В ч. 2 ст. 206 УК РФ предусмотрено семь квалифицирующих признаков захвата заложников. Это - совершение деяния: 1) группой лиц по предварительному сговору (п. «а»), 2) с применением насилия, опасного для жизни или здоровья (и. «в»); 3) с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия (п. «г»); 4) в отношении заведомо не совершеннолетнего (п. «д»); 5) в отношении женщины, заведомо для виновного находящейся в состоянии беременности (и. «е»); 6) в отношении двух или более лиц (п. «ж»); 7) ил корыстных побуждении или по найму (п. «з»). Содержание данных признаков в основе тождественно содержанию аналогичных признаков ранее рассмотренных деянии.
Особо квалифицирующими признаками захвата заложника согласно ч. 3 ст. 206 являются: 1) совершение его организованной группой, 2) наступление по неосторожности виновного смерти человека, 3) наступление по неосторожности виновного иных тяжких последствий. Содержание данных признаков в основе совпадает с содержанием аналогичных признаков ранее рассмотренных составов преступлений.
В примечании к ст. 206 предусматривается возможность освобождения лица, совершившего захват заложника, от уголовной ответственности, если данное лицо по требованию властей пли добровольно освободило заложника и если в его действиях пет состава иного преступления.
Захват заложника отличается от похищения человека (ст. 126) и незаконного лишения свободы (ст. 127) по объекту посягательства и субъективной стороне. При захвате заложника в качестве основного непосредственного объекта посягательства выступают общественные отношения, обеспечивающие основы общественной безопасности, в случае совершения деяний, предусмотренных ст. 126 и 127 УК, — общественные отношения, обеспечивающие свободу личности. Обязательным признаком субъективной стороны состава захвата заложника (в отличие от составов похищения человека и незаконного лишения свободы) является наличие специальной цели.
3.4. Организация незаконного вооруженного формирования или участие в нем (ст. 208 УК РФ).
Непосредственным объектом рассматриваемо го преступления являются общественные отношения, обеспечивающие основы общественной безопасности, исключающие наличие и функционирование в государстве незаконных вооруженных формирований.
С объективной стороны преступление выражается и следующих формах: а) создании незаконного вооруженного формирования (ч. 1 ст. 208 УК), б) руководстве таким формированием (ч. 1 той же статьи), в) участии в незаконном вооруженном формировании (ч. 2 той же статьи).
Под незаконным вооруженным формированием понимается не предусмотренная федеральным законом группа лиц (объединение, отряд, дружина, иная группа), хотя бы один участник которой имеет оружие. Обязательным признаком формирования является вооруженность: наличие хотя бы у одного из его участников оружия устроит и предметов, конструктивно предназначенных для поражения живой или иной цели (ст. 1 Федерального закона от 13 декабря 1996 г. «Об оружии» в ред. Федерального закона от 8 декабря 2003 г. № 170-Ф)[5].
Создание незаконного вооруженного формирования означает выполнение организационных мероприятий с целью создания такого формирования (разработка структуры, функций и задач, вербовка участников, экипировка и материально-техническое обеспечение, обучение и т. п.).
Руководство состоит в управлении существующим формированием, обеспечении его функционирования, решении им конкретных задач.
Участие лица в незаконном вооруженном формировании выражается в конкретных действиях, состоящих в участии в проводимых мероприятиях, обучении, акциях.
Рассматриваемое преступление окончено с момента создания соответствующего вооруженного формирования либо выполнения любого действия по руководству таким формированием. Наступления каких-либо последствий не требуется.
Субъект преступления — лицо, достигшее 16 лет.
Субъективная сторона преступления характеризуется виной в виде прямого умысла. Цели и мотивы, которые преследуются при создании незаконного вооруженного формирования, для квалификации деяния по ст. 208 значения не имеют. Эти цели и мотивы могут быть различными (за исключением цели нападения на граждан и организации, что является признаком бандитизма). В примечании к ст. 208 предусматривается возможность освобождения от уголовной ответственности по данной статье, если лицо добровольно прекратило участие в незаконном вооруженном формировании и сдало оружие.
3.5. Бандитизм (ст. 209 УК РФ).
Первым непосредственным объектом бандитизма являются общественные отношения, обеспечивающие основы общественной безопасности. Иными непосредственными его объекта ли являются общественные отношения, обеспечивающие безопасность жизни и здоровья людей, собственность, порядок нормального функционирования организаций (в том числе органов государственной власти и местного самоуправления и их учреждений, коммерческих и иных организаций).
Объективная сторона бандитизма альтернативно характеризуемся одном из следующих форм: 1) создание банды (любые действия по формированию устойчивой вооруженной группы в целях совершения нападений на граждан либо предприятия, учреждения, организации: вербовка и обучение участников, создание условий для функционирования банды, в т. ч. обеспечение ее оружием, помещениями, транспортом и т. д.), определение общих планов нападений, распределение ролей между участниками банды (ч. 1 ст. 209 УК); 2) руководство бандой (управление уже созданной бандой в качестве ее руководителя, разработка и реализация, разработка конкретных планов нападений, поиск новых объектов нападения, вербовка новых участников, разработка и осуществление мер обеспечения безопасности банды, подкуй должностных лиц органов государственной власти и местного самоуправления (ч. 1 ст. 209); 3) участие в банде (пребывание в составе банды в качестве ее участника, осведомленного о всех существенных признаках банды) (ч. 2 ст. 209); 4) участие в совершаемых бандой нападениях (непосредственное участие в нападениях банды в качестве исполнителя, не осведомленного обо всех иных существенных признаках банды) (ч. 2 ст. 209 УК).
Моментом окончания бандитизма в первой форме является момент создания банды, независимо от того, были ли совершены планировавшиеся нападения; во второй момент фактического совершения любого из соответствующих действий; в третьей — момент приема в состав банды; в четвертой - момент начала нападения.
Наступления какого-либо последствия для признания бандитизма оконченным преступлением не требуется.
Под нападением следует понимать действия, направленные на достижение преступного результата путем применения насилия над потерпевшим либо создания реальной угрозы ею немедленного применения. Нападение вооруженной банды считается состоявшимся и в тех случаях, когда имевшееся у членов банды оружие не применялось (п. 6 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 января 1997 г. № 1) "О практике применения судами законодательства от ответственности за бандитизм»[6].
Существенные признаки банды вытекают из закона: 1) группа, т. е. объединение не менее двух лиц, заранее объединившихся для совершения нападений на граждан или организации; 2) ее устойчивость, выражающаяся в общем умысле, охватывающем совместную деятельность на перспективу, в целях нападения на граждан или организации, стабильности ее состава и согласованности действий членов; и 3) ее вооруженность, предполагающая наличие хотя бы у одного члена банды оружия, отвечающего признакам, указанным в ст. 1 Федерального закона от 13 декабря 1996 г. «Об оружии» (за исключением сигнального оружия, которое не приспособлено для поражения живой или иной цели).
Субъектом бандитизма может быть лицо, достигшее 16 лет. Если в составе банды или в совершаемых ею нападениях участвуют лица в возрасте от 14 до 16 лет, то их действия могут быть квалифицированы только по статьям УК, предусматривающим пониженный минимальный возраст наступления уголовной ответственности за фактически совершенные ими преступления.
Субъективная сторона бандитизма характеризуется виной в виде только прямого умысла. Цель создания банды — нападение па граждан или организации. Совершаемые в результате нападения иные преступления требуют дополнительной квалификации по соответствующим статьям Особенной части УК РФ.
В соответствии с ч. 3 ст. 209 УК РФ квалифицирующим признаком бандитизма является совершение любого из названных в ч. 1 или 2 той же статьи деяний лицом с использованием своего служебного положения. Использование служебного положения означает, что служебные полномочия, форменная одежда, служебное удостоверение и оружие, служебная информация используются виновным в интересах создания, руководства или участия в банде, для разработки планов и выбора объектов нападений, финансирования преступной деятельности банды, подбора новых членов банды и т. д. Субъектом данного преступления может быть лицо, достигшее 16 лет, альтернативно обладающее признаками, указанными в прим. 1 - 4 ст. 285 или прим. 1 ст. 201 УК РФ, либо обладающее иным служебным статусом в коммерческих или иных негосударственных организациях.
3.6. Организация преступного сообщества (преступной организации) (ст. 210 УК РФ).
Непосредственным объектом организации преступного сообщества (преступной организации) являются общественные отношения, обеспечивающие общественную безопасность, а деяния, сформулированного в ч. 3 ст. 210 УК РФ, — еще и общественные отношения, обеспечивающие государственную власть, интересы государственной службы, службы в органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также службы в коммерческих и иных организациях.