Когда по краям и углам резаные раны наблюдается несколько поверхностных или более глубоких надрезов кожи, это свидетельствует о том, что след от холодного оружия оставлен несколькими движениями режущего предмета. По надрезам над кожицей в конце резаной раны можно сделать вывод о числе и направлении движения. Это имеет значение (также как расположение и глубина раны) для решения вопроса, кто нанес повреждения: сам пострадавший или кто-то другой.
На колющем холодном оружии после нанесении удара образуется ободок обтирания (след) от следовоспринимающего объекта. След, оставленный колющим оружием, подчас напоминает входное огнестрельное отверстие.
При погружении колюще-режущего холодного оружия в следовоспринимаюший объект образуется основной разрез, а при извлечении его лезвия под давлением образуется дополнительный разрез. В ранах на теле человека от колюще-режущего оружия отображаются общие признаки клинка: длина, ширина, форма, а также наложение на поверхности клинка (ржавчина). Длину лезвия холодного оружия можно определить ориентировочно, так как лезвие обычно погружается не на всю длину. Ширину клинка устанавливают по основному разрезу. Для этого определяют, какой разрез основной, а какой дополнительный. Форму кольцевой части лезвия холодного оружия по его следу устанавливают с помощью слепка, заливая раневой канал слепочной массой.
Объекты холодного оружия информативны в отношении самых различных обстоятельств, исследуемых в уголовном судопроизводстве. По следам холодного оружия устанавливается его групповая принадлежность, распознаются вид, состояние. Оружие и следы его применения могут содержать информацию, характеризующую личность преступника, его навыки, иногда профессиональную принадлежность, обстоятельства, относящиеся к объективной стороне содеянного, количества нанесенных ударов, где наносились субъекты по отношению друг к другу.
Холодное оружие может использоваться при совершении различных преступлений (бандитизм, разбой, убийств, хулиганство и др.). Кроме того, преступлением является его незаконное приобретение, сбыт, ношение и изготовление, за исключением тех местностей , где ношение холодного оружия является принадлежностью национального костюма или связано с охотничьим промыслом.
Холодное оружие становится объектом криминалистического исследования в двух основных ситуациях. Во-первых, когда необходимо решить вопрос, является ли изъятый по делу предмет холодным оружием. Во-вторых, когда в процессе расследования преступления по следам, оставшимся после применения холодного оружия, и по следам, имеющимся на самом оружии, необходимо установить некоторые обстоятельства и факт его использования конкретным лицом.
Отнесение того или иного предмета к холодному оружию не всегда бесспорно и не редко для решения этого вопроса требуется использование специальных познаний. Особенно часто такая необходимость возникает, когда изъятый по делу объект не обладает резко выраженными признаками холодного оружия и его отграничить от предметов производственного и хозяйственно-бытового назначения. Сложность такого отграничения определяется еще и тем, что холодное оружие подразделяется на различные виды, подвиды, типы, каждый из которых обладает специфическим набором признаков, характеризующих его целевое назначение, принцип действия и конструктивной особенности.
По целевому назначению различают боевое, гражданское, атипичное (криминальное) холодное оружие. Боевое холодное оружие является штатным, как правило, стандартным и предназначено для решения боевых и оперетивно-служебных задач государственными военизированными организациями (сабли, шашки, штыки, кинжалы т.д.). К гражданскому относится оружие, которое издавна по традиции предназначалось для самообороны, охоты, занятий спортом. Спортивное холодное оружие становиться объектом криминалистического исследования, если оно использовалось при совершении преступления (лук, арбалет) либо было специально заточено или переделано в криминальных целях (спортивное оружие – шпаги, рапиры, сабли – во избежании поражающего действия имеет тупой конец и повышенную гибкость клина).
При решении вопросов об отнесении конкретного предмета к холодному оружию не всегда необходимо проведение экспертных исследовании. Так ,легко узнаваемо ,а потому не нуждается в исследовании с этой целью боевое и спортивное оружие ,которое имеет общеизвестные формы , специальные маркировочные обозначения. Иное положение складывается при исследовании такого криминального холодного оружия ,как финские ножи , кинжалы. Ножи, кинжалы, используемые в преступных целях, чаще всего изготавливаются самодельным, реже кустарным способом, имеют порой значительные отступления от принятых стандартов либо содержат признаки разных типов оружия.
При проведении исследования объектов эксперты опираются на общепризнанные эталоны, стандартные образцы холодного оружия, специальные таблицы, справочные альбомы с описаниями, рисунками, чертежами и фотоснимками такого оружия. Одновременно в каждом случае учитываются общая форма оружия, размеры, прочность и специальная заточка из клинка, форма и удобства удержания в руке рукояти, наличие или отсутствие упора, отграничивающего рукоятку от клинка, и другие признаки.
При криминалистическом исследовании холодного метательного оружия необходимо установить возможность поражения цели данным предметом на расстоянии. Если метательное оружие, предназначенное для поражения цели снарядом при помощи механического устройства (лук, арбалет), изготовлено заводским способом, то вопрос об его относимости к холодному оружию может быть решен при осмотре. В отношении кустарно изготовленного оружия данный вопрос обычно решается в процессе экспертного исследования. К холодному метательному оружию относятся предметы, обладающие следующими качествами: а) предназначенность для поражения цели на расстоянии; б) техническая исправность, т.е. пригодность к метанию специальных снарядов; в) убойная сила.
Орудие преступление несет на себе самые разнообразные следы, помогающие установлению линии связи и по отношению к лицу, совершившему преступление и по отношению к жертве. В каждом случае могут быть обнаружены взаимные следы, которые дополняют друг друга, связывают различные объекты между собой, свидетельствую о пребывании конкретных лиц в определенной время на определенном месте.
Так, приостановлении факта применения данного орудия конкретным лицом важное значение приобретает обнаружение на исследуемом орудии следов пальцев рук, потожирового вещества, микрочастиц с одежды подозреваемого, а на руках подозреваемого и его одежде следов металлизации, загрязнении, смазки от этого самого орудия.
Связь «преступник-потерпевший» может быть выявлена и непосредственно при обнаружении на руках подозреваемого, его одежде дополнительных (вторичных) следов, образовавшихся в результате обратного отражения. Так, на преступнике (на его рукавах, одежде, карманах и т .п.) могут быть обнаружены микрочастицы с одежды, кровь, клетки, кусочки и частицы внутренних органов, кожа потерпевшего, перенесенные с орудия, которым было совершено преступление.
Глава 3. Криминалистическое исследование взрывных устройств и взрывчатых веществ.
Научной основой взрывотехнической экспертизы являются специальные знания о взрывчатых веществах и взрывных устройствах, о механизмах взрыва, особенностях образования следов взрыва на объектах внешней среды и ряд других знаний. Задачи взрывотехнической экспертизы и объем исследования зависят от того какие объекты представлены для исследования.
Существуют две основные ситуации при назначении указанного вида экспертизы: во-первых, взрыва не произошло, и обнаружено взрывное устройство или взрывчатое вещество, которое можно исследовать непосредственно; во-вторых, взрыв произошел, и непосредственно исследовать взрывное устройство или взрывчатое вещество нельзя.
Основными объектами исследования в зависимости от ситуации будут: взрывные устройств; их части или остатки; взрывчатые вещества или их остатки; объекты внешней среды на которых имеются следы воздействия факторов взрыва или части таких объектов, разрушенных взрывом. Кроме того, эксперту должны направляться материалы дела, содержащие сведения о взрывном устройстве и взрывчатых веществах, проходящих по делу, а также иные материалы, отражающие обстоятельства изготовления взрывного устройства, характер и динамику самого взрыва. Такими материалами могут быть: показания свидетелей, видевших взрывное устройство, процесс его изготовления, наблюдавших взрыв и др.; протокол осмотра места происшествия; чертежи, рисунки, фотографии, техническая документация, макет взрывного устройства, полученные в процессе производства соответствующих следственных действий; заключение судебно-медицинских экспертов, исследовавших трупы, погибших при взрыве людей или пострадавших, оставшихся в живых. Иногда такими материалами могут быть: аналог взрывного устройства в случае взрыва выпускающихся значительными сериями стандартных однотипных взрывных устройств, например, мин, гранат и т.п.; случайно или умышленно сделанные аудио и видео записи, фотографии взрыва.
Взрывотехническая экспертиза производится в судебно-эксперных учреждениях, либо к ее производству привлекаются специалисты по взрывной технике и взрывным устройством; вопросы могут быть сведены в следующие группы: 1) относящиеся к конструкции взрывного устройства и к составу взрывчатого вещества; 2) относящиеся к принципам действия взрывного устройства и способу подрыва взрывчатого вещества; 3) связанные с самим фактом и обстоятельствами взрыва, с его мощностью, и наступившими в результате взрыва последствиями.