Смекни!
smekni.com

Преступления против основ общественной безопасности (стр. 5 из 6)

3.7. Угон судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава (ст. 211 УК РФ).

Первый непосредственный объект рассматриваемого преступления отношения, обеспечивающие основы общественной безопасности па воздушном, водном и железнодорожном транспорте. Иные непосредственные объекты (для преступлений, предусмотренных в ч. 2 и 3 ст. 211 УК) соответственно общественные отношения, обеспечивающие безопасность жиз­ни и здоровья людей, жизнь людей и другие значительные со­циальные ценности (право собственности на ценное имущест­во, безопасность движения и эксплуатации транспорта, со­хранность природной среды).

Предметом преступления является судно воздушного (раз­личные летательные аппараты, предназначенные для пере­мещения людей или грузов по воздуху) или водного транспор­та (средства, предназначенные для перемещения людей и гру­зов по воде и относящиеся к категории транспортных судов), железнодорожный подвижной состав (любые машины и меха­низмы, передвигающиеся по железнодорожным путям с помо­щью механической силы).

Объективная сторона рассматриваемого преступления характеризуется только деянием, состоящим в действии, выра­жающемся альтернативно в одной из форм: 1) угоне — насиль­ственном перемещении транспортного средства в пространстве, вопреки воле владельца или 2) захвате установлении над транспортным средством насильственным путем противоправ­ного контроля, исключающего возможность владельца пользо­ваться им. Захват может предшествовать угону, но может вы­ступать и как самостоятельное действие. Угон транспортного средства водного, воздушного или железнодорожного транс­порта может осуществляться как путем его принудительной буксировки другим транспортным средством, так и путем ис­пользования собственного двигателя угоняемого средства. За­хват осуществляется только путем установления контроля над экипажем транспортного средства и принуждения его переме­щать это средство по воле захватчиков.

Угон транспортного средства считается оконченным в момент начала его движения под контролем захватчика, вопреки воле владельца. Если это воздушное судно, то момент окончания преступления приходится на начало отрыва воздушного судна от земли. Захват, транспортного средства считается оконченным в момент установления захватчиками над ним фактического контроля. Если транспортное средство находит­ся в движении, то момент окончания преступления приходится на начало схода средства с планового маршрута движения по воле захватившего данное средство.

Субъект преступления лицо, достигшее 16 лет.

Субъективная сторона данного преступления выражается в форме прямого умысла. Если угон или захват судна совер­шен в целях завладения им и использования в качестве имуще­ства, то такие действия квалифицируются по совокупности с нормами гл. 21 УК.

Квалифицирующими признаками рассматриваемого преступления согласно ч. 2 ст. 211 УК является его совершение: 1) группой лиц по предварительному сговору (п. «а»), 2) с применением насилия, опасного для жизни или здоровья, либо с угрозой применения такого насилия (п. «в»), 3) с примене­нием оружия или предметов, используемых в качестве оружия (п. «г»). Содержание данных признаков в основе совпадает с содержанием аналогичных признаков разбоя (ст. 162 УК РФ).

Особо квалифицирующими признаками рассматриваемо го деяния согласно ч. 3 ст. 211 УК РФ являются совершение его: 1) организованной группой, 2) наступление по неосторожнос­ти виновного смерти человека или 3) наступление по неосто­рожности виновного иных тяжких последствий. Содержание данных особо квалифицирующих признаков в основе совпада­ет с содержанием аналогичных признаков ранее рассмотрен­ных составов преступлений.

3.8. Массовые беспорядки (ст. 212 УК РФ).

Первый непосредственный объект рассматриваемого преступления — общественные отношения, обеспечивающие ос­новы общественной безопасности. Иными непосредственными объектами данного преступления могут альтернативно выступать безопасность жизни и здоровья людей, собственность, по­рядок управления.

Объективная сторона массовых беспорядков альтернативно характеризуется: 1) организацией массовых беспоряд­ков в формах, альтернативно перечисленных в ч. 1 ст. 212 УК РФ; 2) участием в таких массовых беспорядках (ч. 2 ст. 212); 3) призывами к активному неподчинению законным требова­ниям представителей власти и к массовым беспорядкам (ч. 3 ст. 212); 4) призывами к насилию над гражданами (ч. 3 ст. 212 УК РФ).

Под массовыми беспорядками в смысле ст. 212 УК РФ сле­дует понимать действия неопределенного количества людей (толпы), нарушающие общественный порядок, содержанием которых альтернативно выступает совершение погромов, под­жогов, уничтожение имущества, применение огнестрельного оружия, взрывчатых веществ или взрывных устройств в соче­тании с оказанием в каждом случае вооруженного сопротивле­ния представителю власти.

Организация массовых беспорядков выражается в действи­ях лица по созданию толпы для нарушения общественного по­рядка путем агитации, призывов и соответственно либо по ру­ководству толпой для нарушения общественного порядка. Пре­ступление, предусмотренное в ч. 1 ст. 212 УК РФ, считается оконченным с момента выполнения любого из указанных и диспозиции данной нормы действий (насилие, погромы, под­жоги, уничтожение имущества, применение огнестрельного оружия, взрывчатых веществ или взрывных устройств) в соче­тании с оказанием вооруженного сопротивления представите­лю власти.

Участие в массовых беспорядках означает совершение ли­цом любого из действий, составляющих содержание объектив­ной стороны массовых беспорядков, предусмотренных ч. 1 ст. 212 УК, кроме действий по организации или руководству ими. Этими действиями являются: насилие, погромы, поджоги, уничтожение имущества, применение огнестрельного оружия, взрывчатых веществ или взрывных устройств. Содержание по­нятия насилия применительно к рассматриваемому преступле­нию совпадает с содержанием данного попятим применительно к преступлениям против личности. Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, а также убийство, совершенные в ходе массовых беспорядков, квалифицируются по правилам, относящимся к совокупности преступлений. Применение огнестрельного оружия, взрывчатых веществ или взрывных устройств означает использование их по назначению. Преступле­ние в данной форме окончено с момента фактического выпол­нения любого из указанных действий.

Призывы к активному неподчинению законным требованиям представителен власти и к массовым беспорядкам (ч. 3 ст. 212 УК) означают обращение к группе граждан (толпе) с такими призывами любым способом с целью возбудить у них желание к совершению данных действий. Массовые беспоряд­ки в данной форме окончены с момента обнародования призы­вов к активному неподчинению законным требованиям как ми­нимум одного представителя власти и к массовым беспорядкам.

Призывы к насилию над гражданами (ч. 3 ст. 212 УК РФ) — это обращение к группе граждан (толпе), в котором содержится побуждение к причинению смерти, вреда здоро­вью, телесной неприкосновенности либо ограничению свободы неопределенного числа лиц.

Субъект преступления — лицо, достигшее 16 лет. Субъективная сторона деяния, предусмотренного ч. 1 ст. 212 УК РФ, характеризуется прямым либо косвенным умыслом по отношению к последствиям, указанным в диспози­ции соответствующей нормы. Субъективная сторона деяний, предусмотренных в ч. 2 или 3 ст. 212 УК РФ характеризует­ся виной в виде прямого умысла. Мотивы таких действий на квалификацию содеянного по ст. 212 УК РФ не влияют.

3.9. Пиратство (ст. 227 УК РФ).

Непосредственным объектом данного преступления явля­ются отношения, обеспечивающие основы общественной без­опасности. Иными дополнительными непосредственными его объектами альтернативно являются общественные отношения обеспечивающие безопасность жизни или здоровья личности, отношений собственности, безопасность судоходства.

С объективной стороны пиратство выражается в совершении нападения на морское или речное судно. Согласно ст. 101 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. (ратифицирована Федеральным законом от 26 февраля 1997 г. № 30 - ФЗ) пират­ство определяется как: 1) любой неправомерный акт насилия, задержания или любой грабеж, совершаемый экипажем или пассажирами какого-либо частного судна или частного лета­тельного аппарата и направленный: а) в открытом море против другого судна или летательного аппарата или против лиц пли имущества, находящихся на борту; б) против какого-либо судна или летательного аппарата, лиц или имущества в месте вне юрисдикции какого бы то ни было государства; 2) любой акт добровольного участия в использовании какого-либо судна или летательного аппарата, совершенный со знанием обстоя­тельств, в силу которых судно или летательный аппарат явля­ется пиратским судном или летательным аппаратом; 3) любое деяние, являющееся подстрекательством или осознанным со­действием совершению действия, предусматриваемого в под­пункте 1 или 2[7].

Нападение выражается во внезапных активных действиях нападающих, соединенных с насилием или угрозой его приме­нения с целью захвата судна и завладения чужим имуществом. По объективной стороне пиратство сходно с разбойным напа­дением, только нападение осуществляется на морское или реч­ное судно.

Насилие при пиратстве выражается в нанесении побоев и истязаний либо влечет причинение вреда здоровью различной тяжести. Цель захвата судна выражается в намерении устано­вить над судном полный или частичный контроль, позволяю­щий завладеть грузом или имуществом пассажиров и членов команды.