Смекни!
smekni.com

Преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности 3 (стр. 4 из 8)

Большинство объективных и субъективных признаков анализируемого состава преступления идентичны признакам состава изнасилования. Это касается:

а) основного и дополнительного объектов;

б) субъективной стороны;

в) ряда признаков объективной стороны.

Так, в обоих случаях речь идет о действиях сексуального характера, сопровождаемых альтернативными способами: насилием, угрозой насилием или использованием беспомощного состояния потерпевшего. В этом плане можно утверждать, что норма об изнасиловании (ст. 131) является специальной по отношению к рассматриваемой норме (ст. 132); последней охватываются все иные случаи насильственных действий сексуального характера, за исключением изнасилования. Характерно, что и по уровню общественной опасности они равноценны, что видно из сопоставления их санкций.[17]

Следует поэтому остановиться лишь на особенностях анализируемого преступления.

Потерпевшим может быть как мужчина, так и женщина, однако при насильственном мужеложстве им выступает только лицо мужского пола, а при лесбиянстве — напротив, только женщина. Не исключается в качестве фигуры потерпевшего от противоправных сексуальных действий и гермафродит.

Объективную сторону составляют всякие другие противоправные способы удовлетворения сексуальных потребностей, кроме изнасилования. Частично их понятие раскрывается в диспозиции ст. 132, где названы:

а) мужеложство;

б) лесбиянство;

в) иные действия сексуального характера.[18]

Под мужеложством понимают контакт мужчины с мужчиной путем введения полового члена в задний проход (прямую кишку) другого лица (гомосексуальный анальный коитус).[19]

Под лесбиянством понимают женский гомосексуализм, при котором половая потребность удовлетворяется путем соприкосновения половых органов или иным путем (сафизм, трибалия).[20]

К иным действиям сексуального характера относят самые разнообразные сексуальные акты: через рот (оральный секс), через анальное отверстие (мужчины — в отношении женщины), имитацию полового акта, нарвасадату и т. д. Так же как мужеложство и лесбиянство, "иные действия" влекут уголовно-правовое регулирование лишь в случае их осуществления помимо воли потерпевшего (потерпевшей) с применением насилия, угроз насилием либо с использованием беспомощного состояния лица.

Приказом Районного суда К. осужден по п. «д» ч. 2 ст. 132 за совершение насильственных действий сексуального характера в отношении заведомо несовершеннолетней девушки и по ч. 3 ст. 30 п. «д» ч.2 ст.131 УК РФ за покушение на изнасилование заведомо не совершеннолетней.

К. познакомился с потерпевшей Ф. и ее подругой П. у коммерческого киоска и предложил им сесть в машину и выпить вина, на что девушки согласились, на вопрос о возрасте они сказали, что им по 18 лет. После К. предложил выпить водки, но они отказались и попросили выпустить их из машины, однако К. велел водителю отвезти их на ул. Фруктовую, где и снимал квартиру. Около дома К. взял Ф. за руку и повел ее к себе в квартиру. П. воспользовавшись ситуацией, вызвала милицию. К. в квартире совершил с Ф. действия сексуального характера, раздел ее и сам разделся и начел мастурбировать, затем хотел изнасиловать, но в дверь постучалась милиция, и он не смог завершить свои действия до конца.

На суде девушка не отрицала, что сказала что ей 18, данных о том что К. не знал что ей не 18 лет, следовательно, суд приговорил К. ч 1 ст. 132, ч. 3 ст.30 и ч.1 ст. 131 УК РФ что смягчает наказание.[21]

Поскольку состав формальный, момент окончания преступления совпадает с началом соответствующего насильственного сексуального акта, независимо от того, удалось ли виновному удовлетворить половую потребность.

Субъектом насильственного мужеложства выступает только мужчина, лесбиянства — только женщина, иных форм — как мужчина, так и женщина.

При рассмотрении дел по обвинению лиц, не достигших совершеннолетия, в преступлениях против половой неприкосновенности и половой свободы личности судам следует учитывать Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 15 июня 2004 г. N 11 "О судебной практике по делам о преступлениях, предусмотренных статьями 131 и 132 Уголовного кодекса Российской Федерации" п.18, что в соответствии со статьей 20 УК РФ лица в возрасте от 14 до 16 лет подлежат ответственности только за изнасилование и совершение насильственных действий сексуального характера.[22]

Уровни дифференциации аналогичны тем, которые предусмотрены ст. 131 УК.

Деяние, описанное в ч. 1 и 2, относится к категории тяжких, а в ч. 3 — особо тяжких преступлений.

Закон устанавливает ответственность за насильственное мужеложство или лесбиянство или иные действия сексуального характера, т.е. реализацию полового влечения к лицам своего пола, а также за совершение иных действий сексуального характера, если они совершены с применением насилия или с угрозой его применения либо с использованием беспомощного состояния потерпевшего (потерпевшей). То есть уголовная ответственность связывается с насильственным способом удовлетворения половой страсти или с использованием беспомощного состояния потерпевшего, а не с извращенностью или аморальностью способа ее удовлетворения. В случае добровольного согласия партнеров состав анализируемого преступления не образуется.

2.3. Понуждение к действиям сексуального характера (ст. 133)

Диспозиция статьи значительно изменена по сравнению со ст. 118 УК 1960 г.: расширен круг потерпевших (ранее таковой могла быть только женщина) и круг способов понуждения (ранее к таковым относилось лишь использование материальной или иной зависимости). В то же время заметно смягчена санкция за данное преступление.

Помимо основного объекта под угрозу ставятся также психическая неприкосновенность личности, ее честь и достоинство, имущественные интересы.

Потерпевшим от данного преступления может быть любое лицо мужского и женского пола. Применительно к одному из названных в статье видов деяния потерпевший — лицо, находящееся в материальной или иной зависимости от виновного.

Объективная сторона состоит из следующих обязательных элементов:

1) понуждение к совершению действий сексуального характера путем:

а) шантажа;

б) угрозы уничтожением, повреждением или изъятием имущества;

в) либо использования материальной или иной зависимости потерпевшего (потерпевшей).[23]

Перечень названных способов понуждения является полным и расширительному толкованию не подлежит.

Шантаж заключается в угрозе разгласить соответствующую или не соответствующую действительности информацию, которая позорит лицо (или его близких) и в разглашении которой лицо не заинтересовано.

Виды угроз как способов понуждения в законе четко определены. Речь идет лишь об угрозе уничтожением, либо повреждением, либо изъятием имущества, т. е. о совершении деяний, предусмотренных ст. 158—164, 166, 167. Если от угроз в целях понуждения виновный переходит к их реализации, содеянное должно получить дополнительную уголовно-правовую оценку по упомянутым выше статьям.

Понятие материальной или иной зависимости рассмотрено ранее при характеристике квалифицирующих признаков истязания (ч. 2 ст. 117). Важно не само по себе состояние зависимости — и при ней мыслимо вступление в половую связь без понуждения, а использование таковой как средства давления на психику потерпевшего, чтобы заставить его пойти на половой контакт.

Применение способов понуждения, не указанных в статье, либо изменяет уголовно-правовую оценку деяния (например, на ст. 131 и 132 в случае применения насилия либо угрозы насилием), либо свидетельствует об аморальности, а не о преступном характере поведения (например, когда имеется угроза разглашения сведений, не позорящих потерпевшего или его близких, но распространение, которых для потерпевшего нежелательно, например, о размерах накоплений на сберкнижке, о переговорах по заключению контракта и т. д.).[24]

Понуждение — это приневоливание к вступлению в интимную связь. Оно может осуществляться виновным и в пользу третьих лиц (начальника, друга, брата и т. д.).[25]

Понятие полового сношения, мужеложства, лесбиянства и иных действий сексуального характера рассматривалось при характеристике ст. 131 и 132.

Состав преступления — формальный. Преступление считается оконченным с момента приневоливания, т. е. выдвижения виновным требования совершить с ним действия сексуального характера, подкрепленного одним из указанных в законе способов — шантажа, угроз, использования зависимого положения.

Субъектом преступления в большинстве составов выступает любое лицо либо лицо, от которого потерпевший находится в материальной или иной зависимости.

Субъективная сторона выражается в прямом умысле: виновный осознает, что каким-либо из трех названных в статье способов понуждает потерпевшего к действиям сексуального характера, и желает этого.

Деяние относится к категории преступлений небольшой тяжести.

Итак, объектом рассмотренной группы преступлений является половая свобода. Она выражается в праве человека, достигшего определенного возраста, половой зрелости, самому решать, в какой форме и с кем удовлетворять свои сексуальные потребности. Когда потерпевшим оказывается малолетнее лицо, вред причиняется и такому объекту, как половая неприкосновенность человека.

Особенность данной группы преступлений состоит в том, что действия сексуального характера подкрепляются насилием, угрозами либо используется беспомощное состояние потерпевшего, его зависимость от виновного. Лицо вступает в сексуальную связь, применяя принуждение, приневоливая к ней потерпевшего.