Смекни!
smekni.com

Договорное право 2 (стр. 65 из 156)

Учитывая специфику арендных правоотношений, а именно: включе­ние в их содержание некоторых вещно-правовых элементов (право следо­вания, вещно-правовые способы защиты), а также наделение арендатора статусом титульного владельца, - на наш взгляд, можно говорить о том, что предмет договора аренды включает в себя два рода объектов. Объек­том первого рода должны служить соответствующие действия обязанных лиц. Роль объекта второго рода играет имущество, которое в результате таких действий предоставляется во владение и пользование арендатора, а по окончании срока аренды возвращается арендодателю2'

Предмет договора является существенным условием договора аренды, в равной степени как и всякого иного гражданско-правового договора. В ГК установлено специальное правило: в договоре аренды под страхом призна­ния его незаключенным должны быть указаны данные, позволяющие опре­деленно установить имущество, подлежащее передаче арендатору в качест­ве объекта аренды (п. 3 ст. 607). Данное положение относится лишь к объ­екту аренды, и им не исчерпываются существенные условия договора арен­ды, как это нередко принято считать в юридической литературе. Просто отсутствие в тексте договора иных пунктов, регламентирующих действия сторон по предоставлению арендованного имущества арендатору, обеспе­чению его содержания, внесению арендной платы, возврату имущества

1 Мейер Д.И. Указ. соч. Ч. 1. С. 161.

Ранее в юридической литературе высказывалась точка зрения о многообъектном составе предмета обязательства по договору купли-продажи (см.: Иоффе О.С. Указ, соч. С. 211; Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право: Общие положе­ния. М, 1997. С. 224).

арендодателю, компенсируется диспозитивными нормами, определяющими порядок и сроки совершения указанных действий.

Таким образом, для признания договора аренды заключенным от сторон действительно требуется согласовать и предусмотреть непосредственно в тексте договора условие об имуществе, являющемся объектом аренды. Все остальные условия, относящиеся к предмету договора, могут быть определе­ны в соответствии с диспозитивными нормами, содержащимися в ГК.

Вторая группа существенных условий, указание на которые содержит­ся непосредственно в тексте ГК (п. 1 ст. 432), включает в себя условия, не­обходимые для договоров данного вида. Отметим, что ранее действовавшее законодательство выводило необходимость соответствующих условий из характера самого договорного правоотношения, независимо от того, что указано в законе, т.е. признавало необходимость данного условия для дан­ного вида договора в качестве самостоятельного источника определения существенных условий договора. Иными словами, наряду с существенными условиями договора, которые были признаны таковыми по закону, тради­ционно выделялись в качестве самостоятельных существенные условия до­говора, которые хотя и не признаны таковыми по закону, но необходимы для договоров данного вида. Исходя из буквального прочтения нормы, со­держащейся в п. 1 ст. 432 ГК, теперь к существенным относятся только те условия, которые названы в законе или ином правовом акте либо как суще­ственные, либо как необходимые для договоров данного вида.

Однако отмеченное изменение в подходе законодателя к существен­ным условиям договора по признаку их необходимости для договоров дан­ного вида не влечет серьезных изменений в практике применения соответ­ствующих законоположений. В самом деле, если речь идет о «поименован­ных» договорах, т.е. предусмотренных ГК и другими законами, то за рам­ками норм, регулирующих соответствующий вид договорных обязательств (при надлежащем их толковании), вряд ли целесообразно искать некие иные условия, которые являются необходимыми для данного вида догово-. ра. Более того, допущение возможности их поиска привело бы к опасности судебного произвола и в целом к нестабильности договорных отношений. Что же касается «непоименованных» договоров, т.е. не предусмотренных законом, то круг необходимых для них существенных условий может опре­деляться на основе норм, регулирующих сходные договорные обязательст­ва и применяемых в этом случае по аналогии закона.

Как уже отмечалось, в круг условий договора, названных в законе или иных правовых актах как необходимые для договоров данного вида, в пер­вую очередь должны быть включены те условия, которые представляют собой видообразующие признаки для данного вида договора (для аренды, в

частности, это условия о сроке аренды и об арендной плате). Указанные условия обычно содержатся в самом определении понятия соответствую­щего вида договора.

К третьей группе существенных условий относятся условия договора, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные для договоров данного вида. Например, в соответствии с п. 4 ст. 15 Федераль-ного закона от 29 октября 1998 г. «О лизинге»1договорлизинга Должен содержать следующие существенные положения: точное описание предме­та лизинга; объем передаваемых прав собственности; наименование места и указание порядка передачи предмета лизинга; указание срока действия до­говора лизинга; порядок балансового учета предмета лизинга; порядок со­держания и ремонта предмета лизинга; перечень дополнительных услуг, предоставленных лизингодателем на основании договора комплексного лизинга; указание общей суммы договора лизинга и размера вознагражде­ния лизингодателя; порядок расчетов (график платежей); определение обя­занности лизингодателя или лизингополучателя застраховать предмет ли­зинга от связанных с договором лизинга рисков, если иное не предусмотре­но договором.

И наконец, четвертую группу существенных условий договора состав­ляют все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

К существенным условиям арбитражно-судебная практика относит да­леко не все условия договора, которые при его заключении содержались в оферте или акцепте. Для этого требуется, чтобы в отношении соответст­вующего условия одна из сторон прямо заявила о необходимости достиже­ния соглашения под угрозой отказа от заключения договора. На практике нередко случается так, что стороны при заключении договора не урегулировали разногласия, например о размере договорной неустойки за неисполнение обязательств, однако затем выполняли условия договора. И только при возникновении спора в связи с применением ответственности одна из сторон заявляет о том, что договор следует считать незаключен­ным, так как в свое время не было достигнуто соглашение по условию до­говора о размере неустойки. В этом случае договор признается заключен­ным (но без условия о размере неустойки), имея в виду, что ни одной из сторон при заключении договора не было сделано заявление о необходимо­сти достижения соглашения по спорному условию договора.

Несколько иной подход отмечается в практике заключения междуна­родных коммерческих договоров. Принципы международных коммерче­ских договоров УНИДРУА (Международный институт унификации частно-

1СЗ РФ. 1998. № 44. Ст. 5394.

го права) предусматривают, что ответ на оферту, который имеет целью служить акцептом, но содержит дополнительные или отличающиеся усло­вия, не меняющие условий оферты, является акцептом, если только оферент без неоправданной задержки не возразит против этих рассуждений. Если он этого не сделает, то условиями договора будут являться условия оферты с изменениями, содержащимися в акцепте (ст. 2. 11). Таким образом, среди дополнительных либо отличающихся от оферты условий, содержащихся в акцепте, выделяются те, которые при этом не меняют существенно условий оферты. И в этом случае договор признается заключенным с этими измене­ниями, если только оферент не возразит против них без неоправданной за­держки. В реальной коммерческой практике ответ на вопрос, меняют ли существенно условия оферты отличающиеся от них условия, предложенные в акцепте, зависит от конкретных обстоятельств, в частности от того, на­сколько обычно предложенные в акцепте отличающиеся условия исполь­зуются в соответствующей области предпринимательской деятельности и поэтому не являются ли они неожиданными для оферента. Во всяком слу­чае по общему правилу дополнительные и отличающиеся условия, относя­щиеся к цене или способу платежа, месту и сроку исполнения неденежного обязательства, объему ответственности и порядку урегулирования споров между сторонами считаются существенным изменением оферты'.

Отмеченные позиции относительно существенности условий договора, предлагаемых одной из сторон, могут быть дополнены и рассуждениями более формального толка, относящимися скорее к порядку заключения до­говора (по российскому законодательству), нежели к его существенным условиям. Возьмем ситуацию, когда в оферте или в акцепте содержатся дополнительные условия, которые не названы в законе или ином правовом акте как существенные или необходимые для данного вида договора. От­сутствие указанных условий в тексте договора в обоих случаях будет озна­чать, что одной из сторон был дан акцепт на иных условиях. В самом деле, если такое дополнительное условие содержалось в оферте, то для того, что­бы отсутствовать в договоре, оно должно быть отвергнуто акцептантом. Если соответствующее условие содержится в акцепте (например, в прото­коле разногласий), то такой акцепт на иных условиях признается новой офертой (ст. 443 ГК) и, следовательно, принимается или отвергается при ее акцепте первоначальным оферентом.

Следовательно, если сторона, направившая оферту с дополнительным условием, получив акцепт на иных условиях (без такого дополнительного условия), приступает к исполнению договора, это будет означать, что в до-