Смекни!
smekni.com

Договорное право 2 (стр. 89 из 156)

«Балансодержатель, - пишет В.Н. Литовкин, - юридическое лицо, на­деленное вещным правом (правом оперативного управления), подписы­вающее договор на стороне арендодателя, не являясь им, отвечая перед арендодателем лишь за техническое обслуживание, содержание, эксгагуата-

1 Гражданское право России. Часть вторая: Обязательственное право: Курс лекций.

С. 232.

г Вестник мэрии Москвы. 1996. № 21. С. 54-62.

цию и ремонт объекта аренды. Балансодержатель - хозяйствующий субъ­ект арендодателя. Он не наделен правом заключать договор аренды, его заключает соответствующий комитет по управлению имуществом, являю­щийся в этом случае титулодержателем. Но подпись балансодержателя на стороне арендодателя требуется. В случае отказа балансодержателя от под­писи комитет по управлению имуществом заключает договор независимо от позиции балансодержателя, а балансодержатель обязан выполнять обя­занности на стороне арендодателя по договору»1'

Воспринимает фигуру балансодержателя как самостоятельного участ­ника правоотношений, связанных с арендой зданий, сооружений и нежилых помещений, и судебно-арбитражная практика. Примером может служить следующее дело, рассмотренное в порядке надзора Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

Государственный комитет Российской Федерации по управлению го­сударственным имуществом в свое время обратился в арбитражный суд с иском к товариществу с ограниченной ответственностью о досрочном рас­торжении договора аренды нежилых помещений.

Определением арбитражного суда иск был оставлен без рассмотрения на основании п. 5 ст. 87 АПК в связи с несоблюдением истцом порядка до­судебного урегулирования спора, установленного ст. 619 ГК: арендодатель (истец) не направлял арендатору письменного предупреждения о необхо­димости исполнения им обязательства в разумный срок, нарушение которо­го и послужило впоследствии основанием для предъявления иска о растор­жении договора. При рассмотрении дела в апелляционной инстанции дан­ное определение было оставлено без изменения.

Из материалов дела усматривалось, что спорный договор аренды был заключен между, с одной стороны, Госкомимуществом РФ (арендодателем) и первой эксплуатационной комендатурой Министерства обороны России (балансодержателем), в оперативном управлении которой находились соот­ветствующие нежилые помещения, и, с другой стороны, товариществом с ограниченной ответственностью (арендатором) на срок девять лет.

Рассматривая данное дело в связи с тем, что на состоявшиеся по нему судебные акты был принесен протест, Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ согласился с необходимостью применения к спорным правоотно­шениям положения ст. 619 ГК, согласно которому арендодатель вправе требовать досрочного расторжения договора только после направления арендатору письменного предупреждения о необходимости исполнения им обязательства в разумный срок.

Гражданское право России. Часть вторая: Обязательственное право: Курс лекций. С. 232.

Вместе с тем, несмотря на то что арендодатель (истец) действительно не направлял арендатору такого письменного предупреждения, досудебный по­рядок урегулирования спора был признан соблюденным, что послужило ос­нованием к отмене определения арбитражного суда об оставлении иска без рассмотрения и направления дела на новое рассмотрение. При этом в по­становлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ было указано: «Одним из основных участников договора аренды является первая эксплуа­тационная комендатура Минобороны России, которая фактически занима­ется реализацией договора и которой должна вноситься арендная плата. Названная комендатура после неоднократных имеющихся в деле предупре­ждений о необходимости исполнения ответчиком обязательств по договору аренды ходатайствовала о его расторжении ввиду существенных наруше­ний, допущенных арендатором, что соответствует требованиям ст. 619 на­званного Кодекса и необоснованно не принято арбитражным судом.

Исходя из этого следует признать, что арендатор был предупрежден о необходимости исполнения обязательства в установленный срок. При таких обстоятельствах состоявшиеся по делу судебные акты подлежат отмене»1'

Проблема, связанная с фигурой балансодержателя в арендных отно­шениях, имеет свою историю. Ее первопричиной послужило в свое время издание Указа Президента Российской Федерации от 14 октября 1992г.

№ 1230 «О регулировании арендных отношений и приватизации имущества

2 Дан-государственных и муниципальных предприятии, сданного в аренду» ^

ным Указом (п. 3) было предусмотрено, что сдача недвижимого имущества государственных и муниципальных предприятий, принадлежащего послед­ним на праве полного хозяйственного ведения (в настоящее время - хозяй­ственное ведение), в аренду на срок свыше одного года осуществляется исключительно соответствующими комитетами по управлению государст­венным и муниципальным имуществом. Однако уже в момент появления Указа он в этой части противоречил действовавшему в то время Закону РСФСР «О собственности в РСФСР»3' КОТОРЫЙ предусматривал, что к пра-ву полного хозяйственного ведения применяются правила о праве собст­венности, если законодательными актами не предусмотрено иное, и ни при каких условиях не допускал со стороны собственника распоряжения иму­ществом, принадлежащим предприятию на праве полного хозяйственного ведения (п. 3 ст. 5 Закона).

1 Вестник ВАС РФ. 1997. № 10. С. 32.

г Ведомости Съезда депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Россий­
ской Федерации. 1992. № 43. Ст. 2429. ™,А™ „ „ т^*™
з Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР.

1990. №30. Ст. 416.

Таким образом, сложилась парадоксальная ситуация, когда ни само государственное или муниципальное предприятие (в силу запрета, преду­смотренного Указом № 1230), ни орган, управомоченный собственником (в силу запрета, предусмотренного Законом РСФСР «О собственности в РСФСР»), не могли распорядиться недвижимым имуществом предприятий путем сдачи его в аренду на срок более одного года.

Практика нашла выход из этой тупиковой ситуации: такие договоры аренды стали заключаться с участием на стороне арендодателя как соответ­ствующего комитета по управлению государственным или муниципальным имуществом, так и самого предприятия (балансодержателя).

Новый ГК четко определил соотношение правомочий субъекта права хозяйственного ведения и собственника его имущества. Начиная с момента введения в действие части первой ГК (1 января 1995 г.) соответствующие положения Указа Президента РФ от 14 октября 1992 г. № 1230, наделявшие комитеты по управлению имуществом полномочиями по сдаче в аренду недвижимого имущества, принадлежащего государственному предприятию на праве хозяйственного ведения, утратили силу, поскольку право распоря­жения этим имуществом (в том числе путем сдачи его в аренду с согласия собственника) принадлежит исключительно предприятию как субъекту хо­зяйственного ведения (ст. 294, 295 ГК).

Что касается учреждений, то закрепленные за ними здания, сооруже­ния, нежилые помещения принадлежат им на праве оперативного управле­ния. За исключением отдельных случаев, предусмотренных законом, они не вправе распоряжаться имуществом, закрепленным за ними собственником либо приобретенным на средства, выделенные им по смете. Но и собствен­ник не наделен правами по распоряжению этим имуществом (п. 1 ст. 298 ГК). Для того, чтобы распорядиться зданием, сооружением, нежилыми по­мещениями, закрепленными на праве оперативного управления за учрежде­нием, собственник должен сначала изъять это имущество у последних, что допускается только в отношении излишнего, неиспользуемого либо исполь­зуемого не по назначению имущества (п. 2 ст. 296 ГК).

Таким образом, нормы, содержащиеся в ГК, не оставляют никакого места фигуре балансодержателя в арендных отношениях.

ГЛАВА XVIII ДОГОВОР АРЕНДЫ ПРЕДПРИЯТИЙ

1. ПОНЯТИЕ И СФЕРА ПРИМЕНЕНИЯ

По договору аренды предприятия арендодатель обязуется предоста вить арендатору за плату во временное владение и пользование предпри ятие в целом как имущественный комплекс, используемый для осуществле ния предпринимательской деятельности (п. 1 ст. 656 ГК).

В составе предприятия по договору аренды арендатору передаются земельные участки, здания, сооружения, оборудование и другие входящие в состав предприятия основные средства. Кроме того, в порядке, предусмот­ренном договором, подлежат передаче также запасы сырья, топлива, мате­риалов и иные оборотные средства, права пользования землей, водой и дру­гими природными ресурсами, зданиями, сооружениями и оборудованием, иные имущественные права арендодателя, связанные с предприятием, права на обозначения, индивидуализирующие деятельность предприятия, и дру­гие исключительные права. Помимо изложенного арендодатель должен уступить арендатору права требования и перевести на него долги, относя­щиеся к предприятию.

Исключение составляют права арендодателя, хотя и относящиеся к предприятию, однако полученные им на основании разрешения (лицензии) на занятие соответствующей деятельностью. По общему правилу такие права не могут быть переданы арендатору без специального на то указания или иного правового акта. Вместе с тем, если все же в составе сдаваемого в аренду предприятия арендатору будут переданы и обязательства, которые не могут быть им исполнены в связи с отсутствием у него разрешения (ли­цензии), арендодатель не освобождается от соответствующих обязательств перед кредиторами, а следовательно, и от ответственности за их неиспол­нение (п. 2 ст. 656 ГК).