- законодательного закрепления единства статуса судей;
- финансирования федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета.
Утверждение принципа единства необходимо для исключения отступлений в судоустройственном нормотворчестве от общих установлений Конституции РФ и федерального конституционного законодательства в сфере правового регулирования организации судебной власти в Российской Федерации.
Единство построения судебной системы заключается в общем подходе к правовому регулированию основ судебной власти, известной унификации источников этого регулирования, в закреплении федеральным конституционным законодательством главных условий образования и функционирования судебной системы.[13]
3. Самостоятельность правосудия означает, что отношения между всеми ветвями власти должны строиться только на основании и в рамках закона. Ни Президент, ни законодательная, ни исполнительная власти не вправе в обход утверждённой законом процедуры изменять статус судей в категориях заработной платы, должностного положения и т.д. В свою очередь, исполнительная власть ни в центре, ни на местах не может материально или иным образом поощрять судей. Все эти и другие вопросы статуса судей должны быть урегулированы федеральным конституционным законом.
4. Принцип независимости правосудия тесно связан с предыдущим принципом самостоятельности и означает не вмешательство кого-либо в принятие решений по любым делам, которые рассматриваются в судах. «Однако на деле суды, равно как прокуроры и следователи, часто оказываются под давлением преступников, их родственников или оставшихся на свободе сообщников, а также участвующих в гражданском процессе сторон… …В связи с этим независимость нередко оказывается фикцией.»[14] Тем не менее, без независимости не может быть и авторитетного правосудия; не может быть достигнута и его главная цель – беспристрастное и объективное исследование обстоятельств конкретного дела в целях выявления истины и определения меры ответственности в точном соответствии с фактами.
Реальные предпосылки судебной независимости коренятся, прежде всего, в финансово-экономической области. Судебная власть не должна зависеть от колебаний бюджетной политики – ассигнования на содержание аппарата судей должны быть стабильными; размеры окладов не могут быть уменьшены произвольно. «С этой целью в демократических государствах бюджетные ассигнования на нужды юстиции фиксируются в твердых пропорциях и размерах по отношению к отчислениям по бюджету на нужды других государственно-властных структур, но с таким расчетом, чтобы жалованье судей было на уровне самых престижных и высокопоставленных государственных чиновников.»[15]
5. Принцип равенства всех перед законом и судом закреплен в ст. 19 Конституции РФ. В соответствии с ним государство гарантирует равенство прав и свобод человека независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.
Это правило распространяется на деятельность всех правоохранительных органов. Применительно к правосудию это означает, что суд не отдает предпочтения участвующим в деле лицам в зависимости от их государственной, социальной, политической принадлежности[16].
Равенство означает также, что не могут применяться законы, дискриминирующие граждан по одному или нескольким указанным выше признакам. Для всех граждан в государстве существует единый порядок отправления правосудия, подачи жалоб, привлечения к уголовной ответственности, исключение составляют лица, наделенные уголовно-правовым иммунитетом[17]. Принцип равенства всех перед законом тесным образом связан с равенством перед судом, ибо вся деятельность суда направлена на точное и неуклонное соблюдение закона.
Конституционная норма о равенстве всех перед законом и судом свидетельствует о той роли, которую Конституция РФ придает судебной власти как наиболее эффективному средству защиты и восстановления прав и свобод в случае их нарушения. Реально принцип равенства обеспечивается, в частности, тем, что каждое дело рассматривается единым для всех судом, в одном и том же порядке, на основе одинаковых процессуальных правил с предоставлением равного объема гарантий для лиц, участвующих в деле. С принципом равенства всех перед законом и судом тесно связан и конституционный принцип равноправия сторон, предусмотренный ст. 123 Конституции РФ. В частности, стороны в судебном заседании имеют равные процессуальные права для отстаивания перед судом своих позиций. Суд не может создавать для одной из сторон какие-либо преимущества или ограничения. На процессуальном положении сторон не отражается, представляет ли она свои личные интересы, интересы государства или других лиц. Равные возможности сторон обеспечивает также одинаковый правовой статус других участников процесса, выступающих в одинаковых процессуальных ролях: свидетелей, переводчиков, экспертов. Для суда не имеет значения, с какой стороны привлечены эти участники процесса, и отношения с ними строятся абсолютно на равных условиях. Кроме того, сущность равенства граждан перед судом заключается в их беспрепятственном доступе к правосудию вне зависимости от социального и имущественного положения. Действие данного принципа распространяется на все виды судебных органов.
К сожалению, те меры, которые в последнее время принимаются государством в целях совершенствования отраслевого законодательства, не всегда способствуют этому. В частности, по общему правилу в соответствии с принципом диспозитивности инициатива в возбуждении гражданского дела должна принадлежать лицу, заинтересованному в защите своих прав, свобод и интересов. Однако действительность такова, что зачастую как раз социальное либо имущественное положение лица не позволяет ему реализовать свое конституционное право на судебную защиту нарушенных прав, свобод или интересов. К примеру, ст. 131 ГПК РФ, регламентирующая форму и содержание искового заявления, предусматривает, что в нем должны быть указаны: наименование суда, в который подается заявление; наименование истца, его место жительства или, если истцом является организация, ее место нахождения, а также наименование представителя и его адрес; наименование ответчика, его место жительства или, если ответчиком является организация, ее место нахождения; в чем заключается нарушение либо угроза нарушения прав, свобод или законных интересов истца и его требования; обстоятельства, на которых истец основывает свои требования, и доказательства, подтверждающие эти обстоятельства; цена иска, если он подлежит оценке, а также расчет взыскиваемых или оспариваемых денежных сумм; сведения о соблюдении досудебного порядка обращения к ответчику, если это установлено федеральным законом или предусмотрено договором сторон; перечень прилагаемых к заявлению документов и т.д. Соответствие искового заявления указанным требованиям относится к необходимым условиям реализации права на обращение за судебной защитой, а их невыполнение является основанием для оставления судом заявления без движения. Естественно, что подготовить такой процессуальный документ в состоянии только специалист, услуги которого подлежат оплате, нередко неадекватной материальному положению лица, чьи права нарушены. Кроме того, при подаче заявления в суд истец должен уплатить госпошлину. Здесь также равный доступ к правосудию может быть ограничен, если у человека нет средств для ее оплаты. Законом предусмотрены случаи освобождения от уплаты госпошлины. Однако данный вопрос решается судом, который вправе отказать в просьбе истца.
Исходя из этого, некоторые авторы предлагают введение дифференцированных размеров государственной пошлины с учетом материального положения истца, создание муниципальных юридических консультаций, финансируемых за счет местного бюджета и бесплатно оказывающих помощь малоимущим, и т.д. Однако предлагаемые меры представляются малоэффективными.[18]
6. Принцип права граждан на судебную защиту. Был провозглашен в 1948 г. «Всеобщей декларацией прав и свобод человека». Ст. 10 этого документа гласит: «Каждый человек для определения его прав и обязанностей и для установления обоснованности предъявленного ему уголовного обвинения имеет право, на основе полного равенства, на то, чтобы его дело было рассмотрено гласно и с соблюдением всех требований справедливости и беспристрастным судом. В дальнейшем это положение было развито в ст. 14 «Всеобщего пакта о гражданских и политических правах» 1966 г. В настоящее время данный принцип содержится также и в Европейской конвенции о защите прав и основных свобод человека[19]. Конституция РФ (ст. 46) обеспечивает каждому гражданину судебную защиту его прав и свобод. В соответствии со ст. 47 Конституции РФ никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом. Сущность данного принципа состоит в признании, что правосудие лишь тогда является эффективным средством защиты прав личности, когда соблюдается судебная процедура. Решения государственных органов и должностных лиц, нарушающие или ущемляющие права и свободы граждан, могут быть обжалованы в судебном порядке. Жалобы могут быть принесены и на решения судебных органов. Существует апелляционный и кассационный порядок обжалования не вступивших в законную силу судебных решений. Вступившие в законную силу судебные решения могут быть обжалованы в надзорном порядке.