Ответственность за иные риски, не связанные со страхованием и гибелью имущества распределяются между сторонами в соответствии с договором лизинга. Федеральный Закон «О финансовой аренде (лизинге)» (ст. 22) в диспозитивной форме предлагает нести риск несостоятельности продавца стороне договора лизинга, которая его выбрала. Как правило, это лизингополучатель. А при несоответствии предмета лизинга целям его использования в соответствии с договором лизинга, риск несёт сторона, которая выбрала предмет лизинга. Обычно предмет лизинга выбирает именно лизингополучатель.
Таким образом, по Федеральному Закону «О финансовой аренде (лизинге)», если стороны не оговорили в договоре иное, в большинстве случаев риск по договору финансовой аренды (лизинга) несёт лизингополучатель.
2.2 Предмет договора финансовой аренды (лизинга).
Говоря о предмете, следует различать предмет договора финансовой аренды (лизинга) от предмета лизинга. Предметом лизинга является то имущество, которое передаётся лизингодателем по договору лизинга лизингополучателю во временное владение и пользование.
Предметом лизинга могут быть в соответствии со ст. 666 Гражданского кодекса Российской Федерации и ст. 3 Федерального Закона «О финансовой аренде (лизинге)» любые непотребляемые вещи, используемые для предпринимательской деятельности, кроме земельных участков, природных объектов и имущества, которое федеральными законами запрещено для свободного обращения или для которого установлен особый порядок обращения. Получается, что предметом лизинга может быть как движимое имущество, так и недвижимое, в том числе предприятия, имущественные комплексы, здания, сооружения (использование в качестве предмета лизинга недвижимого имущества для подавляющего большинства таких договоров нетипично).
Следует заметить, что ни при каких условиях не могут быть самостоятельным предметом лизинга имущественные права (хотя в Указе Президента Российской Федерации от 17 сентября 1994 года №1929 «О развитии финансового лизинга в инвестиционной деятельности» это предусматривалось), в силу того, что имущественные права согласно ст. 128 Гражданского кодекса Российской Федерации не относятся к категории вещей. Имущественные права могут передаваться по договору лизинга только в составе имущественного комплекса при лизинге предприятий.
Помимо этого предмет лизинга должен быть обязательно непотребляемой вещью (непотребляемые вещи - это вещи, которые при использовании не уничтожаются полностью и в течение длительного времени могут служить по назначению (машины, оборудование, здания, сооружения и др.); соответственно потребляемые вещи - вещи, которые в процессе использования перестают существовать как таковые, либо утрачивают свои потребительские свойства (например, сырье и материалы)). Иначе договор лизинга, предметом которого является потребляемая вещь, будет расцениваться как обыкновенная аренда или купля-продажа.
Именно так расценил Арбитражный суд Рязанской области договор лизинга между ОАО «Агроплемсоюз» и ОАО «Рязанский бройлер», предметом которого были суточные цыплята и инкубационные яйца[30]. Как отметил суд, суточные цыплята и инкубационные яйца по своему назначению относятся к потребляемым вещам, и поэтому не могут быть предметом лизинга. По мнению суда первой инстанции, а также апелляционной и кассационной инстанций в рамках договора лизинга между ОАО «Агроплемсоюз» и ОАО «Рязанский бройлер» по существу состоялась сделка купли-продажи суточных цыплят и инкубационных яиц2.
В соответствии с п. 1 ст. 11 Федерального Закона «О финансовой аренде (лизинге)» право собственности на предмет лизинга находится у лизингодателя. Однако это право не абсолютное, а ограничено условиями договора лизинга.
Лизингополучателю имущество предоставляется согласно ст. 17 Федерального Закона «О финансовой аренде (лизинге)» во временное владение и пользование. Причём предмет лизинга передаётся вместе со всеми его принадлежностями и со всеми документами (например, техническим паспортом), если, конечно, иное не предусмотрено самим договором. В случае выплаты всех лизинговых платежей в соответствии с условиями договора право собственности на предмет лизинга может переходить к лизингополучателю (ст. 19 Закона). На практике право собственности на лизинговое имущество признаётся судом перешедшим к лизингополучателю только после надлежащего исполнения лизингополучателем условий по оплате лизинговых платежей, совершения соглашения о передаче в собственность объекта лизинга и постановки лизингового имущества на баланс предприятия - лизингополучателя.
Регистрация недвижимого имущества – предмета лизинга, а также договора лизинга, предметом, которого является недвижимость, должна осуществляться в установленном законом порядке. В соответствии с п. 1 ст. 20 Федерального Закона «О финансовой аренде (лизинге)» в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, права на имущество, которое передаётся в лизинг, и (или) договор лизинга, предметом которого является данное имущество, подлежат государственной регистрации. Если российским законодательством предъявляются специальные требования к собственнику имущества (например, авиационной техники, морских и других судов), они могут распространяться как на лизингополучателя, так и на лизингодателя, в зависимости от того на чьём балансе оно числиться.
На сегодняшний день в соответствии с Федеральным Законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»[31] в органах Министерства юстиции Российской Федерации подлежат государственной регистрации права собственности и сделки, осуществляемые с имуществом перечисленным в ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации. Так как предмет лизинга, по сути, находится в аренде у лизингополучателя, а согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации лизинг вообще является арендой, то в соответствии со ст. 26 Федерального Закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и ст. 609 Гражданского кодекса Российской Федерации договор лизинга на недвижимое имущество в части арендных отношений лизингодателя и лизингополучателя подлежит обязательной государственной регистрации.
В соответствии с п. 2 и п. 3 ст. 20 Федерального Закона «О финансовой аренде (лизинге)» предметы лизинга, подлежащие регистрации в государственных органах, регистрируются по соглашению сторон на имя лизингодателя или лизингополучателя, при этом в регистрационных документах обязательно указываются сведения о собственнике и владельце (пользователе) имущества. Это положение относиться в основном к транспортным средствам, так как у лизингополучателя (арендатора) нет права собственности или иного вещного права на предмет лизинга, и поэтому зарегистрировать недвижимое имущество на его имя невозможно. А вот транспортные средства, которые регистрируются в органах ГИБДД, могут быть записаны на имя лизингополучателя. Только в документах обязательно должно быть указано, кто является собственником транспортного средства, а кто им владеет и пользуется. В случае если лизинговый договор будет расторгнут, а предмет лизинга изъят, то по заявлению лизингодателя государственные органы, осуществившие регистрацию, аннулируют запись о владельце (пользователе) этого имущества.
Обычно имущество находится на балансе его собственника. Но в соответствии со ст. 31 Федерального Закона «О финансовой аренде (лизинге)» предмет лизинга, переданный по договору лизинга лизингополучателю, может учитываться как на балансе лизингодателя, так и лизингополучателя. О том на чьём балансе будет находиться имущество, и соответственно кто будет платить налог с имущества решается сторонами лизингового договора самостоятельно.
В отличие от предмета лизинга понятие предмета договора лизинга намного шире (правда, в научной литературе эту точку зрения поддерживают не все: многие авторы отождествляют понятия предмет договора и объект гражданских правоотношений). Предмет договора лизинга включает в себя предмет лизинга (лизинговое имущество - объект правоотношений) и два рода действий обязанных сторон[32]. Это, во-первых, традиционные действия арендатора (лизингополучателя) по принятию имущества в аренду, обеспечению его сохранности и использования по назначению, выплате платежей (лизинговых платежей) и по окончанию срока действия договора лизинга возврату имущества либо приобретения его в собственность. А во-вторых, действия лизингодателя по заключению договора купли-продажи предмета лизинга с продавцом в соответствии с указаниями лизингополучателя.
Таким образом, наряду с обычными для всякого договора аренды существенными условиями, позволяющими определить предмет договора аренды, договор финансовой аренды (лизинга) должен содержать помимо информации о лизинговом имуществе (предмете лизинга) условие о продавце лизингового имущества.
2.3 Форма и содержание договора финансовой аренды (лизинга)
Договор финансовой аренды (лизинга) в соответствии со ст. 15 Федерального Закона «О финансовой аренде (лизинге)» независимо от срока его действия должен заключаться всегда в письменной форме. В Гражданском кодексе Российской Федерации не содержатся какие-либо специальные правила о форме договора лизинга. Но с учётом того, что российский лизинг относится к аренде, на него распространяются общие правила о форме договора аренды, изложенные в ст. 609 Гражданского кодекса Российской Федерации. В соответствии с ней договор финансовой аренды (лизинга) должен заключаться в письменной форме, а если предметом лизинга является недвижимое имущество, то он подлежит государственной регистрации и считается заключённым согласно п. 2 ст. 651 и п. 2 ст. 658 Гражданского кодекса Российской Федерации с момента такой регистрации. Помимо этих двух норм форму договора лизинга регулируют также нормы о формах сделок, изложенные в ст.ст. 158-165 Гражданского кодекса Российской Федерации.