Законом «О защите прав потребителей» (в редакции Федерального закона от 9 января 1996 г.) установлено право потребителей на просвещение в области защиты прав потребителей (ст. 3). Это право обеспечивается посредством включения соответствующих требований в государственные образовательные стандарты и общеобразовательные и профессиональные программы, а также посредством организации системы информации потребителей об их правах и о необходимых действиях по защите этих прав. Под потребителем понимается гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных (бытовых) нужд, не связанных с извлечением прибыли. Закон устанавливает другое важное экологически значимое право потребителя - на безопасность товара (работы, услуги) (ст. 7). Потребитель имеет право на то, чтобы товар (работ, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред его имуществу.
В системе экологических прав граждан можно выделить права на природопользование, т.е. на использование природных ресурсов для удовлетворения разнообразных потребностей человека - экономических, оздоровительных, рекреационных, эстетических, научных, культурных. Права граждан на природопользование регулируются природоресурсными актами законодательства - Земельным, Водным, Лесным кодексами, законами «О недрах», «О животном мире» и др. Состояние правового регулирования, виды права природопользования, основания возникновения, изменения и прекращения права природопользования рассматриваются в специальном разделе учебника (см. разд. VI).
В какой степени Российская Конституция и экологическое законодательство в целом отвечают современным международным требованиям или представлениям о регулировании экологических прав граждан? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно сравнить их положения с положениями международных документов. Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 г., не выделяет права человека на благоприятную окружающую среду непосредственно. Опосредованно оно выражено через закрепление права человека на жизнь, провозглашенного в ст. 3 Декларации. Декларация предусматривает также право каждого человека на такой жизненный уровень, который необходим для поддержания его здоровья и благосостояния (ст. 25).
Положения Всеобщей декларации прав человека получили развитие в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах и Международном пакте о гражданских и политических правах, принятых Генеральной Ассамблеей ООН в 1966 г. Согласно ст. 6 Международного пакта о гражданских и политических правах, право на жизнь является неотъемлемым правом человека. Оно охраняется законом. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах устанавливает право каждого на достойный жизненный уровень и на непосредственное улучшение условий жизни (ст. 11).
На Стокгольмской конференции ООН по окружающей человека среде в 1972 г. впервые на международном уровне была обсуждена как самостоятельная проблема права человека на благоприятную окружающую среду. Принцип 1 Стокгольмской декларации гласит: Человек имеет основное право на свободу, равенство и благоприятные условия жизни в окружающей среде, качество которой позволяет вести достойную и процветающую жизнь, и несет главную ответственность за охрану и улучшение окружающей среды на благо нынешнего и будущих поколений.
Конференция ООН по окружающей среде и развитию, проведенная в Бразилии в июне 1992 г., через 20 лет после Стокгольмской конференции, провозгласила как принцип 1 Декларации Рио-де-Жанейро: «В центре внимания непрерывного развития находятся люди. Они имеют право на здоровую плодотворную жизнь в гармонии с природой».
В связи с принятием России в Совет Европы принципиально важно обратиться к международным документам о правах человека этой организации. Известно, что одним из основных условий принятия нового члена в состав Совета является не только гармонизация национального законодательства в части регулирования прав, но и обеспечение прав в конкретных сферах. В рамках Совета Европы действует ряд документов, регулирующих отношения в данной сфере. Основные из них - Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод (вступила в силу 3 сентября 1953 г.) и Европейская социальная хартия (вступила в силу 26 февраля 1965 г.). Важно также обратить внимание на то обстоятельство, что в них не только закрепляются права граждан, но и предусматривается международный правовой механизм их защиты, который будет рассмотрен в рамках данной темы. Положения этих документов являются юридически обязательными для России как члена Совета Европы.
Как и во Всеобщей декларации прав человека, в Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод права граждан в области охраны окружающей среды не выделены в качестве самостоятельной разновидности субъективных прав. В той мере, в какой экологические права и интересы связаны со здоровьем человека, они охватываются правом на жизнь. Статья 2 Конвенции устанавливает, что право каждого человека на жизнь охраняется законом. Для национального законодателя такая формулировка означает обязанность создавать правовые механизмы охраны жизни человека, включая охрану от неблагоприятных воздействий окружающей среды на его здоровье.
Некоторые дополнительные права, имеющие отношение к рассматриваемому нами предмету, установлены Европейской социальной хартией. Хотя среда рабочей (производственной) зоны по концепции российского права окружающей среды не является частью окружающей природной среды, следует указать на предусмотренное Хартией право на условия работы, отвечающие требованиям безопасности и гигиены (ст. 2). Чрезвычайно важно то, что Хартия возлагает на государства - члены Совета Европы проведение мер по обеспечению эффективного осуществления права на охрану здоровья (ст. 11). Эти меры включают: а) устранение в максимально возможной степени причин ухудшения здоровья; б) обеспечение консультативных услуг и учебной базы для укрепления здоровья и поощрения личной ответственности в вопросах здоровья; в) предотвращение в максимально возможной степени эпидемических, эндемических и других заболеваний.
Хартия установила также обязанности государств по эффективному осуществлению права на социальную и медицинскую помощь, что можно рассматривать как элемент возмещения вреда, причиненного здоровью граждан в результате неблагоприятного воздействия окружающей среды. В соответствии со ст. 13 Хартии государства обязаны обеспечить, чтобы любое лицо, которое не имеет достаточных средств и не может добыть такие средства своими усилиями или из других источников, в частности, за счет льгот в рамках системы социального обеспечения, получало необходимую помощь, а в случае болезни - уход, необходимый в его состоянии.
При характеристике отмеченных статей Хартии следует иметь в виду, что в соответствии со ст. 20 (обязательства) они носят различный правовой характер: если ст. 11 является в основном рекомендательной, то ст. 13 имеет обязательную силу.
Таким образом, объем и содержание экологических прав граждан, предусмотренных в Конституции РФ, не только соответствует объему этой разновидности прав, содержащихся в специальных международных конвенциях и иных документах, но и устанавливает более широкие права граждан в области охраны окружающей среды.
Знание экологических прав граждан, предусмотренных в международных документах, как и механизмов их защиты, имеет важное практическое значение. Оно связано, во-первых, с тем, что в соответствии с ч. 1 ст. 17 Конституции РФ в России признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права. Во-вторых, с вступлением Российской Федерации в Совет Европы Россия должна ратифицировать Конвенцию о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. и ряд протоколов к ней, в частности, Протокол № 2 (о наделении Европейского суда по правам человека компетенцией выносить консультативные заключения) от 6 мая 1963 г., Протокол № 4 (об обеспечении некоторых иных прав и свобод помимо тех, которые уже включены в Конвенцию и Протокол № 1 к ней) от 16 сентября 1963 г., Протокол № 11 к Конвенции, вносящий структурные изменения в созданный на ее основе контрольный механизм, от 11 мая 1994 г., и др.