Ещё один криминогенный семейный фактор – отрицательный пример старших, особенно тех, с которыми у несовершеннолетнего прочный эмоциональный контакт. При его наличии он легко и с охотой воспринимает и усваивает то, что ему демонстрирует старший. В случае отсутствия эмоциональной связи подросток не воспринимает от взрослых ни хорошего, ни плохого и начинает искать признания, поддержки и помощи в неформальных малых группах среди сверстников на улице.
Подростки, отвергнутые семьёй, не имеющие семьи, плохо успевающие в школе и совершающие мелкие проступки, неизбежно объединяются в малые группы. Малые группы – это некий коллективный отец, понимающий, любящий, готовящий оказать поддержку и помощь. Эти малые группы противостоят семье и школе. Чем меньше ребёнку уделяют внимания в семье, тем хуже у него успехи в школе и сильнее привязанность к неформальной группе сверстников, а также общее отчуждение от позитивной среды.
Неформальная группа сверстников становится основной областью его жизнедеятельности.
Недостатки школьного воспитания и обучения также являются криминогенным фактором. Семью и школу неоднократно упрекали в том, что они не обеспечивают надлежащего нравственного формирования личности подростка. Группы сверстников, формирующиеся из числа школьников, состоят, как правило, из тех, кто плохо учится и часто нарушает дисциплину. К ним примыкает и молодёжь, которая и не учится и не работает. Подобные группы постепенно переходят от мелких правонарушений к более серьёзным. Недостатки школьного образования криминологи относят к числу факторов, порождающих не только преступность несовершеннолетних, но и влияющих на преступность в целом.
Исходя из этого, можно выделить факторы преступности несовершеннолетних:
1. Неудовлетворительные условия воспитания детей в семье. Ежегодно около 50 тыс. граждан представляются к лишению родительских прав, выявляется около 150 тыс. детей и подростков, оставшихся без попечения родителей, органами внутренних дел берётся на учёт более 100 тыс. родителей, отрицательно влияющих на поведение детей. Из всех детских травм 70% - семейственного характера. Ежегодно из-за жестокого обращения кончают жизнь самоубийством порядка 2 тыс. детей и подростков, около 30 тыс. детей уходят из семьи.
2. Недостаточная помощь родителям в воспитании детей со стороны школьных педагогов, специалистов МВД и общественности.
3. Низкий уровень воспитательной работы в школах, неподготовленность педагогических кадров к проведению эффективной воспитательной работы с трудными детьми, неадекватное стимулирование этой деятельности.
4. Распад семей, приводящий к тому, что ежегодно остаётся без одного из родителей 500 тыс. детей. Этот процесс усугубляется ростом ранней смертности родителей, влекущим рост сиротства. Криминогенность данных процессов обусловлена тем, что вероятность стать преступником в неполной семье возрастает почти в 3 раза.
5. Безработица, обнищание семей, неспособность родителей обеспечить детей полноценным питанием и одеждой. Бедная семья практически утрачивает способность защищать детей от негативных влияний окружающей среды.
6. Приобретение массового характера уклонения детей от получения образования в начальной и средней школе, ранее начало трудовой деятельности, которая в большинстве случаев носит теневой характер, криминальные черты. Ежегодно бросают учёбу около 60 тыс. детей.
7. В семьях, где подростки работают, содержат родителей, последние, часто утверждают свой авторитет и оказываются неспособными выполнять какие-либо позитивные педагогические функции.
8. Начавшие раннюю трудовую жизнь дети, обычно оказываются отрезанными от духовной жизни, физической культуры, здорового досуга. Через достаточно короткий срок они практически утрачивают способность к духовному развитию.
9. Идеологический вакуум после развала советского режима, ликвидации пионерских и комсомольских организаций в значительной мере заполнился криминальной идеологией, культом насилия, индивидуализма, корысти и цинизма.
10. социальное расслоение. Значительный разрыв в материальном обеспечении детей из различных социальных групп.
11. пороки социальной политики государства, деградация системы здравоохранения влекут рост физических и психических заболеваний среди детей, различные психические аномалии, которые можно было бы скорректировать в раннем возрасте, из-за недостатка медицинского обслуживания приобретают устойчивый характер. В последствии они оказывают влияние на мотивацию преступного поведения.
12. Отсутствие достаточно развитой сети государственных организаций, обеспечивающих культурный досуг подростков, коммерциализация в этой области сделали нормой жизни многих подростков бессмысленное времяпрепровождение на улицах, в подъездах, на чердаках и в подвалах. Всё это оказывается благотворной почвой для развития наркомании, употребления спиртного, беспорядочной половой жизни, изнасилований.
Глава 2. Предупреждение преступности несовершеннолетних и молодёжи.
2.1. Классификация мер профилактики
В целях предотвращения преступных действий и правонарушений несовершеннолетними необходимо дальнейшее усиление проведения профилактической работы с данной категорией подростков и взаимодействия соответствующих заинтересованных ведомств по принадлежности.[12]
Меры профилактики преступности среди молодёжи должны быть ориентированы на достижение личностных изменений, коррекцию социальной среды (прежде всего – микросреды), включить в качестве обязательного элемента применение мер к лицам, способствующим правонарушающему поведению, подростков, либо не оказывающим надлежащего позитивного формирующего влияния при наличии соответствующей обязанности. Эти меры должны быть направлены как на предупреждение правонарушающего поведения непреступного характера и преступности в отношении лиц, не достигших совершеннолетия.
Общесоциальные меры. Социальные меры, реализующие антикриминогенный потенциал общества в целом, имеют основополагающее значение и для предупреждения правонарушающего поведения среди детей и подростков. К особо значимым относятся экономические, политические, культурно-воспитательные меры, которые прямо ориентированы на применение в отношении данной возрастной группы. Первостепенное значение среди них имеют меры, обеспечивающие защиту прав и законных интересов несовершеннолетних в целом. На федеральном уровне к ним можно отнести меры, предлагаемые в проекте целевой программы на 2001-2005 гг. «Молодежь России».
Социально-криминологческие меры непосредственно направленные на профилактику преступлений среди подростков. Они специально предназначены для воздействия на факторы, детерминирующие преступность, на применение в отношении лиц, совершивших преступления, либо способных совершить их в будущем в силу присущих им линостных особенностей. Такая деятельность регулируется ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24 июня 1999 г.
По моменту реализации специального предупреждения к мерам ранней профилактики относят направленные на предотвращение, заблаговременное предупреждение действия факторов, отрицательно влияющих на формирование личности и поведение подростков, устранение источников возможных негативных влияний. Это меры, например, по выявлению неблагополучных в воспитательном отношении семей, помощь в трудовом устройстве подростков и т.д.
Меры непосредственного предупреждения – это комплекс мероприятий по целенаправленному воспитательному и перевоспитательному воздействию на несовершеннолетних, поведение которых уже свидетельствует об опасности совершения преступления в будущем, пресечению действий лиц, отрицательно влияющих на подростков, по устранению факторов, которые привели к нарушению несовершеннолетними моральных и правовых норм. Это меры контроля за поведением подростков-нарушителей со стороны МВД; меры, применяемые к родителям, уклоняющимся от выполнения воспитательных обязанностей.
Меры, направленные на профилактику рецидива. Их цель – перевоспитывающее воздействие, контроль и социальная помощь молодым людям, уже совершившим преступления. Это контроль и помощь в бытовом, трудовом устройстве отбывающим наказание несовершеннолетним, отбывающим наказание.
Меры общегосударственного масштаба призваны учитывать особенности социального статуса несовершеннолетних в обществе, способствовать созданию оптимальных условий жизни и воспитания подрастающего поколения, надлежащей организации предупреждения преступности и правонарушений подростков в государстве в целом. Так, все Федеральные целевые программы по усилению борьбы с преступностью, принимавшиеся в последнее десятилетие, включали специальный раздел о предупреждении преступлений несовершеннолетних и молодёжи, либо определяли ряд направлений этой деятельности.
Меры реализуемые на уровне регионов, учитывают специфику характеристик преступности и правонарушающего поведения несовершеннолетних, социально-экономического положения лиц молодёжной возрастной группы, воспитательных условий, других криминологически значимых социальных факторов. В настоящее время они приобретают системный характер, реализуясь в рамках региональных программ борьбы с преступностью, либо в рамках целевых программ по отдельным аспектам профилактической деятельности в регионах.