование финансовой аренды (лизинга), подчеркну, договор финансовой аренды (лизинга), относясь по родовому признаку к аренде, не просто аренда (имущественный наём), а симбиоз инвестиционных (финансовых) и арендных отношений. Основным в лизинге является именно процесс инвестирования лизингодателем имеющимися в его распоряжении финансовыми средствами лизингополучателя, который получает данную финансовую помощь в виде передачи ему во временное владение и пользование специально приобретённого для него имущества у определённого им же продавца. Несмотря на свою особенность в виде участия в лизинговых правоотношения трёх субъектов: лизингодателя, лизингополучателя и продавца, договор финансовой аренды (лизинга) является исключительно двусторонним. Договор купли-продажи, а также некоторые другие факультативные договора заключаются во исполнение самого договора лизинга, который заключается только между двумя сторонами: лизингодателем и лизингополучателем.

Итак, договор финансовой аренды (лизинга) является:

- предпринимательским, основанным на инвестировании финансовыми средствами лизингодателем лизингополучателя;

- взаимным;

- консенсуальным;

- возмездным.

Договор финансовой аренды (как и любой другой договор) считается заключённым, если сторонами, в письменной форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. К существенным условиям договора лизинга прежде всего относится условие о предмете договора (имуществе, подлежащем передаче лизингополучателю в качестве предмета лизинга), условия, которые необходимы для договора данного вида в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и Федеральным Законом «О финансовой аренде (лизинге)» (условие о продавце лизингового имущества), а также условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

К основным элементам договора финансовой аренды (лизинга) относятся:

- стороны договора;

- предмет договора (который надо отличать от предмета лизинга);

- содержание договора (права и обязанности сторон);

- форма договора.

Правовое регулирование договора финансовой аренды (и лизинга в целом) осуществляет Гражданский кодекс Российской Федерации (Общая часть, Глава 35, § 6 Главы 35) и специальный Федеральный Закон «О финансовой аренде (лизинге)». Во исполнение и на основании этих законов федеральные органы исполнительной власти и Президент Российской Федерации могут издавать нормативные правовые акты, регулирующие лизинговые правоотношения. Органы власти субъектов Федерации (а тем более местного самоуправления) в соответствии со ст. 71 Конституции Российской Федерации и ст. 3 Гражданского кодекса Российской Федерации не могут принимать какие-либо нормативные акты, имеющие обязательные предписания для участников лизинга. Международный лизинг осуществляется в соответствии с Конвенцией УНИДРУА О международном финансовом лизинге.

До внесения соответствующих изменений в январе 2002 года Федеральный Закон «О финансовой аренде (лизинге)» во многом противоречил Гражданскому кодексу и даже Конституции Российской Федерации. Теперь можно с уверенностью сказать, что современное российское лизинговое законодательство имеет достаточно стройную систему.

Вместе с тем, говоря о правовом регулировании лизинговой деятельности, нельзя не признать, что в действующем законодательстве, регулирующим лизинг всё ещё сохраняются некоторые недостатки.

1. Самый главный их них – противоречие ст. 13 Федерального Закона «О финансовой аренде (лизинге)», которая позволяет лизингодателю бесспорно, в административном порядке списывать денежные средства лизингополучателя с его банковского счёта, при неперечислении им лизинговых платежей более двух раз подряд по истечении установленного договором лизинга срока платежей, конституционному принципу судебного отчуждения имущества. Разумеется, защищать интересы лизингодателя нужно, но при этом нельзя нарушать Конституцию Российской Федерации. Как мне кажется, законодатель должен внести исправления в Закон, не дожидаясь, пока Конституционный суд Российской Федерации по обращению заинтересованных лиц признает данное положение не соответствующим Конституции Российской Федерации.

2. Помимо этого, по моему мнению, в действующее законодательство должны быть внесены следующие изменения и дополнения:

1) Из текста п. 1 ст. 22 Федерального Закона «О финансовой аренде (лизинге)» исключить положение об ответственности лизингополучателя за имущественный ущерб, возникающий при монтаже оборудования, являющегося предметом лизинга, так как на практике монтажом оборудования, сдаваемого в лизинг, чаще всего занимается лизингодатель, продавец или специализированная организация, которые и должны нести имущественную ответственность до тех пор, пока оборудование не будет сдано в эксплуатацию лизингополучателю.

3. Расширить перечень субъектов лизинга, данный в ст. 4 Федерального Закона «О финансовой аренде (лизинге)» или, по крайней мере, сделать его открытым, так как в реальности субъектами лизинга может быть большее количество потенциальных участников лизинговых правоотношений.

4. В ст. 8 Федерального Закона «О финансовой аренде (лизинге)» термин "сублизинг" заменить на "субаренду предмета лизинга", так как упоминаемый в Законе сублизинг, является с точки зрения гражданского законодательства ничем иным как обыкновенной субарендой лизингового имущества.

В заключение моей работы хочу ещё раз подчеркнуть огромную значимость лизинга для российской экономики и сделать вывод: на сегодняшний день в Российской Федерации финансовая аренда (лизинг) как гражданско-правовой институт уже сложилась. Хотя по сравнению с экономически развитыми странами удельный вес лизинга в общем объёме инвестиций в российскую экономику пока ещё ничтожно мал, потенциал у финансовой аренды огромный. Лизинг имеет множество преимуществ по сравнению с другими гражданско-правовыми экономическими институтами, из которых основным является то, что:

1. лизинг даёт возможность получить оборудование во владение и пользование без его полной оплаты;

2. благодаря лизингу можно организовать новое производство без мобилизации необходимых крупных финансовых ресурсов;

3. благодаря лизингу есть возможность модернизации производства без привлечения заёмного капитала;

4. при лизинге есть возможность опробовать оборудование до его полной оплаты или использовать оборудование только в течение периода, когда оно необходимо.

Именно лизинг позволяет самым выгодным образом согласовывать интересы производителей и потребителей, банков и лизинговых компаний. Лизинг – более выгодный способ приобретения (пользования) оборудования по сравнению с его покупкой или обычной арендой. Поэтому можно с уверенностью предположить - количество заключаемых лизинговых договоров российскими предпринимателями будет возрастать из года в год и, в конце концов, удельный вес лизинга в общем объёме инвестиций достигнет уровня ведущих, успешно развивающихся стран. Что в конечном итоге приведёт к обновлению основных средств и материально-технической базы предприятий российских предпринимателей, и как следствие к экономическому росту нашего государства.

БИБЛИОГРАФИЯ

Список нормативных правовых актов:

1. Конвенция УНИДРУА о международном лизинге от 28 мая 1988 года // Собрание законодательства РФ, 1999, №32, ст. 4040.