Смекни!
smekni.com

Стратегическое планирование и сущность генплана города (стр. 3 из 5)

В социальной и образовательной сферах планируется строительство новых библиотек, кинотеатров, парков и т.п. Ожидается последовательный рост числа обучающихся в общеобразовательных учреждениях и ВУЗах.

Развитие городской инфраструктуры предусматривает создание мультимодального транспортного узла межрегионального значения. К 2025 году объем грузоперевозок различными видами транспорта достигнет 80 млн.т в год (против 39,6 млн.т в 2008 году), объем ежегодных пассажирских перевозок вырастет до 33 млн человек (против 18 млн в 2008 году).

Также запланировано строительство автомобильных дорог регионального значения с твердым покрытием, доля которых в общей протяженности дорог общего пользования к 2025 году достигнет 95% (против 84% в 2008 году).

Совершенствование внутригородской транспортной системы увеличит объем пассажирских перевозок, снизить износ общественного транспорта, а также благотворно скажется на безопасности дорожного движения.

Пристальное внимание будет уделено программам модернизации жилищно-коммунальной инфраструктуры, что приведет к снижению износа коммуникаций и более рациональному использованию воды и теплоэнергии.

Большинство крупных инфраструктурных проектов планируется реализовать с помощью механизма государственно-частного партнерства.

Глава 3. Сущность генплана. Генплан Ростова-на-Дону.

3.1. Основные процедуры при составлении генеральных планов городов

Сегодняшнее развитие страны диктует необходимость выработки новых методов застройки, которые напрямую связаны с вопросами проектирования городов.

Кодекс редакции российского градостроительного законодательства 1998 г. определял градостроительную деятельность как выработку органами государственной власти и местного самоуправления государственной идеологии и стратегии градостроительного планирования территорий и поселений. Новый Градостроительный кодекс 2004 г. внес существенные ограничения в подходах к генеральному планированию российских городов. Это по-особому сказалось на проектах предыдущих лет. Действующий кодекс рассматривает градостроительство лишь как инструмент для размещения на территории различных объектов. Между тем, многие специалисты воспринимают это как ощутимую потерю и для страны в целом, и для каждого из наших городов. Все они нуждаются в выработке ясной стратегии развития с учетом их особенностей. Концепция развития каждого должна основываться на комплексном, системном, научном подходе к градостроительному планированию территорий и поселений.

При разработке комплексных генпланов городов на первом этапе осуществляется сбор исходной информации для проектирования. Это и картографический материал, результаты статистических, демографических исследований, данные, характеризующие существующее состояние экономики и развитие инфраструктуры. Причем важно иметь данные в динамике развития. Грамотный и профессиональный подбор исходных данных является основой любого проекта.

Очень важна последовательность разработки документации территориального планирования, определенная Градостроительным кодексом: от схемы территориального планирования субъекта РФ – к генеральному плану города, правилам землепользования и застройки, проектам планировки отдельных районов. В то же время нарушение этой последовательности отмечается почти повсеместно.

Правда, следует отметить, что в современной России каждому виду документа территориального планирования в качестве объекта планирования соответствует своя форма собственности, а это означает, что все уровни документов территориального планирования являются юридически самостоятельными, хотя и тесно связанными друг с другом, прежде всего через механизмы согласования различных интересов – федеральных, региональных, местных, частных.

На практике это является чрезвычайно важным обстоятельством, позволяющим органам власти любого уровня самостоятельно разрабатывать, согласовывать и утверждать требующиеся в соответствии с действующим законодательством документы территориального планирования, не дожидаясь, когда будут спущены сверху некие директивы в виде проекта более высокого уровня. Но, учитывая, что одним из градостроительных принципов является системность и комплексность, юридическая самостоятельность не только не исключает, но предполагает содержательную взаимосвязь документов территориального планирования различных уровней.

Формирование обоснований проекта, в составе которых одно из первых мест занимают карты (схемы) ограничений, утверждаемые в составе схем территориального планирования Российской Федерации и схем территориального планирования ее субъектов – едва ли не самая распространенная проблема из тех, с которыми сталкивается разработчик генерального плана поселения, городского округа, а вместе с ним и заказчик, обязанный предоставлять необходимые исходные данные.

Известное утверждение, что ничто не ценится так дорого, как информация, особенно актуальным в нашей стране стало в период ее стремительного перехода к рыночным отношениям. Большой опыт практической работы в области градостроительства показывает, что основное время и затраты по проекту приходятся на сбор и обработку необходимой информации. И если в советское время учреждения, предприятия и организации делились ей с проектировщиками если не с большой охотой, то с пониманием и практически бесплатно, то сегодня картина перевернулась на 180° – практически не осталось ни одного государственного органа, который бы предоставлял бесплатную информацию, а частные структуры нередко просто игнорируют поступающие к ним запросы, скрываясь за завесой коммерческой тайны. Кроме того, отсутствие схем территориального планирования более высокого уровня значительно затрудняет процесс подготовки проектных решений, заставляя проектировщика нередко думать за вышестоящие органы, что всегда чревато непредсказуемыми последствиями и приводит к усложнению процедуры разработки, согласования и утверждения проекта.

До начала проектирования очень важным является наличие региональных и местных нормативов градостроительного проектирования, предусмотренных Градостроительным кодексом, которые в настоящее время отсутствуют в большинстве городов и регионов, что вынуждает проектировщиков при разработке соответствующих документов территориального планирования руководствоваться в значительной степени устаревшими строительными нормами и правилами, разработанными для совершенно других условий осуществления градостроительной деятельности. Отсутствие нормативов, учитывающих местные условия, значительно усложняет процесс разработки и согласования проектов, отрицательно влияет на их качество, вызывает, по сути, ущемление прав граждан на обеспечение хотя бы в минимальной степени благоприятных условий жизнедеятельности.

Следует отметить, что Градостроительный кодекс предусматривает осуществление подготовки проекта генерального плана лишь с учетом региональных и местных нормативов градостроительного проектирования, а не в качестве основания – как результата инженерных изысканий. И не в соответствии с требованиями технических регламентов, которых в градостроительстве еще нет ни одного, что, на наш взгляд, является принципиально неправильным. Необходимо поднять значение данных нормативов, как играющих важную роль в решении таких серьезных социальных задач, как, например, обеспечение населения доступным жильем.

Ставя вопрос о выполнении поставленной генеральным планом задачи в перспективе, можно говорить только об идеальном генеральном плане, который сбалансированно учитывает абсолютно все аспекты. Приходится признать, что внесение в план некоторого количества изменений в ходе развития города не редкость. К сожалению, генплан города, разработанный в соответствии с Градостроительным кодексом, не является настоящим стратегическим документом.

В отличие от прежних требований, целью генерального плана является определение границ землепользования и функциональных зон, а также размещение только муниципальных объектов, и не более того – достаточно ознакомиться с 23 статьей, регламентирующей содержание генеральных планов поселений и городских округов. Разработка в составе генерального плана комплексных схем транспорта, девелоперской активности, социальных аспектов в такой постановке не предусмотрена – другое дело, что без изучения этих проблем разработать полноценный генплан, даже в усеченном Градостроительным кодексом виде невозможно. В целом, очевидно, что генеральное планирование развития городов в России содержит в себе крупные противоречия и недоработки. Начиная буквально с законодательной базы, на уровнях разработки и согласования проектов. Остро стоит проблема обмена опытом и информацией.

Срок, на который разрабатывается генплан, обычно составляет 20-25 лет. Современные подходы к разработке перспективных генеральных планов городов должны опираться на новую методологию, учитывать инвестиционные и экономические аспекты развития города. Точность исполнения проекта, заявленного в генплане, зависит от изменения самого города в течение срока, установленного в генплане. Конечно, можно привести немало примеров, когда решения генерального плана города по тем или иным причинам не реализуются, но это связано со спецификой генплана как документа перспективного, долгосрочного планирования, поэтому можно говорить о большей вероятности реализации первоочередных мероприятий, намеченных, как правило, на пятилетний срок. Ситуация в городе через 10-15 лет часто существенно меняется, поэтому в советское время существовала такая стадия проектирования, как разработка пятилетних планов развития города, что позволяло плавно вносить в проект необходимые коррективы.