Смекни!
smekni.com

Договорное право 2 (стр. 146 из 156)

Договор ссуды строится по модели реального договора. Этому дого­вору присуще то, что при нем «нет ни перехода права собственности, ни даже передачи владения в юридико-техническом смысле. Заемщик стано­вится лишь временным держателем вещи. Владельцем остается заимода­тель, осуществляющий владение при посредстве заемщика. Вследствие это­го риск случайной гибели или порчи вещи несет заимодатель. Случайная гибель вещи освобождает заемщика от обязательства»1'

Среди обязанностей стороны, получившей вещь в пользование, выде­ляются такие, как забота об охране и сохранности передаваемой вещи (с использованием знакомого со времен римского права критерия «хороший хозяин»), пользование вещью с учетом ее природы или специальных указа­ний в договоре и своевременный ее возврат. Нарушение отмеченной обя­занности - употребление вещи не по назначению, а равно просрочка воз­врата вещи влекут за собой наступление повышенной ответственности сто­роны, которой была предоставлена вещь, - не только вследствие вины, но и вследствие случая. Оценка сторонами вещи в момент ее передачи влечет за собой ответственность стороны, получившей в пользование вещь, за ее ги­бель даже вследствие случая, если иное не предусмотрено в договоре. Вме­сте с тем за порчу вещи ответственность наступает лишь при наличии вины.

1 Жюллио де ла Морандьер Л. Гражданское право Франции. Г. 3. М., 1961. С. 254— 255.

Хотя договор, как вытекает из его определения, является односторон­ним, некоторые обязанности возлагаются и на сторону, передавшую вещь в пользование. Речь идет прежде всего о последствиях причинения этой ве­щью ущерба контрагенту. В таком случае последний вправе требовать воз­мещения ущерба, но только при условии, если сторона, предоставившая вещь, знала о ее недостатках, но не предупредила контрагента. В ситуациях, когда «заемщик» (т.е. ссудополучатель в нашем понимании) был вынужден понести расходы, характеризующиеся тремя признаками - чрезвычайные, необходи­мые и неотложные настолько, что нельзя было заблаговременно предупре­дить об этом контрагента, - последний обязан возместить эти расходы.

Договор прекращается с истечением указанного в нем срока. А при от­сутствии в договоре упоминания о сроке - после того, как цель, для кото­рой была взята вещь, достигнута. Кроме того, суду предоставлена возмож­ность в случае, если будет установлено, что сторона, передавшая вещь, са­ма испытывает настоятельную и непредвиденную потребность в этой вещи, по ее требованию вынести решение о возврате.

Германское гражданское уложение (ГГУ) выделяет договор «Безвоз­мездное пользование (ссуда)» в особую главу, признавая таким образом самостоятельный характер соответствующего договора. Эта глава следует за главой «Наем. Аренда» и предшествует главе «Заем».

Особенность правового регулирования договора ссуды состоит прежде всего в признании его консенсуальным. В ГГУ выделены обязанности обе­их сторон в договоре. Так, на ссудополучателя возлагается несение расхо­дов по содержанию вещи, если они могут рассматриваться как «обычные» (подобно законодательству ряда других стран приводится в качестве при­мера кормление переданного животного).

Использование вещи должно осуществляться в соответствии с опреде­ленным договором ее назначением (в этом случае ссудополучатель освобо­ждается от ответственности за происшедшие изменения или ухудшения). Ссудополучатель не может без разрешения ссудодателя передавать вещь в пользование третьему лицу. Она должна быть возвращена ссудодателю в установленный договором срок, а при отсутствии в договоре такого срока -в любое время по требованию ссудодателя.

Обязанности ссудодателя включают уведомление ссудополучателя о недостатках передаваемой вещи, а также возмещение его расходов, кото­рые можно рассматривать как укладывающиеся в рамки ведения чужих дел без поручения (negotiorum gestio). Следует особо отметить ограничения ответственности ссудодателя, явно связанные с особым характером догово­ра, который предполагается заключенным в интересах второй стороны -ссудополучателя. Имеется в виду условие, по которому ссудодатель несет

ответственность за нарушение договора только при наличии с его стороны умысла или грубой погрешности, а при умолчании об имевшихся недостат­ках переданной вещи ответственность за причиненные по этой причине убытки ссудополучателю наступает только при наличии умысла.

К числу оснований для возникновения у ссудодателя права на досроч­ное прекращение договора отнесены: вызванная непредвиденными обстоя­тельствами потребность в вещи у самого ссудодателя, использование ссу­дополучателем вещи не по назначению, а также смерть ссудополучателя.

В Швейцарском обязательственном законе (ШОЗ) титул IX «Пользо­вание имуществом» состоит из двух частей: «Пользование вещами» и «За­ем». Первая из них имеет в виду то, что обычно называется ссудой. Этот договор построен как консенсуальный и соответственно двусторонний. В нем одна из сторон обязуется предоставить вещь в бесплатное пользование, а контрагент - по окончании пользования возвратить ту же вещь.

Обязанности стороны, получившей вещь, включают пользование ею в соответствии с содержащимися в договоре указаниями, а при их отсутствии -в соответствии со свойствами и назначением вещи; кроме того, пользовате­лю запрещено передавать ее другому лицу. Нарушение той и другой обя­занности влечет за собой повышенную ответственность стороны: она долж­на возместить возникший в результате вред даже тогда, когда речь идет о случае, т.е. независимо от ее вины. Расходы по содержанию вещи распре­деляются между сторонами следующим образом: на ту из них, которая по­лучила вещь, возлагается несение обычных расходов по содержанию вещи, однако расходы, имеющие исключительный характер и при этом сделанные в интересах «хозяина вещи», падают на последнего. ШОЗ счел необходи­мым особо выделить ситуацию, при которой одна и та же вещь передана в общее пользование: тогда пользователи несут за нее ответственность соли­дарно. Как правило, прекращение (окончание) договора наступает в срок, предусмотренный в договоре, а при отсутствии в нем условия о сроке - по завершении использования вещи в соответствии с указанной в договоре целью либо с окончанием периода, в течение которого такое использование могло быть завершено. В Законе предусмотрены основания для досрочного расторжения договора. Два из них связаны с нарушением обязанностей «пользователем». Это - использование им вещи не в соответствии с догово­ром либо передача вещи в пользование другому лицу. Еще три основания не зависят от пользователя. Это - ухудшение состояния вещи, появление у «хозяина» острой нужды в вещи вследствие непредвиденных обстоятельств, а также смерть пользователя. Особую норму в ШОЗ составляет правило, относящееся к договорам «неопределенным» -тем, в которых не оговоре-

ны ни время, на которое вещь передана, ни цель пользования. Расторгнуть такой договор «хозяин вещи» может в любое время.

Итальянский ГК содержит главу, посвященную «ссуде». Соответствую­щий договор признается реальным. Предметом его могут быть, как специаль­но предусмотрено в Кодексе, и движимые, и недвижимые вещи. Предусмот­рено обязательство соответствующей стороны возвратить вещь в определен­ное договором время либо с завершением пользования вещью (с учетом цели, для которой она была передана). В обязанности получателя вещи входит ее содержание и сбережение. Передача вещи третьему лицу допускается только с согласия контрагента. Нарушение перечисленных обязанностей тем, кто принял вещь, порождает у контрагента право требовать расторжения догово­ра и возмещения убытков в соответствии с общими правилами гражданского законодательства на этот счет. Ответственность за случайную гибель вещи у стороны, которая ею пользуется, возлагается на эту сторону.

По модели Французского ГК построены нормы, посвященные рас­сматриваемому договору, в Гражданском кодексе Луизианы. Соответст­вующая его глава («Заем» - «Loan») также различает два вида займа: «заем для пользования» (loan for use) и «простой заем» (simple loan). Первый до­говор представляет собой ссуду. Среди наиболее интересных норм этого Ко­декса можно указать, в частности, на ту, которая предусматривает право удержания, принадлежащее стороне, получившей вещь, на случай невыпол­нения обязанностей контрагентом. Имеется в виду невозмещение им стороне, получившей вещь в пользование, понесенных ею издержек, которые были необходимы для сохранения находящейся у нее в пользовании вещи.

В Своде законов гражданских Российской империи в одной главе ока­зались «заем» и «ссуда имущества». При этом, в отличие, например, от ФГК, они рассматривались как самостоятельные договоры.

Ссуде было посвящено лишь несколько статей, из-за чего в соответст­вующих случаях приходилось пользоваться главным образом общими нор­мами обязательственного права. Определение ссуды, по мнению, например, К.Н. Анненкова, «очень близкое по существу к праву римскому»', своди­лось к следующему: в силу договора ссуды «одно лицо уступает другому право пользоваться своим движимым имуществом под условием возвраще­ния его же самого и в том же состоянии, в каком оное было дано, без всяко­го за употребление возмездия». Гаким образом, соответствующий договор относился к числу реальных.

В примерный перечень имущества, могущего быть переданным по до­говору, Свод включил домашний и рабочий скот, орудия, которыми поль-

1Анненков К.Н. Система русского гражданского права. Т. IV: Отдельные обязатель­ства. СПб.. 1904. С. 363.

зуются при определенном промысле, платье, вещи, домашние приборы. При этом исключалась возможность передачи в безвозмездное пользование в виде общего правила имущества казны.