Такие же трудности возникают при создании судебных органов власти и формировании судебного процесса. Суд, призванный (с точки зрения европейской правовой традиции) решать споры между равными и независимыми участниками, оказывается чужеродным для трибы, клана, где каждый житель является частью единой социальной группы, связан с другими ее представителями и где внутренние конфликты решаются не путем признания права того или другого лица, а путем их примирения. Таким образом, современное состояние правового развития Африки можно охарактеризовать как сложный переходный период определения путей и способов взаимодействия двух правовых культур: законодательно-прецедентной европейской и обычно-правовой африканской.[11]
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, делая выводы по своей работе, я хочу сказать, что каждая правовая система обладает определенной спецификой, присущей только ей и отличающей ее от других правовых систем.
Анализируя и исследуя рассмотренные в моей работе правовые системы (семьи) современности, я выделил в каждой из них признаки, которые выделяют и характеризуют данную правовую семью, придают ей определенную индивидуальность.
Итак, на мой взгляд, романо-германскую правовую систему характеризуют такие признаки, как единая иерархически построенная система источников писаного права, доминирующее место в которой занимают нормативные акты (законодательство); главная роль в формировании права отводится законодателю, который создает общие юридические правила поведения, правоприменитель же (судья, административные органы и т.п.) призван лишь точно реализовывать эти общие нормы в конкретных правоприменительных актах; писаные конституции, обладающие высшей юридической силой; высокий уровень нормативных обобщений достигается путем кодификации нормативных актов; весомое положение занимают подзаконные нормативные акты (регламенты, циркуляры, инструкции и т. д.); деление системы права на публичное и частное, а также на отрасли; правовой обычай и юридический прецедент выступают в качестве вспомогательных, дополнительных источников; на первом месте находятся не обязанности, а права человека и гражданина; особое значение имеет юридическая доктрина, разработавшая и разрабатывающая в университетах основные принципы построения данной правовой семьи.
Система англо-американского права обладает следующими признаками: основным источником права выступает судебный прецедент; ведущая роль в формировании права отводится суду, который в этой связи занимает особое положение в системе государственных органов; на первом месте не обязанности, а права человека и гражданина, защищаемые прежде всего в судебном порядке; главенствующее значение имеет в первую очередь процессуальное право, которое во многом определяет право материальное; Почти нет кодифицированных отраслей права; отсутствует классическое деление права на публичное и частное; широкое развитие статутного права, а юридические обычаи выступают в качестве вспомогательных, дополнительных источников; юридические доктрины, как правило, носят сугубо прагматический, прикладной характер.
Для социалистической правовой системы характерны такие признаки, как: господство социалистической и в первую очередь государственной собственности. Законодательно признавалась роль коммунистической партии во всех сферах жизни. Законы лицемерно провозглашали полновластие народа, свободу деятельности общественных объединений, широкие права и свободы граждан, однако на практике отсутствовали действенные механизмы, материальные и юридические гарантии их реального осуществления. Господствовало узконормативное понимание права, частное право уступало господствующее место праву публичному. Для советской правовой системы оставались чуждыми идея господства права и мысль о том, что надо изыскивать право, соответствующее чувству справедливости, основанному на примирении, согласовании интересов частных лиц и общества; право носило императивный характер, было теснейшим образом связано с государственной политикой, являлось ее аспектом, обеспечивалось партийной властью и принудительной силой правоохранительных органов. В теории исключалась возможность для судебной практики выступать в роли создателя норм права, ей отводилась лишь роль строгого толкователя права. Несмотря на конституционный принцип независимости судей и подчинения их только закону, суд оставался инструментом в руках правящего класса, обеспечивал его господство и охранял, прежде всего его интересы.
Системе мусульманского права присущи следующие признаки: главный творец права – Бог, а не общество, поэтому юридические предписания даны раз и навсегда, в них нужно верить и соответственно соблюдать. Источником права являются религиозно-традиционные нормы и ценности, содержащиеся в частности в Коране, Сунне, Иджме и распространяющиеся на мусульман, либо в Шастрах, Ведах, законах Ману и т.д., и действующих в отношении индусов. Весьма тесное переплетение юридических положений с религиозными, философскими и моральными постулатами, а также с местными обычаями, которые образуют в своей совокупности единые правила поведения. Особое место в системе источников прав занимают труды ученых-юристов, конкретизирующие и толкующие первоисточники, лежащие в их основе конкретные решения; отсутствует деление права на частное и публичное; нормативно- правовые акты имеют вторичное значение; судебная практика в собственном смысле слова не является источником права; во многом основана на идее обязанностей, а не прав человека (как это имеет место в романо-германской правовой семье).
Итак, подводя итог вышесказанному, я хочу сказать, что знание правовой системы позволяет решать важные учебно-познавательные и практически-юрисдикционные задачи. Перед нами не случайное соединение разнородных и не связанных друг с другом элементов, а сложное, динамическое, многоуровневое государственно-правовое образование. Естественно, что и функционирование такой системы сложнейший процесс. Поэтому современная теория права должна подняться на такой уровень обобщения, который позволил бы более глубоко и всесторонне анализировать и оценивать возникшую правовую реальность как целостный феномен, как систему. Только общее видение институтов объективного и субъективного права, структуры законодательства, правовой идеологии и психологии, менталитета общества, юридической практики формирует квалификацию юриста, его способность и возможность работать в рамках правовой культуры конкретной страны.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Давид Р. Основные правовые системы современности. М., 2000;
2. Алексеев С. С. Общая теория права. М., 1999;
3. Матузов Н. И. Правовая система и личность. Саратов, 1998;
4. Тихомиров Ю. А. Правовая система развитого социализма — Сов. гос. и право, 1981;
5. Диаконов В.В. Учебное пособие по теории государства и права, 2004;
6. Пиголкин А.С. Общая теория права, М., 1994;
7.Хропанюк В.Н. Теория государства и права, М., 1993;
8. Манов Г.Н. Теория права и государства, М., 1995;
9. Страшун Б.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран, М., 1993;
10. Маклаков В.В. Современные зарубежные конституции: Учебное пособие, М., 1992.
[1] Давид Р. Основные правовые системы современности. М., 2000
[2] Р. Давид Основные правовые системы современности. М. 2000
[3] Алексеев С. С. Общая теория права. Т. 1. М., 1999
[4] Матузов Н. И. Правовая система и личность. Саратов, 1998
[5] Тихомиров Ю. А. Правовая система развитого социализма — Сов. гос. и право, 1981
[6] Матузов Н. И. Правовая система и личность. Саратов, 1998
[7] В.В. Диаконов Учебное пособие по теории государства и права, 2004
[8] В.В. Диаконов Учебное пособие по теории государства и права, 2004
[9] А.С. Пиголкин Общая теория права, М., 1994
[10] Р. Давид Основные правовые системы современности. М. 1998
[11] С.С. Алексеев Теория государства и права М. 1994