—в случае прекращения суперфиция по требованию собственника земельного участка, снести здания и привести участок в состояние, в котором он находился до предоставления его в пользование (часть 1 ст. 417 ГК Украины).
Суперфиций прекращается в случае:
1) объединения в одном лице собственника земельного участка и суперфициария. В этом случае субъекты права собственности и вещного права на чужую вещь совпадают;
2) истечения срока права пользования. Обязанность собственника участка продлить по требованию землепользователя срок действия суперфиция, может быть предусмотрена в договоре о нем;
3) отказа землепользователя от права пользования;
4) неиспользования земельного участка для застройки на протяжении трех лет подряд;
5) выкупа земельного участка в связи с общественной необходимостью. В этом случае речь идет о выкупе именно земельного участка, а не права пользования им (ст. 350 ГК Украины);
6) невозможности использования земельного участка для застройки (например, вследствие его загрязнения токсичными, радиоактивными веществами и т.п.);
7) признания недействительной сделки, являющейся основанием установления суперфицию;
8) использования земельного участка не по целевому назначению (часть 5 ст. 415 ГК Украины, пункт «а» ст. 143 ЗК Украины);
9) договоренности собственника участка и землепользователя о прекращении эмфитевзиса, совершенной в такой же форме, что и договор об установлении эмфитевзиса.
Но решению суда эмфитевзис может быть прекращен также в иных случаях, установленных законом (ст. 416 ГК Украины).
Прекращение суперфиция на основаниях, указанных в ст. 416 ГК Украины, кроме случая объединения в одном лице собственника участка и землепользователя, влечет необходимость решения судьбы возведенных на участке зданий (сооружений), что может быть осуществлено в соответствии с положениями ст. 417 ГК Украины.
Правовые последствия прекращения суперфиция в случаях прекращения его по желанию сторон (совпадения собственника и суперфициария, отказа суперфициария от права пользования и т.п.) или вследствие истечения срока пользования, определяются договоренностью между собственником земельного участка и суперфициарием.
Такая договоренность может иметь место уже при заключении договора о суперфиции. В таком случае она должна быть включена в договор в качестве существенного условия.
Вместе с тем, правовые последствия прекращения суперфиция могут быть определены по договоренности сторон уже во время прекращения отношений суперфиция.
Если сторонам не удалось достичь договоренности, собственник земельного участка имеет право требовать от собственника здания (сооружения) его сноса и приведения земельного участка в состояние, в котором он был до предоставления его в пользование.
Если же снос здания (сооружения), размещенного на земельном участке, запрещен законом (жилые дома, памятники истории и культуры и т.п.) или является нецелесообразным в связи с явным превышением стоимости здания (сооружения) по сравнению со стоимостью земельного участка, суд, с учетом оснований прекращения права пользования земельным участком, может избрать один из таких вариантов:
1) постановить решение о выкупе собственником здания (сооружения) земельного участка, на котором он размещен;
2) постановить решение о выкупе собственником земельного участка здания (сооружения);
3) постановить решение об определении условий пользования земельным участком собственником здания (сооружения) на новый срок (ст. 417 ГК Украины). В этом случае фактически имеет место установление права пользования чужим земельным участком вместо суперфиция, уже прекращенного согласно ст. 416 ГК Украины.
При выборе варианта решения спора суд учитывает: ценность земельного участка, стоимость возведенных на нем сооружений, основания прекращения суперфиция (часть 2 ст. 417 ГК Украины), требования справедливости, добросовестности и разумности гражданского законодательства (ст. 3 ГК Украины) и т.п.
Владение и право владения
Говоря о владении, как правовой категории, необходимо различать «право владения», как элемент права собственности и как вид прав на чужие вещи (в соответствии с концепцией ГК Украины 2003 р.), и «владение».
Владение, как самостоятельное вещное право, представляет собой фактическое обладание вещами, соединенное с намерением владеть ими для себя.
Таким образом, владение включает два элемента: объективный (фактическое обладание имуществом) и субъективный (намерение владеть им для себя).
При этом фактическое обладание вещами может быть стабильным (то есть существовать на протяжении достаточно длительного времени) и беспрерывным. Следует отметить, что это понятие трактуется весьма широко. В частности, в цивилистике со времен римского права традиционно считается, что фактическое обладание вещами имеет место не только тогда, когда вещь непосредственно находится у владельца, но и в любом случае, когда владелец не теряет контроль над объектом владения.
Намерение владеть вещью для себя выражает посессионную волю лица (его волю как посессора, владельца).
Вместе с тем, неверным представляется отождествление отношения посессионного и собственнического1. Посессионное отношение характерно, как уже отмечалось, намерением «владеть вещью для себя», но не намерением «считать его своей собственностью». Во втором случае лицо считает себя не просто владельцем, но собственником вещи. В совокупности с законным владением вещью намерение считать себя собственником вещи должно давать в результате не владение, а право собственности.
Кроме того, следует отметить, что оценивается (или может оцениваться) отношение лица не к любому, а лишь к законному владению вещами.
Для того, чтобы определить значение этого факта, обратимся к характеристике видов владения.
Прежде всего, необходимо иметь в виду деление владения на законное и незаконное.
Законное владение — то, которое имеет правовое основание (титул).
Незаконное владение не имеет под собою достаточного (правового) основания.
В свою очередь, оно делится на добросовестное и недобросовестное.
Добросовестный незаконный владелец не знает и не должен знать о незаконности владения вещью. Недобросовестный незаконный собственник знает или должен знать о том, что владеет вещью незаконно.
В сущности, лишь законное и незаконное добросовестное владение подпадают под понятие «владение» как институт вещного права.
Незаконное недобросовестное владение вещью является не правовым институтом, а всего лишь фиксацией факта нарушения права собственности (попытки присвоения чужого имущества).
В своих основных характеристиках владение напоминает право собственности: субъектами владения могут быть те же лица, которые могут быть собственниками; его объектом является имущество, которое может стать объектом права собственности.
Вместе с тем, эти две категории нельзя путать.
Право собственности представляет собой вид прав на вещи, выражает состояние присвоения имущества.
Владение — отображает фактическое состояние вещей, а не право на вещи.
Подчеркивая эти отличия, римские юристы выработали короткие, но точные формулы для характеристики этих понятий: право собственности — «я имею право на вещь», владение — «я имею вещь».
Соответственно отличается и их содержание, а также основания возникновения.
Содержанием права собственности являются правомочия владения, пользования, распоряжения имуществом.
Содержание владения состоит в возможности владения, пользования и распоряжения вещью. При этом все названные возможности трактуются как фактические состояния и не оцениваются как субъективные права.
Владение может возникнуть:
1) вследствие завладения имуществом (первичное установление владения, установление владения впервые);
2) вследствие передачи владения имуществом от одного лица к другому (производное владение).
Прекращается владение потерей одного из элементов — объективного (потеря фактического обладания имуществом) или субъективного (отказ от владения, то есть, прекращение намерения владеть имуществом для себя).
Защита законного владения осуществляется таким же образом, с помощью тех же исков, что и право собственности.
Защита незаконного добросовестного владения осуществляется против третьих лиц так же, как защита права собственности, а против собственника — возможностью противопоставления иску возражение о добросовестности и возмездности приобретения владения.
Специальные возможности защиты законного владения существуют против недобросовестного незаконного владельца. Они установлены ст. 400 ГК Украины, которая предусматривает, что недобросовестный владелец обязан немедленно возвратить имущество не только собственнику, но любому лицу, имеющему на него другое право в соответствии с договором или законом, или является добросовестным владельцем этого имущества. В случае невыполнения недобросовестным владельцем этой обязанности, заинтересованное лицо имеет право предъявить иск об истребовании такого имущества.
Итак, каждое лицо, хотя и не являющееся собственником имущества, а его законным или незаконным, но добросовестным владельцем, может защитить свое право владения путем истребования имущества от незаконного недобросовестного владельца. Право на истребование имущества сохраняется на протяжении исковой давности, если ранее не прекратилось правовое основание (титул) для предъявления таких требований.
В советском гражданском законодательстве владение регламентировалось только в общем виде и, главным образом, относительно защиты права собственности (ст. 145 ГК УССР 1963 г., ст.ст. 48-50 Закона «О собственности»).
Иначе предполагалось урегулировать эти отношения в проекте ГК Украины от 26 августа 1996 г., где владению была посвящена специальная глава — 30 (ст.ст. 396-406).