Смекни!
smekni.com

Договорное право 2 (стр. 14 из 156)

При разрешении соответствующих споров арбитражные суды прини­мали во внимание, что банки, привлекаемые к исполнению платежного по­ручения, как правило, состояли с банком, обслуживающим клиента, в дого­ворных отношениях корреспондентского счета. В соответствии со ст. 62

Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик 1991 г., а затем и ст. 313 ГК 1994 г. исполнение обязательства, возникшего из дого­вора, могло быть возложено в целом или в части на третье лицо (в нашем случае - на банк, привлеченный к исполнению поручения). Однако ответст­венность за нарушение обязательства третьим лицом в этом случае возлага­ется на должника в обязательстве (т. е. на банк, обслуживающий платель­щика), если законом не установлено, что ответственность несет являющееся непосредственным исполнителем третье лицо (ст. 403 ГК).

Следовательно, если плательщик (клиент банка) доказывал в арбит­ражном суде, что он понес убытки из-за задержки зачисления денежных средств на указанный им в платежном поручении счет получателя денеж­ных средств, убытки взыскивались с обслуживающего его банка - контр­агента по договору банковского счета, независимо от того что этот коммер­ческий банк не допускал задержки расчетов. Правда, другой банк, допус­тивший нарушение, мог быть привлечен по ходатайству истца или ответчи­ка к участию в деле в качестве третьего лица на стороне ответчика. В этом случае банк, обслуживающий клиента, был вправе заявить к виновному банку регрессный иск, который мог быть удовлетворен арбитражным судом в том же заседании суда.

Арбитражно-судебная практика выявила неэффективность такой структуры ответственности, которая усложняла процедуру доведения от­ветственности до виновного лица и не учитывала рост убытков, причиняе­мых участниками соответствующей операции по переводу денежных средств, в связи с дополнительными судебными расходами, а также инфля­ционными процессами.

Теперь же в случаях, когда неисполнение или ненадлежащее исполне­ние платежного поручения имело место в связи с нарушением правил со­вершения расчетных операций банком, привлеченным для исполнения по­ручения плательщика, ответственность может быть возложена судом непо­средственно на виновный банк (п. 2 ст. 866 ГК). Данная норма может быть расценена как предусмотренное законом положение, допускающее, что от­ветственность несет являющееся непосредственным исполнителем обяза­тельства третье лицо. И в этом смысле указанная норма полностью коррес­пондирует норме, содержащейся в ст. 403 ГК.

В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения платежного по­ручения возникает вопрос о пределах ответственности банка, принявшего платежное поручение клиента. Как уже отмечалось, банк должен перевести соответствующие денежные средства на счет указанного плательщиком лица, который, как правило, находится в ином банке. Должен ли банк, принявший платежное поручение, отвечать за действия банка, обслуживающего получа-

теля средств, по незачислению или несвоевременному их зачислению на его банковский счет? Будет ли он в том случае, если денежные средства поступи­ли на корреспондентский счет банка, обслуживающего их получателя, но не зачислены на банковский счет последнего, считаться исполнившим свое де­нежное обязательство?

При ответе на эти вопросы необходимо исходить из того, что местом исполнения денежного обязательства признается место нахождения креди­тора (ст. 316 ГК), т. е. в данном случае место нахождения его денежных средств, каковым является банк, обслуживающий кредитора. Кредитор имеет права требования к этому банку, вытекающему из договора банков­ского счета, в том числе и право требования своевременного зачисления поступивших в его адрес денежных средств на банковский счет, открытый в указанном банке. Неисполнение либо ненадлежащее исполнение банком своих обязанностей по зачислению на банковский счет клиента поступив­ших ему денежных средств влечет применение ответственности, в том чис­ле и в форме возмещения причиненных убытков. На должника (плательщи­ка) по денежному обязательству не может быть возложен риск, связанный с выбором кредитором банка, обслуживающего последнего. Поэтому денеж­ное обязательство должно считаться исполненным с момента зачисления денежных средств на корреспондентский счет банка, обслуживающего кре­дитора (получателя денежных средств). А значит, и ответственность банка, принявшего от плательщика платежное поручение, должна быть ограниче­на моментом поступления денежных средств на корреспондентский счет банка, обслуживающего получателя денежных средств1'

На банк, обслуживающий плательщика, а также на банк, обслуживаю­щий получателя денежных средств, может быть возложена ответственность в форме неустойки за несвоевременное списание или перечисление денеж­ных средств по платежному поручению клиента и соответственно за их не­своевременное зачисление на счет получателя (ст. 856 ГК). Данная неус­тойка по отношению к убыткам носит зачетный характер.

Что касается банков, привлеченных к осуществлению банковского пе­ревода, то в случаях, когда нарушение ими правил совершения расчетных операций повлекло неправомерное удержание денежных средств, они обя­заны уплатить плательщику проценты за пользование чужими денежными средствами в порядке и размере, предусмотренных ст. 395 ГК. Указанные проценты по отношению к убыткам также носят зачетный характер.

1 Ранее в юридической литературе эта позиция высказывалась Л.А. Новоселовой (см.: Новоселова Л.А. Проблемы гражданско-правового регулирования расчетных отношений: Автореф. дис. ... докт. юрид. наук. М., 1997. С. 26).

РАСЧЕТЫ по АККРЕДИТИВУ

При расчетах по аккредитиву банк, действующий по поручению плательщика (покупателя товаров) об открытии аккредитива и в соот­ветствии с его указанием (банк-эмитент), обязуется произвести плате­жи получателю средств (продавцу товаров) или оплатить, акцептовать или учесть переводной вексель либо дать полномочие другому банку (ис­полняющему банку) произвести платежи получателю средств или опла­тить, акцептовать илиучесть переводной вексель (п. 1 ст. 867 ГК).

Если банк-эмитент, не передавая полномочия иному банку, сам произ­водит платежи либо оплачивает, акцептует или учитывает переводной век­сель, к нему будут применяться правила, предусмотренные в ГК в отноше­нии не только банка-эмитента, но и исполняющего банка (п. 1 ст. 867 ГК).

Внимательный анализ текста норм, содержащихся в § 3 гл. 46 ГК, свиде­тельствует о некоторых различиях в определении как самого понятия «расче­ты по аккредитиву», так и отдельных видов аккредитива по сравнению с со­ответствующими нормами, имеющимися в Положении о безналичных расче­тах, утвержденном письмом Центрального банка Российской Федерации от 9 июля 1992 г. Дело в том, что при подготовке ГК в первую очередь учитыва­лись положения, содержащиеся в Унифицированных правилах и обычаях для документарных аккредитивов (в редакции 1994 г.), разработанных под эгидой Международной торговой палаты. Указанные Унифицированные правила представляют собой свод систематизированных правил делового оборота и банковской практики, относящейся к аккредитивным сделкам.

Основные отличия аккредитивной формы расчетов от расчетов платеж­ными поручениями состоят в том, что, во-первых, при использовании аккреди­тивной формы расчетов суть поручения плательщика (аккредитиводателя) за­ключается не в переводе денежных средств на счет получателя, а в открытии аккредитива, т.е. в выделении, «бронировании» денежных средств, за счет кото­рых будут вестись расчеты с получателем; во-вторых, получение денежных средств при открытии аккредитива обусловлено для их получателя (бенефициа­ра) необходимостью соблюдения условий аккредитива, которые определяются договором получателя с плательщиком, а также дублируются в поручении ак­кредитиводателя банку на открытие аккредитива. На исполняющий банк возла­гается обязанность проверить соблюдение бенефициаром всех условий аккре­дитива. Правда, такая проверка должна осуществляться банком лишь по внеш­ним признакам представляемых бенефициаром документов.

В ГК предусмотрена возможность использования нескольких видов аккредитива, применяемых в банковской практике: покрытого (депониро­ванного) и непокрытого (гарантированного), отзывного и безотзывного, а также подтвержденного аккредитивов.

Открытие покрытого (депонированного) аккредитива означает, что банк-эмитент должен перечислить сумму аккредитива (покрытие) за счет плательщика либо предоставленного ему кредита в распоряжение испол­няющего банка на весь срок действия аккредитива. В этом случае все рас­четы с бенефициаром осуществляются исполняющим банком именно за счет средств, перечисленных ему банком-эмитентом.

Открытие непокрытого (гарантированного) аккредитива означает, что банк-эмитент не перечисляет сумму аккредитива исполняющему банку, однако последний получает право списывать денежные средства, предос­тавляемые бенефициару в порядке исполнения аккредитива, с ведущегося у него счета банка-эмитента. Очевидно, что непокрытый (гарантированный) аккредитив может использоваться в случаях, когда банк-эмитент и испол­няющий банк имеют корреспондентские отношения.