Курсовая работа по Семейному праву на тему:
Брачный договор
ВВЕДЕНИЕ
- Итак, молодой человек, вы хотите жениться на моей дочери?
- Да, хочу!
- А сможете ли вы дать ей развод на тех условиях, к которым она привыкла?
Когда вступаешь со своим избранником в законный брак и так привычно звучит марш Мендельсона, редко думаешь, что тебе придется втягиваться в бракоразводный процесс и делить с мужем нажитое вместе имущество. Но реальность такова, что сегодня вы идете вместе по одной дороге жизни, а завтра все может быть по-другому. Как же избежать унижающего дележа вещей и как сохранить чувство собственного достоинства? Один из цивилизованных путей решения конфликта – составление брачного договора.
Брачный договор является новым для нашей действительности институтом, впервые введенным Семейным кодексом РФ 1995 года. Брачный договор в России имеет некоторые отличия от своего импортного аналога. Поэтому мне кажется логичным рассмотреть во введении правовое регулирование брачного договора в развитых западных странах, прежде чем перейти конкретно к анализу заключения брачного договора в России.
Итак, основная цель брачного договора стран Запада – предоставить супругам достаточно широкие возможности для определения в браке своих имущественных отношений. В том числе, определяется право собственности на имущество мужа и жены, принадлежащее им до брака и приобретенное в период брака, иногда предусматриваются имущественные санкции на случаи развода.
В современном зарубежном законодательстве супругам предлагаются различные варианты брачного договора. Так, во Франции закон предлагает на выбор супругам четыре различных режима имущества:
- имущество супругов признается общим;
- общность имущества распространяется только на движимые вещи и на все, приобретенное каждым супругом после заключения брака;
- определение неравных прав супругов в общем имуществе;
- вариант, когда после расторжения брака один из супругов будет иметь право выбора определенной части из общего имущества.
В законе предусмотрены и разные варианты пользования общим имуществом супругов. Например, что супруги будут управлять имуществом совместно и подписывать все документы по распоряжению имуществом по взаимному согласию. Они могут установить, что доверяют друг другу, и каждый вправе действовать за другого, а также определить конкретные части имущества, которыми они будут управлять раздельно или, наоборот, совместно.
Существуют ограничения свободы брачного договора: он должен не противоречить «добрым нравам», не нарушать нормы гражданского и семейного права, положения брачного договора не могут нарушать равноправие супругов, ограничивать их свободу в выборе профессии и роде занятий.
В законах других европейских государств часто указано, что положения брачного договора не должны отменять обязанности взаимной верности, помощи и поддержки, ограничивать их личные права и обязанности по воспитанию и содержанию детей (1).
В американском праве известное развитие получили так называемые «добрачные соглашения». Они могут предусматривать любые условия
(1): Хазова О. А. Брак и развод в зарубежном семейном праве. М., 1998, с. 28.
будущей совместной жизни супругов. На практике в таких соглашениях часто содержаться условия о воспитании и содержании детей, иногда подробные условия о распределении обязанностей при ведении общего хозяйства. Но в случае споров они не учитываются судом. В качестве общего правила предусмотрено, что брачный договор должен быть во всех отношениях «разумным» и «справедливым» (2).
Российское законодательство в области заключения брачных договоров во многом оказалось преемником опыта зарубежных стран, в то же время имея свои особенности. Целью данной работы является подробное рассмотрение и анализ понятия брачного договора в России, его особенностей, элементов и содержания, а также процесса и условий изменения, расторжения и признания недействительным данного договора.
(2): Орлова Н. В. Брак и развод в США. М., 1978, с. 29.
1. БРАЧНЫЙ ДОГОВОР: ПОНЯТИЕ И ЗАКЛЮЧЕНИЕ
а) Понятие и сущность брачного договора
Правовые доктрины о понятии брака
Сущность брачного договора как института права рассматривается по-разному различными авторами. История этого вопроса связана еще и с существованием множества взглядов не только на возможность существования разных режимов имущества супругов, но и с существующими доктринами по поводу понятия брака.
Высказываются в основном три точки зрения на брак, а именно на брак как брак-договор, как брак-статус и брак-партнерство (3).
Более распространенной концепцией является договорная, которая основана на росте требований, предъявляемых законом к порядку заключения брака, условиям его действительности, возможности получения возмещения убытков, возникающих у супруга в результате расторжения брака, то есть требований, которые предъявляются законодательством к договорам. Все эти требования позволяют сказать, что она более всего применена к использованию договорного режима имущества супругов. С этим следует согласиться. Но, не отвергая саму идею договорного режима имущества супругов, необходимо различать понятие режима как такового и понятие брака.
Еще А. И. Загоровский заметил, что хотя брак "в происхождении своем заключает элементы договорного соглашения, но в содержании своем и в прекращении далек от природы договора; как содержание брака, так и его расторжение не зависят от произвола супругов. Поэтому брачный институт вернее причислить не к области договорного права, а к разряду институтов
особого рода" (4). Г.Ф. Шершеневич четко отграничивает возникновение брака на основе договора от самого брачного правоотношения. Он считает, то основанием возникновения и брака, и гражданского обязательства является договор, но брачное правоотношение, по его мнению, не является гражданским обязательством. Цель брака, пишет Г. Ф. Шершеневич, совместное сожительство не только в смысле физическом, но и нравственном... С этой стороны обнаруживается различие между браком и обязательством, которые оба могут быть основаны на договоре. "Когда договор направлен на исполнение одного или нескольких действий, то последствием его будет обязательственное отношение. Брачное, же сожительство не имеет в виду определенных действий, но общение на всю жизнь, оно имеет по идее нравственное, а не экономическое содержание" (5). Таким образом, Г.Ф. Шершеневич признает юридический факт, порождающий брачное правоотношение, договором; отношение же, возникающее на его основе, он тоже относит к институтам особого рода. Необходимо отметить, что и А. И. Загоровский и Г. Ф. Шершеневич, как и подавляющее большинство дореволюционных ученых, считали семейное право частью гражданского, следовательно, все их выводы об отнесении брака к институтам особого рода следует рассматривать как признание его гражданско-правовым институтом особого рода.
Следующая концепция состоит в том, что, воля лиц, заключающих брак, направлена на достижение целого ряда последствий, как правовых, так и не правовых. В первую очередь они стремятся приобрести общественный и правовой статус законных супругов. Статус состояния в браке влечет за собой и приобретение прав и обязанностей супругов. Заключая брак, они дают согласие на вступление в отношения, большая часть которых ранее была императивно определена законом. Следовательно, правовая природа брака не позволяет нам говорить о нем, как о договоре. Необходимо
(4):Загоровский А. И. Курс семейного права. Одесса, 1909, с. 135.
(5): Шершеневич Г. Ф. Общая теория права. Т.1, вып. 3. М., 1912, с. 160.
различать брак и те правовые последствия, которые из него проистекают. Брак - тот необходимый статус, та необходимая предпосылка, в результате которой супруги приобретают права и обязанности. В последующем, супруги, обладая таким статусом, могут распоряжаться ими. Только посредством государственного признания брака супруги становятся супругами, и только после государственной регистрации развода они перестают быть ими.
Существует и еще одна концепция брака, которая получила распространение в последние годы. Суть ее в том, что брак представляет собой партнерство. Появление этой идеи многие авторы связывают с развитием движений за равноправие женщин, за их независимое положение и, что естественно, за равенство супругов в браке (6).
Благодаря этой концепции супруги в браке становятся партнерами. Однако очень трудно при этом точно определить права и обязанности партнеров-супругов в браке, что затрудняет ее применение к практическим брачным правоотношениям. И делает невозможным его законодательного оформления.
Поэтому о браке-партнерстве можно говорить только лишь как о желательной форме взаимоотношений супругов, но не как о правовой его форме.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что наиболее близкой по правовой природе к такому специфическому институту как брак является концепция о браке как о статусе.
Не отвергая договорную концепцию и признавая ее наиболее приемлемой к брачному договору, следует признать, что она не отражает всей полноты природы брака. В данной концепции не отражается специфика брачно-семейных правоотношений, что являет собой проявление влияния правовых концепций о соотношении семейного и гражданского права.
(6): Гражданское и торговое право капиталистических государств. Отв. ред. Е Васильев. М., «Международные отношения», 1993, с. 517.