Развитие Европейских сообществ выявило также необходимость дополнения нарастающего экономического сотрудничества более тесным сотрудничеством и в других областях. В рамках учредительного акта 1957 г. были приняты меры по распространению юрисдикции Европейских сообществ на такие важные области, как социальная политика и создание Европейского социального фонда, региональное развитие и создание соответствующих структур, совместная политика в области исследований, программа сотрудничества по охране окружающей среды. Все больше и больше ощущалась необходимость более тесного сотрудничества государств-членов ЕС в политической сфере, в утверждении самобытности и идентичности Европейских сообществ на международной арене. Все эти побудительные причины сыграли свою роль в решении о необходимости внесения существенных изменений в Римские учредительные акты и в подготовке к созданию Европейского Союза. Созванная в этих целях межправительственная конференция подготовила проект нового учредительного акта, который получил, название Единого европейского акта. Он был подписан представителями всех государств-членов в феврале 1986 г.
В этом документе дана новая формулировка целей, стоящих перед Европейским Сообществом, зафиксирована на договорном, уровне тенденция к расширению сферы ведения Европейских сообществ, намечена реструктуризация институциональной системы, определены меры по гармонизации права ЕС и национального права государств-членов, намечены в общих чертах контуры создания Экономического и валютного союза, определены основные параметры сотрудничества государств-членов во внешнеполитической сфере.
Применительно к решению задач создания, единого внутреннего рынка были четко определены основные этапы, его построения. Программа включала в себя, прежде всего, ликвидацию тех ограничений технического, количественного и иного характера, которые еще существовали во взаимоотношениях между государствами-членами. В рамках единого внутреннего рынка подлежали упразднению все возможные препятствия и барьеры на пути свободного движения капиталов, товаров, услуг и рабочей силы. Построение единого внутреннего рынка намечалось осуществить в три этапа и завершить к 31 декабря 1992 г. с тем, чтобы создать необходимую базу и основу для перехода к Экономическому и валютному союзу.
Единый европейский акт (ЕЕА) заметно расширил юрисдикцию Европейских сообществ, распространив ее, в частности, на сферу социальной политики. Намечалось расширить сотрудничество государств по таким важным вопросам, как охрана труда, здоровья, развития и поддержание диалога между социальными партнерами. ЕЕА закреплял распространение сферы ведения Сообществ на региональную политику, организацию и проведение научных исследований и обеспечение технологического развития, а равно защиту окружающей среды. В какой-то мере Европейские сообщества уже осуществляли ту или иную Деятельность в этой сфере, но прежде всего за счет применения механизма ст. 235 Договора о ЕС. При помощи ЕЕА это расширение сферы ведения Сообществ было должным образом легитимировано.
Определенные изменения были внесены в систему институтов ЕС, порядок и условия их функционирования. Наиболее значительными изменениями в этой области стали, прежде всего, институционализация Европейского Совета и демократизация процедуры принятия решений. В том, что касается Европейского Совета, речь шла практически о легитимации уже существующей структуры. Еще с 70-х гг. вошло в обиход проведение саммитов государств-членов ЕС, которые собирались периодически для обсуждения наиболее важных вопросов жизнедеятельности Европейских сообществ и решения тех или иных спорных проблем, которые не удавалось разрешить на уровне иных институтов — Комиссии, Совета. ЕЕА подтвердил, что Европейский Совет, состоящий из руководителей государств-членов Европейских сообществ, будет собираться периодически не менее двух раз в год, определил его статус и полномочия.
Единый европейский акт закрепил изменения, внесенные в процедуру принятия решений, в сторону их демократизации, Это нашло свое отражение, в частности, в более широком применении принципа квалифицированного большинства при принятии решений в рамках Совета ЕС, а равно в расширении участия Европарламента в процедуре одобрения нормативно-правовых актов ЕС. ЕЕА более четко сформулировал положение, в соответствии с которым на Комиссию возлагалось осуществление функций по исполнению решений Совета. Наконец, ЕЕА предусмотрел создание Суда первой инстанции (СПИ). Его образование должно было помочь разгрузить Суд Европейских сообществ и заметно ускорить процедуру рассмотрения дел в этом важнейшем судебном учреждении.
Помимо положений, вносивших те или иные изменения в Договоры, учреждающие ЕЭС, ЕОУС и Евратом, Единый европейский акт содержал также новые постановления, относящиеся к европейскому сотрудничеству в области внешней политики. В этих постановлениях речь идет, в частности, о взаимных консультациях и информировании государств-членов по вопросам внешней политики, представляющим общий интерес, в целях координации, сближения позиций и осуществления совместных действий. Выработка и определение общих позиций должны были послужить отправной точкой для проведения внешней политики всеми государствами-членами ЕС. Следует отметить, что структуры осуществления общей внешней политики были обрисованы в самых общих чертах, а специальные институты или органы, ведающие вопросами выработки общей внешней политики и ее реализации, не были установлены с достаточной четкостью. Впрочем, эти недостатки Единого европейского акта не имели принципиального значения, поскольку система взаимных консультаций и сотрудничества в рамках Совета, в котором периодически встречаются министры иностранных дел, и функционирование вспомогательных органов Совета уже были к этому времени достаточно хорошо отлажены, и речь шла скорее не о создании системы новых институтов или органов, а о легитимации их деятельности в сфере внешней политики.
Единый европейский акт содействовал консолидации достижений Сообществ, утверждению и расширению правовых начал в их деятельности. Он способствовал активизации процесса интеграции, рационализации деятельности институтов Сообществ, заложил в значительной мере предпосылки для перерастания сотрудничества государств-членов в более тесный Экономический и валютный союз, а равно и политический союз. Тем самым была намечена программа дальнейшей эволюции, которая и подготовила переход к образованию Европейского Союза.
5. Маастрихтский договор 1992 г. и образование Европейского Союза.
Договор о создании Европейского Союза был подписан 7 февраля 1992 г. в старинном голландском городе Маастрихт. Процедура его ратификации государствами-членами, являвшаяся необходимым условием вступления Договора в силу, заняла сравнительно большой промежуток времени. Связано это с тем, что почти во всех государствах-членах Европейских сообществ введение в действие этого Договора потребовало предварительного внесения изменений в текст национального основного закона. Обусловлено это было в первую очередь тем, что с созданием Европейского Союза заметно расширился круг суверенных полномочий, передававшихся государствами-участниками в ведение Союза. При проведении референдума об одобрении Договора в Дании большинство участвовавших в голосовании высказалось против его утверждения. Понадобились дополнительные усилия по выработке особых приложений к Маастрихтскому договору, позволившие повторно провести референдум в этой стране, в ходе которого удалось добиться позитивного результата. Сложная процедура конституционных пересмотров была осуществлена в ФРГ, во Франции. В последней в текст Конституции страны была введена даже новая специальная глава о Европейских сообществах и Европейском Союзе. Однако, несмотря на все сложности, связанные с одобрением Договора о создании Европейского Союза, он был единогласно ратифицирован всеми государствами-членами Европейских сообществ и 1 ноября 1993 г. вступил в силу.
Маастрихтский договор определяет, прежде всего, состав и структуру Европейского Союза, его цели и принципы. Согласно ст. А этого Договора Союз создается на основе Европейских сообществ (в русском переводе текста Договора приводится иногда единственное число, что, очевидно, не совсем точно). Новыми политиками и формами сотрудничества стали по Договору 1992 г. общая внешняя политика и политика безопасности, а равно сотрудничество в сфере юстиции и внутренних дел.
Союз ставит своей задачей сохранение достижений Сообществ и на этой основе дальнейшее продвижение к более тесному и сплоченному взаимодействию в экономическом и социальном развитии, утверждение индивидуальности Союза на международной арене, защиту прав и свобод человека и осуществление на этой основе сотрудничества в сфере юстиции и внутренних дел.
Таким образом, Европейский Союз включал как бы три слагаемых: во-первых, все три уже существующих Сообщества; во-вторых, совместная внешняя политика и политика безопасности и, в-третьих (в том, что касается последнего слагаемого после уточнения, внесенного в последующем Амстердамским договором), сотрудничество полиций и судов в уголовно-правовой сфере.
Маастрихтский договор, отличаясь довольно сложной структурой и значительным объемом, содержит, с одной стороны, постановления, относящиеся непосредственно к Европейскому Союзу, с другой стороны, положения, которые вносят изменения в уже действующие учредительные договоры о ЕОУС, Европейском экономическом сообществе и Евроатоме. Маастрихтский договор, особо подчеркивая то обстоятельство, что Европейское экономическое сообщество явно переросло рамки чисто экономического сотрудничества и превратилось из функционального в универсальное объединение, изменил его наименование. Отныне оно стало называться Европейское Сообщество (ЕС). Основные слагаемые Союза получили наименование трех опор.