Необходимо подчеркнуть, что данное обстоятельство характерно в том числе и для договора аренды (фрахтования на время) транспортного сред-
ства без экипажа, поскольку и в этом случае от арендатора требуются квалифицированное управление и надлежащая техническая эксплуатация, которые могут быть обеспечены только с помощью профессионального экипажа. В этом смысле трудно согласиться с утверждением о том, что управление и эксплуатационно-техническое обслуживание транспортного средства, взятого в аренду без экипажа, может осуществляться «непосредственно самим арендатором (например, при аренде автомобиля)»1' ДУмается> что в этом случае отношения сторон должны регулироваться не нормами об аренде транспортного средства, а общими правилами о договоре аренды (§ 1 гл. 34) либо нормами о договоре проката (§ 2 гл. 34 ГК), если в роли арендодателя выступает специализированная прокатная организация.
Итак, договором аренды (фрахтования на время) транспортного средства охватываются лишь такие правоотношения, связанные с арендой транспортного средства, которые предполагают использование транспортного средства путем квалифицированного управления им и его надлежащей технической эксплуатации с помощью профессионально подготовленного экипажа.
Во-вторых, специфический целевой характер носит пользование арендованным имуществом со стороны арендатора: транспортное средство может эксплуатироваться только с одной определенной целью, а именно для перевозки пассажиров, грузов, почты, багажа. Поэтому содержание правомочия арендатора по владению и пользованию арендованным транспортным средством включает в себя три различные возможности: 1) использование транспортного средства для перевозки собственных работников или грузов; 2) заключение (в качестве перевозчика) договоров с третьими лицами на перевозку пассажиров, грузов, багажа, почты; 3) передача транспортного средства в субаренду.
В-третьих, в отношениях с третьими лицами арендатор транспортного средства выступает соответственно либо в качестве перевозчика пассажиров, грузов, почты, багажа (договорные отношения), либо в качестве арендодателя транспортного средства (субаренда), либо в качестве владельца транспортного средства (деликтные обязательства). Конечно же, в процессе эксплуатации транспортного средства арендатор может быть субъектом и иных правоотношений с третьими лицами, например, выступать в роли заказчика по договору подряда при капитальном ремонте транспортного средства, в роли страхователя по договору имущественного страхования и т.п.; однако указанные правоотношения не относятся к существу обязательств, вытекающих из договора аренды (фрахтования на время) транспортного средства.
1 Гражданское право России. Часть вторая: Обязательственное право: Курс лекций. С. 217.
В юридической литературе поставлен вопрос о соотношении договора аренды (фрахтования на время) транспортного средства и договора перевозки. По этому поводу О.М. Козырь пишет: «Первая из разновидностей аренды транспортных средств (с экипажем. -В.В.) в известной мере смыкается с договором перевозки, что вызвало при разработке ГК предложения о переносе ее в другую главу. Однако в данном случае между собственником транспортного средства и лицом, нанимающим это средство, возникают именно отношения аренды, а уже в процессе эксплуатации транспортного средства арендатором у него складываются отношения с другими лицами по перевозке, которые и урегулированы соответствующими статьями главы 40»'. Такой подход не вызывает возражений. Вместе с тем у этой проблемы имеется и иной аспект, а именно: соотношение договора аренды (фрахтования на время) транспортного средства и договора фрахтования.
В соответствии со ст. 787 ГК по договору фрахтования (чартер) одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки грузов, пассажиров и багажа.
Явное сходство договора аренды (фрахтования на время) транспортного средства и договора фрахтования (чартера) просматривается не только в использовании законодателем аналогичных терминов. В обоих случаях предусматривается, что указанные договоры могут регулироваться помимо ГК также транспортными уставами и кодексами. Правда, объем такого регулирования различен: если в отношении договора аренды (фрахтования на время) транспортного средства транспортные уставы и кодексы могут устанавливать иные особенности аренды отдельных видов транспортных средств (ст. 641, 649 ГК), то применительно к договору фрахтования (чартер) объем регулирования транспортными уставами и кодексами ограничен установлением порядка его заключения, а также требований, предъявляемых к форме указанного договора (ст. 787 ГК).
Проблема разграничения договора аренды (фрахтования на время) транспортного средства и договора фрахтования (чартера) усложняется тем, что отдельные транспортные уставы и кодексы смешивают данные виды обязательств и выходят за пределы их правового регулирования, обозначенные в ГК. Скажем, в Кодексе торгового мореплавания Российской Фе-леоапии ("КТМУ обеспечивается четкое дифференцированное регулирование чартера как вида договора морской перевозки с условием предостав-
1 Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая: Текст, комментарии, ный указатель. С. 338.
ления для перевозки груза всего судна, его части или определенных судовых помещений (п. 2 ст. 115) и договора фрахтования судна на время (тайм-чартера) с экипажем или без экипажа (ст. 198, 211). В то же время Воздушный кодекс Российской Федерации (ВК)1 предусматривает некий договорный суррогат, смешивающий оба вида названных обязательств. В этом можно убедиться, ознакомившись со ст. 104 ВК, которая носит название «Договор фрахтования воздушного судна (воздушный чартер)». Согласно данной статье по договору фрахтования воздушного судна (воздушному чартеру) одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату для выполнения одного или нескольких рейсов одно или несколько воздушных судов либо часть воздушного судна для воздушной перевозки пассажиров, багажа, грузов или почты. Более того, данная статья содержит норму о том, что осуществление чартерных воздушных перевозок регулируется ВК (как будто нет ст. 787 ГК).
Можно выделить следующие различия между договором аренды (фрахтования на время) транспортного средства и договором фрахтования (чартера).
1. Указанные договоры в системе гражданско-правовых договоров
имеют разную родовую принадлежность и представляют собой отдельные
виды различных типов гражданско-правовых договоров: соответственно
договора аренды и договора перевозки, - которые, в свою очередь, разли
чаются по предмету договора. Предметом договора аренды, а стало быть и
договора аренды (фрахтования на время) транспортного средства, является
предоставление определенного имущества (транспортного средства) во
временное владение и пользование арендатора. Предметом договора пере
возки, и, следовательно, договора фрахтования (чартера), является доставка
пассажиров, грузов, почты и багажа в пункт назначения.
2. В отличие от договора аренды (фрахтования на время) транспортно
го средства по договору фрахтования (чартера) само транспортное средство
не передается фрахтователю, ему предоставляется вместимость (либо ее
часть) транспортного средства. Это означает только то, что за фрахтователем
резервируется место для пассажиров, грузов, багажа при сохранении в неиз
менном виде существа обязательства по их перевозке в пункт назначения.
3. Договор фрахтования не предусматривает передачу вместимости
транспортного средства в пользование фрахтователя, напротив, соответст
вующее место на борту судна предоставляется последнему на один или не
сколько рейсов только для перевозки грузов, пассажиров или багажа.
4. По договору фрахтования (чартера) в отличие от договора аренды
(фрахтования на время) транспортного средства фрахтовщик не оказывает
'СЗРФ. 1997. №12. Ст. 1383.
фрахтователю никаких услуг по управлению транспортным средством и его технической эксплуатации. Управление транспортным средством равно как и его техническая эксплуатация составляют элементы существа обязательства перевозчика по доставке пассажиров, грузов, багажа в пункт назначения.
Таким образом, предоставление фрахтователю вместимости (ее части) транспортного средства для перевозки грузов, пассажиров, багажа является квалифицирующим признаком договора фрахтования (чартера), позволяющим выделить его в отдельный вид договора перевозки при сохранении его родовой принадлежности к этому типу гражданско-правовых договоров.
2. ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ