Естественно-правовая концепция. Она приобрела завершенную форму в период буржуазных революций XVII-XVIII вв. Представителями этого направления были Гоббс, Локк, Монтескье, Радищев и др. Основной тезис этого учения состоит в том, что наряду с правовыми нормами, установленными государством, право состоит также из совокупности неотчуждаемых прав, принадлежащих человеку от рождения. В этой теории верно указывается на то, что законы могут противоречить праву и быть не правовыми, а поэтому они должны приводиться в соответствие с правом. На первое место в праве выдвигаются такие оценочные понятия, как свобода, равенство, справедливость и др. Развитие нравственной основы права происходит в ущерб ее формально-юридическим свойствам. «Как традиционное, так и «возрожденное» естественное право лишено надлежащей содержательной и понятийной определенности и общезначимости, ведь никогда не было, нет и в принципе не может быть какого-то одного единственного естественного права, а было и есть множество различных (отдельных, особенных) естественных прав, точнее говоря, их концепций и версий». Позитивным в данной теории является разделение права и закона, т.е. наряду с позитивным (положительным) правом существует подлинное неписанное право, под которым понимается совокупность неотъемлемых и естественных прав человека. Источником права объявляется не законодательство, а человеческая природа и присущие ей нравственные качества. Таким образом, в рамках данной теории отожествляются право и мораль. Но такое понимание права как абстрактных нравственных ценностей уменьшает его формально-юридические свойства, данное понимание связано не столько с правом, сколько с правосознанием. Теория естественного права в процессе исторического развития претерпела ряд изменений. В новейшее время теория возрожденного естественного права (концепция естественного права с меняющимся содержанием) пыталась примирить отдельные крайности данной теории. Так, нормы позитивного (положительного) права признавались правом, если они не противоречили естественно-правовым принципам. Теория возрожденного естественного права послужила основой для формирования неотомизма (основы права определялись в религиозной нравственности) и светской доктрины естественного права. Ренессансом естественного права стала «антитоталитарная переинтерпретация естественно-правовых идей и ценностей. Ведущая роль представителей естественного права в правовой критике тоталитаризма и тоталитарного законодательства, активная разработка с таких антитоталитаристских (во многом с либертарно-демократических) позиций проблем естественных и неотчуждаемых прав и свобод человека, ценности права, достоинства личности, правового государства». «Возрожденное» естественное право ориентировано на решение важнейших проблем юридической практики.
Итак, сделаем некоторые выводы:
Норма права, в конечном счете, является не только социальным, но государственным регулятором общественных отношений, так как именно государство гарантирует ее реализацию. Право « всегда есть, прежде всего, совокупность, а точнее, система норм. Это не случайный набор случайных норм, а строго выверенная, упорядоченная система вполне определенных правил поведения. Как и любая иная система, она складывается из однопорядковых, взаимосвязанных и взаимодействующих элементов ». Но право не просто система норм, а упорядоченная совокупность предписаний, санкционированных государством. От общественных организаций могут исходить иные социальные нормы, но не нормы права. В то же время государство, создавая право, лишь формулирует его (является источником права в формальном смысле), определяет его границы, а не основания, которые необходимо искать в обществе (в «общей воле»), общество является источником права в материальном смысле. Право должно соблюдаться всеми субъектами права, в том числе и государством, в противном случае оно становится не обязательным, т.е. не правом, а произволом. В то же время государство должно обеспечивать реализацию правовых норм с помощью средств и приемов правоприменительного механизма.
Сущность права раскрывается в его предписаниях, так как право носит предоставительно-обязывающий характер. При этом право выражает или общую, или классовую волю.
Сущность права не сводится только к классовым или общесоциальным началам, в различные периоды истории то классовые, то социальные начала выходят на первый план. Кроме того, существуют и другие подходы к определению сущности права: позитивизм (признание правом норм, исходящих от государства), нормативизм («чистая теория права»), неопозитивизм (признание права таким, какое оно есть, - нормы признания), социологическая юриспруденция («живое право»), психологическая теория (признание права официального и неофициального - норм переживаний императивно-атрибутивного характера), либертарная теория права (различения права и закона, обосновывающая понимание права как всеобщей формы и равной нормы (меры) свободы индивидов) и др. Таким образом, право рассматривается как система юридических норм, правовых отношений, идей, идеалов и ценностей.
В содержании права необходимо различать конкретно-историческое и логическое содержание права. Конкретно-историческое содержание права многообразно, соответствует истории, религии, культуре, национальной самобытности и др. Логическое содержание права предполагает, независимо от исторических и иных смыслов права, - возможность применения равного масштаба к неравным людям, т.е. обеспечение формально-юридического равенства неравных, фактических статусов лиц. Термин «право» в современной правовой науке используется в следующих значениях: социально-правовые притязания (естественные права), позитивное право (выраженное в системе нормативно-правовых актов), право в объективном смысле (право как система юридических норм - трудовое, гражданское, семейное и т.д.), право в субъективном смысле (официально признанные возможности лица). Если право, прежде всего, нормативно, то предметом нормирования является само содержание юридической нормы. Норма определяет границы поведения, устанавливает пределы возможного поведения, или меру свободы субъекта. Свобода и составляет основное содержание права, заключаемого в форму юридической нормы, предполагающее в современных условиях формальное юридическое равенство всех субъектов права. Юридические нормы конкретизируют общий принцип свободы субъектов права. Каждая правовая норма есть мера свободы человека. Проблема сущности права связана с его содержанием; принято различать историческое содержание права и логическое содержание права.
Под правом естественным представители классической школы естественного права понимали требования человеческого разума, коренящиеся в природе человека (требование не трогать чужого добра; возвращать то, что нам не принадлежит; возмещать причиненный вред; исполнять обещания, соблюдать договоры; воздавать заслуженное наказание). К естественному праву относятся право на жизнь, свободу, честь, достоинство, частную собственность. Естественному праву должно соответствовать волеустановленное государством положительное (позитивное) право.
1. Бабенко А.Н. Проблемы обоснования ценностных критериев в праве. Государство и право. 2007. №12.
2. Бошно С.В. Доктрина и другие нетрадиционные формы права. Журнал рос. права. 2008. №1.
3. Бошно С.В. Доктрина как форма и источник права. Журнал российского права. 2008. №12.
4. Бошно С.В. Развитие признаков нормативного акта в современной правотворческой практике. Журнал российского права. 2007. №1.
5. Бошно С.В. Соотношение понятий источник права и форма права. Юрист. 2007. №10.
6. Давид Рене, Жофре Спинози Камилла. Основные правовые системы современности. М. 2006.
7. Дихтяр А.И. Рогожин Н.А. Источники права и судебная практика. Юрист. 2007. №1.
8. Иванов В.В. К вопросу о теории нормативного договора. Журнал российского права. 2008. №7.
9. Калинин А.Ю. Комаров С.А. Форма (источник) права как категория в теории государства и права. Известие ВУЗов: Правоведение. 2008. №6.
10. Котелевская И.В. Закон и подзаконный акт. Журнал российского права. 2008. №2.
11. Марченко М.Н. Закон в системе источников романо-германского права. Вестник Московского университета. Серия 11, Право. 2007. №3.
12. Марченко М.Н. Источники права: понятие, содержание, система и соотношение с формой права. Вестник Московского университета. Серия 11, Право. 2008. №5.
13. Марченко М.Н. Обычай в системе источников романо-германского права. Вестник Московского университета. Серия 11, Право. 2007. №5.
14. Марченко М.Н. Теория государства и права. Проспект. Москва. 2008.
15. Матузов Н.И. Малько А.В. Теория государства и права. Курс лекций. Юрист. Москва. 2008.
Взаимодействие норм права и норм морали
Право и мораль тесно взаимодействуют при регулировании общественных отношений. Обладая общими чертами как социальные нормы, они имеют и определенные отличия.
НОРМЫ ПРАВА | НОРМЫ МОРАЛИ |
Нормы права формируется в процессе развития общественных отношений, приобретает официальную юридическую форму в результате нормотворческой деятельности государственных структур. | Нормы морали возникают в процессе общения людей и не требуют государственного закрепления. |
Правовые нормы в соответствующих случаях обеспечиваются государственными средствами. | Нормы морали – общественным мнением и принуждением. |
Нормы права имеют особую форму выражения (нормативно-правовой акт, прецедент, правовой обычай и т. д.). | Нормы морали не имеют специальных форм закрепления. |
[1] Матузов Н.И. Малько А.В. Теория государства и права. Курс лекций. Юрист. Москва. 2008. С. 43