Смекни!
smekni.com

Договорное право 2 (стр. 118 из 156)

факультативной (п. 3 ст. 592 ГК). Таким образом, привести эту норму в действие можно, лишь включив соответствующее условие в договор.

В отличие от плательщика получатель ренты вправе осуществить ее выкуп только при наличии обстоятельств, указанных в ст. 593 ГК. К их числу относятся:

а) просрочка выплаты ренты более чем на один год. Стороны, одна­
ко, вправе и в этом случае предусмотреть в договоре иной, более корот­
кий или более длительный срок;

б) нарушение плательщиком при выплате ренты в виде денежной
суммы или иного движимого имущества закрепленного в договоре усло­
вия, которое устанавливает обязанность предоставить обеспечение вы­
платы ренты или страхование в пользу получателя риска своей ответст­
венности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности
выплачивать ренту;

в) признание плательщика неплатежеспособным (такое признание
исходит от самой стороны, а в случае спора определяется судом) либо
возникновение иных обстоятельств, которые очевидно свидетельствуют,
что рента не будет выплачиваться плательщиком в установленные дого­
вором сроки и размере;

г) переданное под выплату ренты недвижимое имущество поступило
в общую собственность или разделено между несколькими лицами (при­
мером может служить внесение полученного плательщиком имущества в
качестве вклада в*простое товарищество, выделение или разделение юри­
дического лица - плательщика ренты и др.).

Приведенный перечень (за исключением указанного в п. «а») преду­смотрен в виде императивных норм и соответственно не может быть ог­раничен договором. В то же время в перечне прямо указаны возможности его расширения договором независимо от того, исходит ли требование о выкупе от плательщика ренты или от ее получателя.

Сторонам предоставляется возможность заранее в самом договоре указать цену выкупа ренты. И только для случая, когда стороны не вос­пользуются этим правом, вступает в действие порядок, предусмотренный Кодексом. С учетом того, было ли передано имущество плательщику за плату или безвозмездно, в ГК приведены два разных варианта. При пер­вом (возмездная передача) для выкупа достаточно уплатить цену, которая соответствует годовой сумме подлежащей выплате ренты. При втором (безвозмездная передача имущества плательщика), с учетом того, что плательщик ренты остается собственником имущества, переданного без­возмездно, условия выкупа ужесточаются. А именно, в выкупную сумму включают помимо годового размера рентных платежей также и цену пе-

реданного имущества, определенную с учетом правил, установленных п. 3 ст. 424 ГК. Следовательно, в этой части оплата должна производить­ся по цене, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары, работы, услуги.

2. ДОГОВОР ПОЖИЗНЕННОЙ РЕНТЫ

Принципиальная особенность рассматриваемого договора состоит прежде всего в определении периода его действия. Гаковым является время жизни получателя ренты. В роли последнего может выступать как сторона в договоре, передающая имущество, так и любой иной назначен­ный ею гражданин. В последнем случае договор ренты превращается в договор в пользу третьего лица. Это означает, что указанный в договоре выгодоприобретатель вправе потребовать исполнения обязательства сто­роной по выплате ему ренты. Для того, чтобы у третьего лица возникло такое право, оно в соответствии с п. 2 ст. 430 ГК должно сообщить о на­мерении им воспользоваться плательщику ренты, и с момента выражения этого намерения соответствующее право считается возникшим.

В отличие от постоянной ренты, право на которую может быть в принципе отчуждено в общем, установленном ГК порядке - имеется в виду применение правил о переходе прав в порядке их уступки (см. ст. 382-390 ГК) или реорганизации юридического лица (см. ст. 57 и 58 ГК), а также о наследовании, - во всех этих случаях права на получение пожизненной ренты не переходят к другому лицу. Это не исключает того, что пере­дающее имущество под выплату ренты лицо может назначить выплату ренты на период жизни другого указанного им лица (ст. 596 ГК). Однако и в этом случае договор продолжает связывать плательщика ренты с тем, кто заключал с ним договор ренты.

Если назначенное выгодоприобретателем третье лицо к моменту за­ключения договора уже умерло, договор признается ничтожным. Сущ­ность приведенной нормы выражена в правиле: договор пожизненной ренты под страхом недействительности должен быть заключен в пользу лица, которое к моменту совершения сделки находится в живых. Гакая норма (п. 3 ст. 596 ГК) соответствует п. 1 ст. 166 ГК, т.е. сделка призна­ется недействительной по основаниям, установленным Кодексом.

Обязательство выплаты пожизненной ренты в силу указанных и ряда иных особенностей носит, таким образом, личный характер1'

1 Указанные признаки «личного характера» подвида пожизненной ренты - «пожиз­ненного содержания с иждивением» и созданного им «особого» правового режима иногда заводят исследователя слишком далеко. Так, М.В. Гордон «личное» усмат-

Особый порядок действует в случаях, при которых договором преду­смотрена пожизненная рента в пользу нескольких физических лиц. Тогда возникает ситуация, близкая той, что предусмотрена ст. 321 ГК в вариан­те «множественности лиц на стороне кредитора».

При отсутствии иного указания в договоре доли каждого из таких получателей (сокредиторов) предполагаются равными. Смерть кого-либо из них, в случае отсутствия иных условий в договоре, влечет за собой то, что вся подлежавшая уплате плательщиком умершему рента распределя­ется между остальными получателями (сокредиторами). При этом прира­щение долей каждого из них, если другие указания в договоре отсутству­ют, должно быть равным по размеру. Со смертью последнего получателя ренты обязательство ее выплаты прекращается. Оба приведенных поло­жения подтверждают, что при договоре пожизненной ренты сохраняется наследование прав по отношению к плательщику ренты. Такой вывод следует из общих правил о наследовании.

Определяют пожизненную ренту в договоре как сумму, периодиче­ски выплачиваемую получателю ренты в течение его жизни либо жизни назначенного им лица (п. 1 ст. 597 ГК). Одна из особенностей договора пожизненной ренты состоит в том, что исключается помещение в него условия, по которому рента будет выплачиваться в натуре даже с учетом ее денежного выражения.

Пожизненная рента направлена на удовлетворение потребностей граждан, нуждающихся по этой причине в особой защите. Соответствен­но, в частности, императивной нормой установлено, что определенная в договоре в расчете на месяц рента должна быть не менее предусмотрен­ного законом минимального размера оплаты труда (п. 2 ст. 597 ГК). Это означает, что если в договоре указана меньшая по размеру рента, соот­ветствующее его условие будет действовать в редакции: рента равна ми­нимальному размеру оплаты труда. По тем же причинам, по которым ус­тановлено приведенное правило о минимальном размере подлежащей выплате ренты, предусмотрено применение к отношениям сторон ст. 318

ривал в том, что «если отношения сторон развиваются нормально, тот, кто отчуж­дает, становится фактическим членом семьи приобретателя строения» (Гордон М.В. Радянське цившьне право. Харьков, 1966. С. 212). Э.Я. Лаасик же полагал одной из особенностей рассматриваемых отношений то, что соответствующий договор не может быть заключен через представителя (см.: Лаасик Э.Я. Указ. соч. С. 373).

Между тем первая «особенность» вообще выходит за пределы присущих циви­листике правовых категорий. Вторая же, с одной стороны, не основана на законе, а с другой стороны, непременно личное исполнение сделки из характера договора не вытекает, значит, оснований для применений п. 4 ст. 182 ГК нет.

ГК. Из нее вытекает, что увеличение в установленном порядке минималь­ного размера оплаты труда влечет за собой пропорциональный рост ука­занной договором ренты.

В ГК (п. 1 ст. 599) предусмотрено право получателя ренты в случае существенного нарушения плательщиком ренты договора требовать от последнего выкупа ренты либо расторжения договора и возмещения убытков. Выкуп производится на тех же условиях, что и при договоре постоянной ренты. Эти условия дополнены лишь в одной специальной норме: если под выплату пожизненной ренты передано бесплатно любое имущество, как недвижимое (в частности жилой дом или квартира), так и движимое, получатель ренты может при существенном нарушении дого­вора плательщиком ренты потребовать возвратить это имущество. Но при этом расчеты между сторонами должны производится непременно с заче­том стоимости имущества в счет выкупной цены ренты (п. 2 ст. 599 ГК).

Установлены существенно отличные от предусмотренных примени­тельно к постоянной ренте последствия случайной гибели или случайного повреждения имущества, переданного под выплату пожизненной ренты. Если при постоянной ренте плательщик вправе в подобных случаях тре­бовать прекращения договора либо изменения его условий (при передаче имущества за плату), то при пожизненной ренте те же обстоятельства -случайная гибель или случайное повреждение полученного имущества не освобождают плательщика от выплаты ренты, при этом важно подчерк­нуть - выплаты в размере и на условиях, предусмотренных договором. Таким образом, риск в соответствующих случаях падает целиком на пла­тельщика пожизненной ренты.