В настоящее время о состоянии преступности судят по статистическим показателям.
Одной из типичных, сохраняющихся характеристик преступности несовершеннолетних является её повышенная латентность. Экспертами уровень преступности в этой возрастной группе в целом оценивается как в 3-4 раза более высокий, чем отражаемый статистикой. Видимо, это обстоятельство нельзя связывать лишь с дефектами регистрации правонарушающего поведения подростков. Преступления несовершеннолетних чаще остаются за пределами статистики и правового реагирования по целому ряду причин: многие деяния преступного характера совершаются ими в среде сверстников, предпочитающих скрывать конфликты и проблемы от взрослых; нередко родители, педагоги не предают огласке известные им факты правонарушающего поведения подростков, надеясь на будущее исправление, либо не желая «выносить сор из избы» из соображений престижа, возможной негативной оценки собственной воспитательной деятельности, либо разуверившись в эффективности применяемых мер. К тому же растущая распространённость тяжких, организованных, жестоких преступлений в обществе в целом снижает внимание правоохранительных органов и общественности к сравнительно менее общественно опасным деяниям[3].
«Снисходительное» отношение к преступлениям несовершеннолетних таит в себе между тем значительную опасность. Речь не об обязательном применении суровых мер наказания за деяния сравнительно невысокой степени общественной опасности (законодательством установлены и другие меры воздействия, применимые к несовершеннолетним правонарушителям), а о необходимости реагирования на факты нарушения уголовного закона. Отказ от нравственной и правовой оценки преступления способствует углублению деморализации личности, совершению несовершеннолетними новых, нередко более тяжких деяний. Существенно, что безответственность нарушений формирует отношение к преступному поведению как к допустимому, что ведёт к дальнейшей эскалации правонарушающего поведения среди молодёжи.
Один из тревожных симптомов недуга нашей цивилизации – постоянное омолаживание носителей готовности совершать преступления. Для подростков 14-15 лет среди совершивших преступления увеличивается, составляя в настоящее время более 30% по сравнению с 8-10% в середине 80-х гг. В качестве нового явления, связанного с «омоложением» преступности несовершеннолетних, выступает высокая распространенность совершения деяний, содержащих признаки составов преступлений, не достигшими возраста уголовной ответственности лицами. Цифра общественно опасных деяний, совершённых детьми до достижения возраста уголовной ответственности, в 5 раз превышает число зарегистрированных преступлений несовершеннолетних.
Преступность несовершеннолетних растёт в 3,5 раза быстрее, чем численность самих несовершеннолетних. Если эта тенденция сохранится, в обозримом будущем преступниками могут стать все несовершеннолетние.
К неблагоприятным тенденциям развития преступности несовершеннолетних относятся:
· Неуклонное увеличение темпов роста преступности несовершеннолетних, опережение темпов роста общей преступности и прироста населения;
· Увеличение в структуре преступности доли преступлений повышенной общественной опасности;
· Рост удельного веса преступности несовершеннолетних в структуре общей преступности;
· Рост технической оснащённости несовершеннолетних преступников (холодное и огнестрельное оружие, яды, транспортные средства и т.п.);
· Увеличение преступлений, связанных с наркотизмом;
· Организация преступности несовершеннолетних (по образцу взрослых (1) и с помощью взрослых(2));
· Втягивание несовершеннолетних в экстремистскую деятельность и межнациональные конфликты.
Несовершеннолетних преступников и детей, совершающих общественно опасные деяния, можно разделить на следующие возрастные группы:
· Малолетняя группа (до 14 лет);
· Подростковая группа (14-15лет);
· Молодёжная группа (16-17 лет).
По данным официальной статистики, наибольшее число зарегистрированных преступлений совершается 16-летними – около 40%.
Наиболее высокий уровень преступности несовершеннолетних приходится на молодёжную группу. Преступления этой группы намного опаснее, чем преступления первой или второй группы. К 16-17 годам подросток успевает приобрести опыт совершения уголовно наказуемых деяний, стойкую антиобщественную ориентацию, прочные связи с преступной средой, может быть, побывать в местах лишения свободы и т.д. В данном случае важен не только круг общения, но и возраст, поскольку один-два года в подростковый период весомее, чем в зрелости.
Примерно 90-95% преступлений подростков – это преступления юношей, и только 5-10% - преступления девушек. Причём доля последних среди преступниц значительно меньше, чем для девушек того же возраста среди всего женского населения.
Рассматривая явления преступности несовершеннолетних как относительно массовое, следует отметить опасность дальнейшей и более глубокой криминализации молодёжной среды в целом. Согласно данным исследований, в настоящее время около трети молодых людей в принципе допускают для себя возможность участия в криминальных группировках.
1.2. Криминологическая характеристика личности несовершеннолетних правонарушителей и преступников, их классификация и типология.
Обращение к характеристике личности совершивших преступления несовершеннолетних предполагает определение качеств и свойств, отличающих допустивших нарушение уголовно-правовых норм от сверстников законопослушного поведения. В связи с этим принципиальное значение имеет вопрос о роли общевозрастных особенностей в правонарушающем поведении несовершеннолетних. Как известно старшему подростковому и юношескому возрасту присущи неполнота сформированности собственных нравственных установок, недостаток жизненного опыта, повышенная эмоциональность, внушаемость. Зависимость поведения от оценок ближайшего окружения. Рассмотрение возрастных особенностей как собственно криминогенных, способных породить преступное поведение, безосновательно. И не только потому, что соответствующие качества характерны для возрастной группы в целом, а преступления совершает лишь относительно небольшая её часть. Отмеченные характеристики могут выражаться как в правомерных, так и противоправных поступках. Определяющую роль здесь играет формирующаяся система ценностей личности, собственная социальная практика, образцы поведения, усвоенные в семье и ближайшем окружении. Свойственные же возрасту особенности лишь усиливают значение средовых влияний, поскольку внутренняя сфера личности ещё не сформирована окончательно. Присущие «трудному» возрасту группы. Негативные личностные проявления в подростковом и юношеском возрасте требуют воспитательного и перевоспитывающего действия. При этом они ещё не столь устойчивы, не переросли в личностные установки и легче, чем в более зрелом возрасте, могут быть изменены при соответствующем воспитательном и социализирующем воздействии.
Социально-демографические особенности. Среди совершивших преступления несовершеннолетних устойчиво преобладают лица старшей возрастной группы. Несмотря на отмеченное омоложение преступности несовершеннолетних, доля 16-17-летних составляет около 2/3 от числа совершивших преступления подростков. Однако этот показатель не должен рассматриваться как ориентирующий на сосредоточение предупредительной деятельности именно на старших несовершеннолетних. Недостатки в нравственном, правовом воспитании, профилактике правонарушений детей и младших подростков детерминируют. Наряду с другими факторами, повышенную распространенность нарушений уголовно-правовых норм юношеской группе несовершеннолетних.
Доля лиц женского пола среди совершивших преступления несовершеннолетних сравнительно невысока. Она составляет около 10-15%. Не случайно, поэтому на практике преступность несовершеннолетних традиционно рассматривается как проблема юношеской преступности. Однако выборочные исследования обнаруживают в последние годы увеличение доли девушек, совершивших преступления; в ряде регионов и по отдельным видам преступлений она достигает показателей, близких к доле женской преступности. Причём несовершеннолетние женского пола ныне совершают не только такие «традиционные» для них преступления, как кражи, мошенничество, но и всё чаще становятся участниками хулиганства, тяжких преступлений против личности, грабежей и разбоев, в том числе и в группах, состоящих исключительно из лиц женского пола.
Личностные характеристики правонарушительниц имеют существенную специфику. По сравнению с совершившими преступления юношами, они, как правило более скрытны, замкнуты, серьёзно травмированы предшествующими жизненными обстоятельствами, при этом чаще изобретательно лживы, эгоистичны.
Длительное время в качестве специфичной характеристики отмечалось весьма существенное различие в преступной активности среди групп несовершеннолетних, выделенных по ряду занятий. В целом оно сохраняется и в настоящее время: распространенность преступлений среди студентов, школьников, учащихся ПТУ, работающих несовершеннолетних, неработающих и не учащихся остаётся разной, однако отмечается тенденция снижения активности в совершении преступлений всех групп подростков, занятых общественно – полезной деятельностью. Наивысшей преступной активностью характеризуется группа неработающих и не учащихся, темпы роста преступности в этой группе максимально высоки, а её «вклад» в преступность несовершеннолетних уже превысил соответствующий показатель не занятых общественно полезной деятельностью в преступности в целом. При этом высокую преступную активность обнаруживают не только лица, не желающие участвовать в одобряемой обществом деятельности: ежегодно преступления совершают 4000 несовершеннолетних, официально признанных безработными. В целом среди несовершеннолетних, нарушивших уголовный закон, доля социально незанятых доходит до 60 %.