Поскольку ст. 599 ГК, посвященная расторжению договора пожизненной ренты по требованию получателя, не содержит исчерпывающего перечня оснований расторжения, тем самым отсутствуют, очевидно, препятствия для субсидиарного применения норм об изменении или расторжении соответствующего договора по основаниям и в порядке, которые указаны в гл. 29 ГК (но лишь при условии, что это не противоречит особенностям соответствующего договора).
3. ДОГОВОР ПОЖИЗНЕННОГО СОДЕРЖАНИЯ С ИЖДИВЕНИЕМ
По договору пожизненного содержания с иждивением получатель ренты - гражданин передает принадлежащие ему жилой дом, квартиру, земельный участок или иную недвижимость в собственность плательщику ренты, который обязуется осуществлять пожизненное содержание с иждивением гражданина и (или) указанного им третьего лица (лиц) (п. 1 ст. 601 ГК).
Складывающиеся в таком случае отношения обладают родовыми признаками договора ренты, а также видовыми - договора пожизненной ренты'. Индивидуальные особенности рассматриваемых отношений выражаются в ограничении круга передаваемого под выплату ренты имущества (только недвижимость), специальном назначении ренты (обеспечение получателю соответствующего содержания), а также в более широком составе объектов ренты (имеются в виду деньги, иное имущество, а равно различные нематериальные блага). Учитывая отмеченные особенности договора, законодатель установил специальный режим для указанной ренты. С этой целью используются, помимо статей гл. 33 ГК, также нормы, которые находятся за пределами этой главы.
Так, из ст. 318 ГК вытекает, что сумма, выплачиваемая в виде ренты по денежному обязательству непосредственно на содержание гражданина, должна быть индексирована пропорционально увеличению установленного законом минимального размера оплаты труда. В силу ст. 411 ГК требования, связанные с пожизненным содержанием, не подлежат зачету. Это означает, что плательщик в подобных случаях не вправе, в частности, зачесть в счет ренты, подлежащей выплате получателю, любые долги последнего перед ним. Точно так же в случае смерти получателя пожизненной ренты вследствие причинения ему вреда, при подсчете размера возмещения вреда, который возник из-за потери кормильца, в состав доходов умершего включаются вместе с утерянной заработной платой причитавшаяся ему пенсия, а также, как подчеркнуто п. 1 ст. 1089 ГК, получаемое им при жизни пожизненное содержание. Следовательно, со смертью получателя ренты обязанность плательщика по ее выплате прекращается, но вместо этого лицо, по отношению к которому погибший был или мог быть кормильцем (несовершеннолетние сын или дочь, нетрудоспособный супруг и другие лица, перечисленные в ст. 1088 ГК), приобретает право взыскивать с того, кто признан ответственным за смерть получателя ренты, равную ей по размеру сумму.
Специфика норм о договоре пожизненного содержания в параграфе, посвященном этому договору, охватывает следующее:
а) определение объема ренты с учетом удовлетворения различных потребностей граждан, как материальных, так и нематериальных. Соответственно пожизненное содержание с иждивением может включать в себя обеспечение потребности в жилище, питании, одежде и т.п., а также уход за получателем ренты, если этого требует его здоровье. Хотя со смертью последнего договор и прекращает свое действие, в нем может
1 См., в частности: Крашенинников П.В. Российское жилищное законодательство. М., 1996. С. 151 и ел.
быть предусмотрена оплата плательщиком ренты стоимости ритуальных услуг;
б) установление, подобно общим правилам о пожизненной ренте, со
ответствующих гарантий, включая обязательный минимум подлежащей
выплате ренты, который должен быть, однако, для пожизненного содер
жания с иждивением уже не равен минимальному размеру оплаты труда,
а вдвое больше его;
в) ограничение имущества, передаваемого под выплату этого вида
ренты, одной лишь недвижимостью;
г) включение в перечень существенных условий этого вида ренты
также и стоимости всего объема содержания с иждивением;
д) закрепление в ГК (ст. 602) принципов, которыми следует руково
дствоваться суду при разрешении возможных споров между сторонами по
поводу объема предоставления или подлежащего предоставлению содер
жания, в частности при изменении по требованию одной из сторон усло
вия подлежащего выплате содержания. Эти принципы - добросовестность
и разумность - направлены в первую очередь на защиту интересов полу
чателя ренты. Однако вместе с тем они предполагают учет в соответст
вующих пределах и интересов плательщика ренты;
е) возможность замены предусмотренного в договоре условия о пре
доставлении пожизненного содержания с иждивением в натуре периоди
ческими платежами в деньгах в течение жизни гражданина (ст. 603 ГК);
ж) установление в качестве гарантии реального предоставления соот
ветствующего содержания более широкого круга ограничений прав пла
тельщика ренты на переданное ему в обеспечение пожизненного содержа
ния имущество. Так, в силу ст. 604 ГК отчуждение, сдача в залог, иные
способы обременения переданной под выплату ренты недвижимости до
пускаются только с предварительного согласия получателя. Кроме того,
особо выделена (ч. 2 ст. 604 ГК) обязанность плательщика ренты прини
мать необходимые меры для использование переданного имущества, не
допуская при этом снижения его стоимости.
В ст. 605 ГК предусмотрены основания и последствия прекращения договора пожизненного содержания с иждивением. В определенной части они совпадают с теми, которые установлены и для договора пожизненной ренты. В частности, оба договора предполагают, что отношения между сторонами прекращаются со смертью получателя ренты. Кроме того, в обоих случаях договор может быть прекращен по требованию получателя ренты в связи с существенным нарушением плательщиком его обязанностей. В таких случаях по договору пожизненного содержания с иждивением получатель ренты вправе потребовать либо выплаты выкупной цены, либо возвра-
та переданного в обеспечение ренты недвижимого имущества. И если он остановился на втором варианте, - независимо от того, передано ли имущество плательщику за плату или безвозмездно, - возврату подлежит все имущество без зачета уже произведенных расходов, связанных с содержанием получателя ренты. При оценке допущенного нарушения с точки зрения отнесения его к числу существенных следует, очевидно, исходить из того определения, которое содержится в п. 2 ст. 450 ГК. Указанная норма признает существенным нарушение договора одной из сторон, которое влечет для контрагента такой ущерб, что он в значительной степени лишается того, на что был вправе рассчитывать при заключении договора.
Правовой режим договора пожизненного содержания с иждивением, помимо описанных специальных норм, охватывает не противоречащие им положения, включенные в параграф, посвященный пожизненной ренте. Имеются в виду главным образом нормы, допускающие заключение договора в пользу третьего лица, а равно и третьих лиц (п. 2 ст. 596 ГК). В последнем случае речь идет о равенстве сокредиторов (получателей ренты), если иное не предусмотрено договором, о пропорциональном приращении долей в случае смерти одного из выгодоприобретателей и прекращении договора вследствие смерти последнего получателя ренты, о ничтожности договора в случае, когда к моменту его заключения получатель ренты уже умер. Это же относится к предусмотренному ст. 597 ГК увеличению размера ренты при возрастании минимального размера оплаты труда, специальным правилам о расторжении договора по требованию получателя (ст. 599), а также к установлению порядка, при котором случайная гибель или случайное повреждение переданного под уплату ренты имущества не влияют на размер подлежащего выплате содержания (ст. 600). И для договора пожизненной ренты и для договора пожизненного содержания с иждивением установлен срок выплаты ренты (презюмируемый срок - помесячно) (ст. 598 ПС).
Применительно к договору пожизненного содержания возникла необходимость установить возможность использовать такой вариант, при котором договор будет иметь определенный, четко обозначенный предельный срок действия. В свое время суды иногда давали положительные ответы на этот вопрос.
На наш взгляд, указанное положение укладывается в природу соответствующего договора. Такой вывод прямо вытекал из ст. 253 ГК 1964 г., а ныне следует из ст. 601 нового ГК. Одним из конститутивных признаков рассматриваемого договора как раз и является то, что в силу упомянутых статей плательщик ренты обязуется предоставить содержание пожизненно1'
1 Как отмечал О.С. Иоффе, указанный договор «может быть прекращен только в результате смерти отчуждателя» (Иоффе О.С. Указ.соч. С. 300).
Отмеченные особенности рассматриваемого договора дали М.И. Бару основание использдвать по отношению к нему термин «алиментирова-
1. В определенной мере основания для такого вывода содержатся те-нис»
перь в самой редакции действующего Семейного кодекса РФ, который подобно своему предшественнику - Кодексу о браке и семье РСФСР использовал применительно к алиментным обязательствам понятие «содержание» (см., в частности, в Семейном кодексе РФ ст. 80 — «родители должны содержать своих несовершеннолетних детей», ст. 93 - «обязанности по содержанию своих несовершеннолетних братьев и сестер» и др.).