Следует вместе с тем подчеркнуть, что именно Суд ЕС первым сформулировал в своих решениях положение о том, что личные права и свободы, в частности, в том виде, как они зафиксированы в ЕКПЧ, образуют основополагающие принципы права ЕС. Исходя из этой посылки, Суд ЕС должен не допускать принятия актов или совершения каких-либо действий на уровне Сообществ и Союза, которые идут вразрез с этими основополагающими принципами. Это положение достаточно четко зафиксировано в Договоре о Европейском Союзе. Правда, в данном случае речь скорее идет о контрольных и надзорных полномочиях Суда ЕС. Но, учитывая, что он обладает юрисдикцией по рассмотрению исков о законности решений, принимаемых институтами Сообществ, это дает ему право и возможность пресекать любые акты или акции, нарушающие основные права. Можно полагать, следовательно, что Суд ЕС свою основную и главную задачу быть стражем европейской интеграции и ее продвижения сочетает в определенной степени, хотя и в ограниченных пределах, с функцией защитника прав и свобод, коими наделены субъекты права ЕС.
Основные принципиальные положения, относящиеся к порядку формирования Суда ЕС и лежащие в основе судопроизводства, полностью применимы и к Суду первой инстанции.
Члены Суда ЕС назначаются с общего согласия правительствами государств-членов сроком на шесть лет. Каждое государство — член ЕС располагает одним местом и выдвигает кандидата на его замещение. Главное требования к судье – высокая профессиональная квалификация и независимость. До вступления в должность на первом же открытом заседании, на котором вновь избранный член присутствует, он принимает присягу, в которой клянется осуществлять свои функции полностью беспристрастно и с сознанием ответственности, а равно обязуется не разглашать секретов совещательной комнаты. В отличие от Европейского Суда по правам человека, в котором отдельные судьи могут заявлять о своей особой позиции и несогласии с решением большинства судей, в рамках Суда ЕС сохраняется абсолютная секретность судейских дебатов, мнения каждого из судей и результатов внутреннего голосования. Решение выносится от имени Суда в целом и никакому публичному оспариванию со стороны членов Суда не подлежит. Нарушение этого правила рассматривается как посягательство на основы судопроизводства, нарушение обязанностей судьи и может повлечь за собой весьма строгие санкции, вплоть до принудительной отставки последнего. Такого рода решение принимается общим собранием судей и генеральных адвокатов.
Помимо принесения присяги каждый судья подписывает заявление, в котором он торжественно декларирует, что будет соблюдать в течение всего срока исполнения своих полномочий, а равно по их завершении обязательства, вытекающие из исполнения его обязанностей. Особо подчеркивается соблюдение судьей правил добропорядочности и скромности, в частности, в том, что касается принятия различного рода предложений о работе или получении каких-либо дополнительных выгод даже после выхода в отставку. Одновременно с судьями и практически в том же порядке назначаются генеральные адвокаты. (В русскоязычной литературе их иногда именуют юридическими советниками, но употребление этого термина может создать некоторую путаницу. Дело в том, что каждый член Суда имеет свой личный и им формируемый кабинет, в который входят, в частности, юридические советники). Генеральные адвокаты — это должностные лица Суда, которые выполняют чрезвычайно важные полномочия, связанные с изучением дела, подготавливаемого к рассмотрении Суде. Генеральный адвокат представляет Суду свое заключение по изученному им делу. В подавляющем большинстве случаев заключение генерального адвоката, излагаемое в открытом публичном заседании Суда, оказывает весьма большое влияние на вынесение решения. Однако Суд следовать рекомендациям генерального адвоката не обязан.
Обновление Суда происходит наполовину каждые три года (в настоящее время — по состоянию на начало 2005 г. — каждые три года переизбирается 7 или 8 членов Суда). В том же порядке изменяется состав генеральных адвокатов. Каких-либо ограничений для переизбрания не установлено. Соответственно судья или генеральный адвокат, срок полномочий, которых истек, может быть назначен вновь.
Аналогичная процедура применяется при формировании Суда первой инстанции. Основное отличие заключается в том, что в рамках СПИ отсутствует институт генеральных адвокатов. Их функции может в определенной степени выполнять специально назначенный в связи с рассмотрением конкретного дела член Суда.
Рассмотрение дел в Суде ЕС имеет место как пленумом Суда, так и палатами. В СПИ оно производится в основном палатами. В составе Суда ЕС насчитывается шесть палат, из которых одна включала трех судей, три — четырех судей и две — семь судей. В рамках Суда первой инстанции в тот же период функционировало десять палат, из которых пять включали по три судьи и пять — по пять судей. Персональный состав палат определяется ежегодно. Кворум для рассмотрения дел равен трем судьям. В случае, если один из членов палаты отсутствует, его может замещать при рассмотрении конкретного дела иной судья, специально назначенный для этого Председателем. В 1998 г. Суд ЕС внес на рассмотрение Комиссии предложение, предусматривающее возможность рассмотрения некоторых дел, в том числе по трудовым спорам, единолично судьей Суда первой инстанции.
Весьма важную роль в руководстве работой Суда играет его Председатель. Он избирается самими судьями путем тайного голосования абсолютным большинством голосов сроком на три года. В случае, если ни один из кандидатов не соберет абсолютного большинства голосов, проводится второй тур, по результатам которого считается избранным кандидат, получивший относительное большинство голосов. В случае досрочной вакансии поста Председателя вновь назначенный глава Суда выполняет эти обязанности в течение оставшегося срока полномочий. Председатель руководит работой Суда и деятельностью его служб. Он председательствует на пленарных заседаниях Суда, а также при обсуждениях, имеющих место в совещательной комнате. Председатель распределяет дела между палатами и назначает судью-докладчика. Критерии, в соответствии с которыми производится распределение дел, устанавливаются самим Судом.
Применительно к делам, которые переданы на рассмотрение той или иной палаты, функции главы судебного учреждения выполняет ее Председатель. Председатели палат назначаются Судом сроком на один год. Суд назначает также на аналогичный срок первого генерального адвоката. Первый генеральный адвокат распределяет дела между генеральными адвокатами сразу же после назначения судьи-докладчика. В случае временной вакансии поста Председателя Суда его функции выполняет один из председателей палат, старшинство которых определяется сроком их пребывания на данной должности в Суде. Председатель назначает дату и часы заседаний Суда. Применительно к палатам эти функции осуществляют их председатели. По общему правилу заседания Суда и палат имеют место в резиденции Суда ЕС, которая находится в Люксембурге. Однако заседания могут проводиться по указанию Председателя и в ином месте.
Решение по существу рассматриваемого дела выносится нечетным числом судей. Однако в тех случаях, когда в силу каких-либо причин это число оказывается четным, самый младший судья по сроку пребывания в Суде должен воздержаться от участия в принятии решения (кроме случая, когда это судья-докладчик).
Суд назначает сроком на шесть лет грефье (постоянного секретаря), который работает под руководством Председателя Суда. Именно грефье ведает приемом, реадресованием и хранением всей документации. Он является хранителем архивов, несет ответственность за опубликование решений и иных документов Суда, а также выполняет обязанности хранителя печати. Грефье оказывает всю необходимую техническую помощь, обеспечивая заседания Суда и палат, и присутствует на их заседаниях. Это требование не применяется в случае, если суд рассматривает в закрытом заседании дисциплинарные дела своих членов. Под руководством грефье работают административные и технические службы Суда. В руководстве финансовыми делами и бухгалтерией ему помогает специально назначенный управляющий.
8. Юрисдикция Суда Европейских сообществ.
Действующие нормативно-правовые акты сравнительно детально регламентируют разграничение юрисдикции между Судом ЕС и СПИ. Преобладающей в этой области тенденцией является расширение компетенции Суда первой инстанции. В исключительном ведении Суда ЕС остаются все дела косвенной юрисдикции, решения по преюдициальным вопросам и заключения по вопросам толкования и соответствия, которые Суд дает по запросу институтов Союза или государств-членов. Напомним, что в этом случае заключения Суда носят обязательный характер. К исключительному ведению Суда ЕС относятся также дела, сторонами в которых выступают государства — члены ЕС, институты Союза либо государства и институты Союза.
К юрисдикции Суда первой инстанции относятся рассмотрение трудовых споров, которое предусмотрено ст. 179 Договора о ЕС. Он же рассматривает дела, предусмотренные ст. 33 и 35 Договора о ЕОУС, относящиеся к оспариванию решений Совета, выполняющего функции Высшего руководящего органа, со стороны частных лиц, а также споры, карающиеся частнопредпринимательской деятельности, предусмотренные в ст. 50 и ст. 57—66 того же Договора. СПИ рассматривает иски, предъявляемые частными лицами против институтов Сообществ на основании ст. 173, относящиеся к контролю за законностью и предусматривающие возможность оспаривания нормативно-правовых актов, принятых институтами ЕС. К юрисдикции СПИ относится разрешение дел в соответствии со ст. 175 Договора о ЕС, предусматривающей возможность предъявления иска о бездействии в связи с неисполнением обязательств институтами Сообществ относительно изданного ими акта, рекомендации или заключения, предусмотренных учредительным договором. СПИ рассматривает также иски по ст. 178 Договора о ЕС, связанные с возмещением вреда и предусмотренные, в частности, ст. 215 Договора о ЕС.