Смекни!
smekni.com

Преступления против основ общественной безопасности (стр. 3 из 6)

В ч. 2 ст. 206 УК РФ предусмотрено семь квалифицирующих признаков захвата заложников. Это - совершение дея­ния: 1) группой лиц по предварительному сговору (п. «а»), 2) с применением насилия, опасного для жизни или здоровья (и. «в»); 3) с применением оружия или предметов, используе­мых в качестве оружия (п. «г»); 4) в отношении заведомо не совершеннолетнего (п. «д»); 5) в отношении женщины, заведомо для виновного находящейся в состоянии беременности (и. «е»); 6) в отношении двух или более лиц (п. «ж»); 7) ил корыстных побуждении или по найму (п. «з»). Содержание данных признаков в основе тождественно содержанию анало­гичных признаков ранее рассмотренных деянии.

Особо квалифицирующими признаками захвата заложника согласно ч. 3 ст. 206 являются: 1) совершение его организо­ванной группой, 2) наступление по неосторожности виновного смерти человека, 3) наступление по неосторожности виновного иных тяжких последствий. Содержание данных признаков в основе совпадает с содержанием аналогичных признаков ранее рассмотренных составов преступлений.

В примечании к ст. 206 предусматривается возможность освобождения лица, совершившего захват заложника, от уголов­ной ответственности, если данное лицо по требованию властей пли добровольно освободило заложника и если в его действиях пет состава иного преступления.

Захват заложника отличается от похищения человека (ст. 126) и незаконного лишения свободы (ст. 127) по объекту посягательства и субъективной стороне. При захвате заложника в качестве основного непосредственного объекта посягатель­ства выступают общественные отношения, обеспечивающие ос­новы общественной безопасности, в случае совершения дея­ний, предусмотренных ст. 126 и 127 УК, — общественные отношения, обеспечивающие свободу личности. Обязательным признаком субъективной стороны состава захвата заложника (в отличие от составов похищения человека и незаконного ли­шения свободы) является наличие специальной цели.

3.4. Организация незаконного вооруженного формирова­ния или участие в нем (ст. 208 УК РФ).

Непосредственным объектом рассматриваемо го преступ­ления являются общественные отношения, обеспечивающие ос­новы общественной безопасности, исключающие наличие и функционирование в государстве незаконных вооруженных формирований.

С объективной стороны преступление выражается и следу­ющих формах: а) создании незаконного вооруженного форми­рования (ч. 1 ст. 208 УК), б) руководстве таким формировани­ем (ч. 1 той же статьи), в) участии в незаконном вооруженном формировании (ч. 2 той же статьи).

Под незаконным вооруженным формированием понимается не предусмотренная федеральным законом группа лиц (объ­единение, отряд, дружина, иная группа), хотя бы один участник которой имеет оружие. Обязательным признаком формирования является вооруженность: наличие хотя бы у одного из его участников оружия устроит и предметов, конструктивно предназначенных для поражения живой или иной цели (ст. 1 Федерального закона от 13 декабря 1996 г. «Об оружии» в ред. Федерального закона от 8 декабря 2003 г. № 170-Ф)[5].

Создание незаконного вооруженного формирования означа­ет выполнение организационных мероприятий с целью созда­ния такого формирования (разработка структуры, функций и задач, вербовка участников, экипировка и материально-техни­ческое обеспечение, обучение и т. п.).

Руководство состоит в управлении существующим форми­рованием, обеспечении его функционирования, решении им конкретных задач.

Участие лица в незаконном вооруженном формировании выражается в конкретных действиях, состоящих в участии в проводимых мероприятиях, обучении, акциях.

Рассматриваемое преступление окончено с момента созда­ния соответствующего вооруженного формирования либо вы­полнения любого действия по руководству таким формирова­нием. Наступления каких-либо последствий не требуется.

Субъект преступления — лицо, достигшее 16 лет.

Субъективная сторона преступления характеризуется виной в виде прямого умысла. Цели и мотивы, которые пресле­дуются при создании незаконного вооруженного формирова­ния, для квалификации деяния по ст. 208 значения не имеют. Эти цели и мотивы могут быть различными (за исключением цели нападения на граждан и организации, что является при­знаком бандитизма). В примечании к ст. 208 предусматривает­ся возможность освобождения от уголовной ответственности по данной статье, если лицо добровольно прекратило участие в незаконном вооруженном формировании и сдало оружие.

3.5. Бандитизм (ст. 209 УК РФ).

Первым непосредственным объектом бандитизма являют­ся общественные отношения, обеспечивающие основы общест­венной безопасности. Иными непосредственными его объекта ли являются общественные отношения, обеспечивающие без­опасность жизни и здоровья людей, собственность, порядок нормального функционирования организаций (в том числе органов государственной власти и местного самоуправления и их учреждений, коммерческих и иных организаций).

Объективная сторона бандитизма альтернативно характе­ризуемся одном из следующих форм: 1) создание банды (любые действия по формированию устойчивой вооруженной группы в целях совершения нападений на граждан либо пред­приятия, учреждения, организации: вербовка и обучение участников, создание условий для функционирования банды, в т. ч. обеспечение ее оружием, помещениями, транспортом и т. д.), определение общих планов нападений, распределение ролей между участниками банды (ч. 1 ст. 209 УК); 2) руководство бандой (управление уже созданной бандой в качестве ее руководителя, разработка и реализация, разработка конкрет­ных планов нападений, поиск новых объектов нападения, вер­бовка новых участников, разработка и осуществление мер обеспечения безопасности банды, подкуй должностных лиц ор­ганов государственной власти и местного самоуправления (ч. 1 ст. 209); 3) участие в банде (пребывание в составе банды в ка­честве ее участника, осведомленного о всех существенных при­знаках банды) (ч. 2 ст. 209); 4) участие в совершаемых бандой нападениях (непосредственное участие в нападениях банды в качестве исполнителя, не осведомленного обо всех иных суще­ственных признаках банды) (ч. 2 ст. 209 УК).

Моментом окончания бандитизма в первой форме является момент создания банды, независимо от того, были ли соверше­ны планировавшиеся нападения; во второй момент факти­ческого совершения любого из соответствующих действий; в третьей — момент приема в состав банды; в четвертой - мо­мент начала нападения.

Наступления какого-либо последствия для признания бан­дитизма оконченным преступлением не требуется.

Под нападением следует понимать действия, направленные на достижение преступного результата путем применения на­силия над потерпевшим либо создания реальной угрозы ею не­медленного применения. Нападение вооруженной банды считается состоявшимся и в тех случаях, когда имевшееся у членов банды оружие не применялось (п. 6 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 января 1997 г. № 1) "О практике применения судами законодательства от ответственности за бандитизм»[6].

Существенные признаки банды вытекают из закона: 1) груп­па, т. е. объединение не менее двух лиц, заранее объединив­шихся для совершения нападений на граждан или организа­ции; 2) ее устойчивость, выражающаяся в общем умысле, ох­ватывающем совместную деятельность на перспективу, в целях нападения на граждан или организации, стабильности ее соста­ва и согласованности действий членов; и 3) ее вооруженность, предполагающая наличие хотя бы у одного члена банды ору­жия, отвечающего признакам, указанным в ст. 1 Федерального закона от 13 декабря 1996 г. «Об оружии» (за исключением сигнального оружия, которое не приспособлено для пораже­ния живой или иной цели).

Субъектом бандитизма может быть лицо, достигшее 16 лет. Если в составе банды или в совершаемых ею нападениях участ­вуют лица в возрасте от 14 до 16 лет, то их действия могут быть квалифицированы только по статьям УК, предусматрива­ющим пониженный минимальный возраст наступления уголов­ной ответственности за фактически совершенные ими преступ­ления.

Субъективная сторона бандитизма характеризуется виной в виде только прямого умысла. Цель создания банды — напа­дение па граждан или организации. Совершаемые в результате нападения иные преступления требуют дополнительной квали­фикации по соответствующим статьям Особенной части УК РФ.

В соответствии с ч. 3 ст. 209 УК РФ квалифицирующим признаком бандитизма является совершение любого из на­званных в ч. 1 или 2 той же статьи деяний лицом с использова­нием своего служебного положения. Использование служебно­го положения означает, что служебные полномочия, формен­ная одежда, служебное удостоверение и оружие, служебная информация используются виновным в интересах создания, руководства или участия в банде, для разработки планов и вы­бора объектов нападений, финансирования преступной дея­тельности банды, подбора новых членов банды и т. д. Субъектом данного преступления может быть лицо, достигшее 16 лет, аль­тернативно обладающее признаками, указанными в прим. 1 - 4 ст. 285 или прим. 1 ст. 201 УК РФ, либо обладающее иным служебным статусом в коммерческих или иных негосударственных организациях.

3.6. Организация преступного сообщества (преступной организации) (ст. 210 УК РФ).

Непосредственным объектом организации преступного со­общества (преступной организации) являются общественные отношения, обеспечивающие общественную безопасность, а деяния, сформулированного в ч. 3 ст. 210 УК РФ, — еще и об­щественные отношения, обеспечивающие государственную власть, интересы государственной службы, службы в органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также службы в коммерческих и иных органи­зациях.