Смекни!
smekni.com

Доверительное управление имуществом 2 (стр. 4 из 12)

Касательно малолетних детей подчеркнем, что согласно ст.27 ГК РБ за малолетних детей (до 14 лет) сделки совершают родители, усыновители или опекуны. Следует отметить, что в ст.35 ГК устанавливается правило, согласно которому опекуны не вправе совершать, а попечители давать согласие на совершение сделок с имуществом подопечных, влекущих уменьшение этого имущества, без предварительного согласия органов опеки и попечительства. Договор доверительного управления не влечет уменьшения имущества, а наоборот направлен на получение выгоды от использования имущества. Делаем вывод, что при заключении договора доверительного управления имуществом малолетнего согласия органов опеки и попечительства не требуется, а родители, усыновители или опекуны вправе самостоятельно заключать подобный договор.

В отношении несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет отметим, что они могут самостоятельно заключать сделки, перечисленные в п.2 ст.25 ГК, остальные сделки они могут заключать с письменного согласия своих родителей. Значит, чтобы несовершеннолетний мог заключить договор доверительного управления имуществом ему надо получить письменное согласие своих родителей.

Перейдем к юридическим лицам. Так, Республика Беларусь, ее административно-территориальные единицы, индивидуальные предприниматели, коммерческие организации могут передавать свое имущество в доверительное управление, поскольку являются собственниками имущества. Следует отметить, что в первых случаях учредителем будет не Республика Беларусь и не ее административно-территориальная единица, а орган, уполномоченный собственником управлять его имуществом.

Вверителем может выступать не только единоличный собственник, но и обладатель имущества на праве общей или совместной собственности. Если в доверительное управление передается имущество, находящееся в общей или совместной собственности, то такая передача осуществляется по согласию всех участников, которое предполагается независимо от того, кем из участников совершается такая сделка (п.2 ст.256 ГК). Договор доверительного управления, заключенный одним из участников, может быть признан недействительной сделкой по требованию остальных участников по мотивам отсутствия у участника, заключившего данный договор, необходимых полномочий только в случае,

12

если доказано, что другая сторона в договоре знала или заведомо должна была знать об этом (п.З ст.256 ГК).

В жизни бывают случаи, когда собственник в силу каких-либо обстоятельств не может самостоятельно заключить договор доверительного управления. Может ли учредителем управления выступать не сам собственник, а другое лицо? ГК называет несколько таких случаев и прямо устанавливает, что такому лицу принадлежат права вверителя имущества. Пункт 1 статьи 909 рассматривает случаи учреждения доверительного управления, когда собственник имущества неизвестен либо не обладает необходимым объемом дееспособности. Так, в качестве вверителя может выступать лицо, назначенное исполнителем завещания (душеприказчик), поскольку до момента вступления наследников в права собственности на наследственное имущество собственник отсутствует. Дальнейшим случаем, когда договор доверительного управления заключает не сам собственник, а другое лицо, является необходимость постоянного управления имуществом подопечных (ст.36 ГК), признание гражданина безвестно отсутствующим (ст.39 ГК). Закон исходит из того, что вверителем в данном случае будет лицо, реально заключившее договор, т.е. орган опеки и попечительства. Здесь не все, к сожалению, гладко, есть возражения. Не нравится то, что орган опеки и попечительства именуется учредителем доверительного управления. Категория «учредитель управления» обозначает, как известно, не только факт заключения договора доверительного управления, но и определенные права и обязанности, которыми не наделяется и не может наделяться орган опеки и попечительства. Например, орган опеки и попечительства не вправе претендовать на возмещение убытков, причиненных управляющим (ст.905 ГК) или на получение имущества при прекращении доверительного 1 управления (п.З ст.907 ГК). На это может претендовать только собственник имущества. Поэтому стороны в договоре доверительного управления должны указывать, что управление осуществляется в интересах подопечного или иждивенцев безвестно отсутствующего лица. Преодолевая терминологические барьеры, двигаемся дальше.

Вверителем может выступать нотариус в случае необходимости принятия им мер по управлению денежными средствами, входящими в состав наследства (ст. 1068 ГК).

Статья 8 Закона Республики Беларусь от 26 июня 1997 г. № 47-3 «О мерах борьбы с организованной преступностью и коррупцией» предусматривает то, что «должностные лица, занимающие ответственное положение, обязаны в срок не более одного месяца после вступления в должность передать на время исполнения своих обязанностей принадлежащие им ценные бумаги и имущество, от владения, использования и распоряжения которыми они получают доходы, в доверительное управление другим лицам в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь». Требования настоящей статьи относятся как к лицам, принимаемым на службу (работу), так и к уже принятым и отражаются в соответствующих письменных обязательствах, согласие с которыми заверяется личными подписями этих лиц. Таким образом, должностные лица вынуждены учреждать доверительное управление имуществом, пока они находятся на государственной службе.

В случае неподписания таких обязательств возникает основание для отказа лицам в приеме на службу (работу) либо для увольнения их со службы (работы) в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

13

Кто может быть доверительным управляющим по договору доверительного управления имуществом?

Как известно, деятельность по доверительному управлению имуществом направлена на извлечение прибыли или иной выгоды из имущества и в большинстве случаев носит рисковый характер. Поэтому, имуществом должен управлять профессионал. Таким профессионалом может быть как физическое, так и юридическое лицо. Согласно п.1 ст.898 ГК доверительным управляющим выступает индивидуальный предприниматель или коммерческая организация, но кроме унитарного предприятия. Причина запрета унитарному предприятию выступать в качестве доверительного управляющего кроется в статусе его имущества, находящегося в хозяйственном ведении или оперативном управлении. Унитарное предприятие не имеет на управляемое имущество права собственности, а распоряжение чужим имуществом недопустимо, но об этом речь пойдет чуть ниже. Из общего правила о статусе доверительного управляющего статья 898 ГК устанавливает некоторые исключения. Так, в случаях, когда доверительное управление имуществом осуществляется по основаниям, предусмотренным законом (ст. 909 ГК), доверительным управляющим может быть и гражданин, не являющийся индивидуальным предпринимателем, или некоммерческая организация, за исключением учреждения. Что понимается под основаниями, предусмотренными законом? В данной ситуации речь идет о доверительном управлении имуществом подопечного. Например, орган опеки и попечительства заключает договор доверительного управления с общественным объединением по поводу ценного или недвижимого имущества подопечного. Данная оговорка распространяется также и на случаи, когда на основании завещания назначается исполнитель этого завещания (душеприказчик). Есть, впрочем, и иные основания. В таких случаях важны не столько профессиональные качества управляющего, сколько то доверие, которое испытывает к нему вверитель.

ГК также ограничивает круг лиц, которые могут выступать доверительным управляющим. Пункт 3 ст. 896 устанавливает запрет на передачу в доверительное управление имущества, находящегося в хозяйственном ведении или оперативном управлении. Эти ограничения касаются лишь трех видов субъектов, а именно унитарного предприятия и учреждения и объединения государственных предприятий, учреждений и организаций, созданных по решению Президента Республики Беларусь, Правительства Республики Беларусь или по их поручению министерствами или иными республиканскими органами государственного управления либо по решению органов местного управления или самоуправления (государственного объединения), которые не являются собственниками своего имущества (4, стр. 40).

Причинами установления такого запрета является то обстоятельство, что права хозяйственного ведения и оперативного управления уже сами по себе являются формой передачи части полномочий собственника по управлению имуществом иному лицу: унитарному предприятию, учреждению или государственному объединению. А одновременная передача данного имущества собственником в доверительное управление другому лицу без изъятия данного имущества у лица прежнего практически невозможна (4, стр. 40). Отметим далее, что само юридическое лицо, которому имущество передано на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, не является собственником этого имущества, а потому не вправе в свою очередь передавать полномочия собственника какому-либо иному лицу. Другими словами, объяснение такого ограничения находится в специальной правоспособности унитарного предприятия: оно создается для коммерческого использования, управления государственным имуществом, которое передается в виде уставного фонда. Summa summarum, создание унитарного предприятия представляет собой иной способ профессионального управления имуществом в интересах собственника, несколько отличный от доверительного управления по своему правовому статусу. Практическая польза для государства заключается в том, что запрет для унитарного предприятия выступать в роли доверительного управляющего позволяет