Смекни!
smekni.com

Преступления против мира и безопасности человечества (стр. 4 из 5)

а) предприняты с целью, временно сохранить ценности от случайных военных действий;

б) предусмотрены мирным договором, например, в связи с репарациями;

в) предусмотрены после безоговорочной капитуляции стороны, развязавшей агрессивную войну решением высшего органа стран – победительниц на оккупированной территории (с последующим решением этого вопроса в мирном договоре).

Вместе с тем, разрешение, которое дает военное или гражданское руководство военнослужащим, на захват и вывоз определенного количества имущества, в том числе, «бесхозного», а тем более организация такого захвата и вывоза (например, складирование имущества трофейными командами с последующей раздачей военнослужащим или транспортировкой для руководящих политических и военных деятелей) несомненно, является формой разграбления имущества в смысле ст. 356 УК.

Интересный вопрос – соотношение рассматриваемой нормы и крайней необходимости. Например, является ли преступлением в смысле ст. 356 УК разрушение определенного числа строений и вывоз полученных таким образом строительных материалов для создания укреплений, предназначенных защищать военнослужащих от огня противника. Международно-правовые документы учитывают эту возможность, оговаривая, что незаконное присвоение имущества наказуемо, если оно не вызывается военной необходимостью. Но ее критерии могут определяться лишь с учетом всех обязательств конкретного случая, а не заранее. Поэтому при квалификации деяния по ст. 356 УК надо уделять внимание аргументации отсутствия (военной) необходимости.

Субъективная сторона рассматриваемых деяний – прямой умысел за нарушение законов и обычаев войны или иного вооруженного конфликта, минимизирующих их вредные последствия. Мотив не имеет значения для квалификации, но важен для индивидуализации наказания (фанатизм, ложное понимание служебного долга, корысть, месть за погибших и т.д.)

Субъектами рассматриваемых деяний могут быть как лица, отдающие приказы о нарушении законов и обычаев войны, так и лица, организующие их исполнение, а равно совершающие действия, предусмотренные ст. 356 УК по своей инициативе.

Часть 2 ст. 356 УК предусматривает ответственность за применение оружия массового поражения, запрещенного международным договором. Преступление является оконченным с момента запуска ракеты – носителя такого оружия, взлеты воздушного судна с этим оружием, выпуска в сторону противника отравляющих или бактериологических веществ. О понятии оружия массового поражения говорилось при рассмотрении ст. 355 УК.[8]

2.2 Наемничество

Наемничество (ст. 359 УК). Мы относим наемничество к группе военных преступлений, так как речь идет о нарушении законов и обычаев войны (применение запрещенных средств и методов ее ведения). Даже в тех случаях, когда действия, составляющие объективную сторону наемничества совершаются, до начала боевых действий, они целенаправленны и на нарушение законов войны в ходе последних. Вместе с тем, говоря о непосредственном объекте наемничества как преступления, надо отметить его двойной характер: посягательство осуществляется и на отношения мира между государствами, генерируя напряженность в этих отношениях.

Ответственность по ст. 359 УК наступает при наличии двух условий. Одно из них, в отличие от текста предыдущей статьи УК подразумевается, а не оговорено прямо: уголовно-правовой запрет наемничества осуществляется в рамках Устава ООН о запрещении вербовки, использование определения наемника, которое дает закон. Согласно примечания к ст. 359 УК, воспроизводящему международно-правовое определение, наемником признается лицо:

а) не являющееся гражданином государства, ведущего боевые действия, или не проживающее на его территории, а также не направленное на эту территорию для выполнения официальных обязанностей;

б) реализующее цель получения материального вознаграждения за участие в боевых действиях;

Ст. 359 УК, как и ст. 356 УК карает за наемничество, обслуживающее не только войны (кстати, сам этот термин в статье не используется), но и любой вооруженный конфликт или военные действия, как межгосударственного, так и внутригосударственного характера.

Объективная сторона деяний, предусмотренных ст. 359 УК многовариантна. Устанавливается ответственность за вербовку, обучение, финансирование или иное материальное обеспечение наемника, а равно за его использование в боевых действиях. Наказуема вербовка, совершенная любым способом от предложений и обещаний до принуждения. Финансирование или материальное обеспечение также наказуемо, независимо от способов (предоставляется наемнику, или его близким, или лидеру группы для распределения; единовременно или регулярно; в денежной или иной форме и т.д.). Использование в вооруженном конфликте или военных действиях предполагает как непосредственное участие в боевых операциях, так и их обслуживание связью, транспортом и т.д.

Квалифицирующие обстоятельства деяния вербовщика, предусмотренные частью 2 ст. 359 УК; использование служебного положения или в отношениях несовершеннолетнего. В последнем случае представляется, что действия с ответственностью вербовщика должны по совокупности квалифицироваться и по ст. 150 УК.[9] Наряду с ответственностью вербовщика предусматривается (часть 3 ст. 359 УК) ответственность самого нанятого лица (наемника) за участие в вооруженном конфликте или военных действиях. Представляется, что это деяние окончено с момента включения наемника в состав вооруженных сил стороны такого вооруженного конфликта (военных действий).

Субъективная сторона всех форм наемничества квалифицируется прямым умыслом, при наличии квалифицирующих обстоятельств, в том числе связанных с несовершеннолетием вербуемого лица, виновный должен осознавать их наличие и связь с предпринимаемыми им действиями. Мотивация деяний, предусмотренных ст. 359 УК может быть самой разнообразной от корысти до чувства патриотизма – она влияет на индивидуализацию ответственности и наказание.

Субъектом всех форм наемничества может быть лицо, достигшее 16 лет, действующее как по поручению другого лица, организации, государства, так и по собственной инициативе. Субъект преступления, предусмотренного частью 3 – специальный: лицо, завербованное в качестве наемника и включенное в вооруженное формирование завербовавшей его стороны.

Деяние, предусмотренное основным составом (часть 1 ст. 359 УК), является тяжким преступлением: квалифицированный состав (ч. 2) – особо тяжким преступлением. Деяние, предусмотренное ч. 3 (участие завербованного лица в боевых действиях) является тяжким преступлением.


Заключение

Планирование, подготовка, развязывание агрессивной войны в соответствии с общепризнанными нормами международного права являются преступлением против мира, поскольку ведут к нарушению мирного сосуществования народов и государств, предсказуемым человеческим жертвам и неоправданным материальным затратам, неимоверным страданиям мирного населения, в том числе женщин и детей, разрушению или уничтожению народно-хозяйственных объектов, архитектурных памятников и культурных ценностей.

Общественная опасность публичных призывов к развязыванию агрессивной войны заключается в том, что такие действия формируют в обществе и соответствующих структурах государственной власти социально – психологическую атмосферу морального оправдания и готовности к ведению войны, а следовательно, создают соответствующую поддержку лицам, занимающим государственные должности государственной службы Российской Федерации и компетентным принимать решения о начале ведения войны, при принятии ими решений о развязывании агрессивной войны.

Общественная опасность производства и распространения оружия массового поражения заключается в том, что в случаях межгосударственных или внутринациональных конфликтов создается реальная возможность их использования в качестве средства решения конфликта в пользу стороны, обладающей таким оружием, а это создает угрозу массовой гибели людей, заражения или уничтожения животного или растительного мира в регионе конфликта, к иным вредным для общества и окружающей природной среды последствиям.

Общественная опасность действий, заключающихся в применении запрещенных нормами международного права средств и методов ведения войны, состоит в том, что при их применении не только попираются нормы международного права, но главным образом причиняются неоправданные страдания участникам вооруженного конфликта и мирному населению, увеличиваются человеческие жертвы и уничтожаются или разрушаются народно – хозяйственные объекты, обеспечивающие жизнедеятельность людей, уничтожаются безвозвратно культурные и архитектурные памятники как достижения человеческой цивилизации.

Общественная опасность геноцида заключается в том, что в результате совершения составляющих это преступление действий, полностью или частично прекращает или может прекратить существование определенная национальная, этническая, расовая или религиозная группа людей, характеризующаяся самобытностью традиций, образа жизни и культуры, иными особенностями жизнедеятельности. Во Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г., провозглашается, что каждый человек имеет право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность, что никто не должен подвергаться пыткам или жестоким, бесчеловечным или унижающим его достоинство обращению и наказанию, что каждый человек, где бы он ни находился, имеет право на признание его правосубъектности, что все люди равны перед законом и имеют право, без всякого различия, на равную защиту закона. Опасность экоцида заключается в Ом, что составляющие это преступление действия могут нанести либо наносят огромный вред окружающей природной среде как естественной основе обитания людей, устойчивого социально – экономического развития страны и общества, сохранению генофонда народа, животного и растительного мира.